Морские истории - ХранителиРодины.рф

Гости Феодосии могут увидеть снова во всём великолепии прекрасный дворец в восточном стиле – с куполами, резными перилами, балконами, прикрытыми решётками. Выстроил его в начале прошлого века богатый табачный фабрикант Иосиф Стамболи. И здесь уже семь лет размещается Музей подводной археологии.

Все экспонаты подняты с морского дна – и у берегов Феодосии, и в разных других уголках Крыма. Тысячи лет гибли суда возле полуострова. От самых древних – античных триер или византийских дромонов море не оставило почти ничего. Хотя и места их гибели рассказывают подводным археологам много интересного. И Великая Отечественная война «читается» по подводным находкам. У каждого ушедшего под воду корабля и самолёта – своя история.

Хрупкие сенсации

Встречают посетителей огромные античные пифосы и узкогорлые амфоры. Именно в такой таре перевозили когда-то зерно, масло, солёную рыбу, вино. Сосуды обычно отмечают место гибели древних кораблей. Иногда, если судно шло на дно и «становилось» на грунт, груз оставался в таком же положении, как его когда-то уложили. Если корабль разрушался или течение волочило обломки по дну, оно оказывалось усеяно сосудами и черепками. Так что, даже такие находки могут кое-что важное рассказать.

Обычно материя, бумага, дерево – находки редкие, они под водой сохраняются редко. Так что, для подводных археологов находка деревянного корабля – настоящая сенсация. В музее отдельная витрина посвящена «Форосскому византийцу». Такое имя получил древний корабль XIII века, найденный недалеко от Севастополя. Длина его могла достигать примерно сорока метров. Судовой набор неплохо сохранился, учёные обнаружили пару десятков амфор.

Иногда затонувшие корабли преподносят удивительные сюрпризы: от погибшего корабля остается,… например, деревянная лопата. Есть такой экспонат, поднятый с судна XVIII века. Кто-то из матросов ворошил зерно в трюме лопатой, случилось ЧП, и корабль пошёл ко дну. Вода «съела» металлические и деревянные части, оснастку – и осталась куча окаменевшего зерна, куда матрос воткнул лопату.

…«№ 438. Старший ординатор Севастопольского Морского госпиталя коллежский советник Григорьев назначается заведующим приёмным покоем в Минном адмиралтействе вместо надворного советника Яковлева с оставлением обоих в прочих занимаемых ими обязанностях… Вице-адмирал Маньковский». Ну что, скажете вы. Ну, сколько таких приказов выходило из морского ведомства и подчинённых ему структур… Но дело не в содержании документа, а в том, где его нашли! В каюте капитана эсминца «Лейтенант Зацарённый». Этот корабль входил в состав 2-го дивизиона Минной бригады Черноморского флота. И сам подорвался на мине летом 1917 года. Погибли 44 члена экипажа и командир корабля Павел Штильберг.

Множество бумаг – приказы, инструкции, письма, достали с «Лейтенанта Зацарённого» после того, как корабль пробыл под водой чуть ли не век. Стеллажи с книгами, в том числе подшивки документов, оказались плотно укрыты водорослями – возможно, это тоже поспособствовало сохранению. Специалисты музея срочно выяснили, как правильно консервировать бумагу, извлечённую из морской воды. И всё написанное на таких хрупких носителях оказалось вполне читаемым.

«Генерал» и Айвазовский

В музее есть предметы с колёсного парохода «Генерал Коцебу». Прославился корабль тем, что был первым судном, которое прошло по Суэцкому каналу. На борту тогда была представительная делегация. В числе её – и великий художник-маринист Иван Айвазовский. Кто бы мог предположить, что «Генералу Коцебу» осталось бороздить моря всего 26 лет после этого громкого события! В 1895 году в районе мыса Тарханкут он столкнулся с транспортом «Пендаклия». И пошёл на дно. К счастью, рейс у парохода был «пустым», без пассажиров. А экипаж спасся. С «Генерала Коцебу» подняли несколько предметов кухонной утвари – в том числе и нагревательный аппарат, облицовочную плитку, столовые приборы, фрагмент документа.

Исследования парохода продолжились в 2018 году, уже не крымскими специалистами. Они заявили, что на корабле могли быть… картины Айвазовского, якобы подаренные в память о знаменательном путешествии. Но полотен обнаружить так и не удалось.

Якоря, грузила, стеклянные и фарфоровые пузырьки, посуда, гвозди и множество других «морских» экспонатов находится в витринах музея.

А экскурсоводы расскажут удивительные истории о гибели кораблей, объяснят, какие из них превратились в легенды, и почему. Конечно, посетители часто спрашивают про «Принца», затонувшего в Балаклавской бухте в 1854 году. В народе его окрестили «Чёрным принцем». Увы, набитые золотом сундуки, которые вёз корабль – легенда. Они были выгружены заблаговременно, и тонул «Принц» уже без них.

А кому не интересно узнать о необычном корабле, про который в своё время моряки шутили: мол, он самый длинный в мире – нос в Стамбуле, а корма в Севастополе! Это была действительно необычная катастрофа в Чёрном море. Пароход «Харьков» в 1933 году вёз груз зерна и гороха. И на подходе к Босфору сел на мель. Снять судно с неё мешал поднявшийся шторм и пробоина, которую уже на камнях получил пароход. Вода стала заливать трюмы, горох стал разбухать, и… буквально разорвал корабль! Через три дня сидения на мели, пароход просто развалился. Груз забрали подошедшие к месту ЧП советские корабли. Носовую часть удалось довести до Стамбула, корму отбуксировали в Севастополь.

Воссоединились обе части корабля через пару месяцев после расставания. «Харьков» ещё ходил по морям и даже океанам. А в 1941 году «Харьков» снова оказался у берегов Крыма, был полузатоплен при попадании авиабомбы. Немцы, оккупировав Крым, вытащили и отремонтировали корабль. И уже под именем «Boy Federzen» он ходил из Севастополя в Румынию. Пока его не затопили уже советские бомбардировщики. Три года назад место гибели корабля было уточнено, лежит он у мыса Тарханкут.

В коллекции музея есть много экспонатов, которые археологи отыскали во время работ в затонувшем древнем городе Акра, что у берега Керченского полуострова. Здесь были найдены керамические сосуды, фрагменты саркофагов, каменные якоря, монеты, каменные предметы. А на фотографиях и в видеороликах, сделанных под водой, можно увидеть, как трудятся подводные археологи.

Этот музей является филиалом Черноморского центра подводных исследований. Поэтому постоянно обогащается новыми экспонатами, и… новыми историями.

Одна из самых удивительных находок подводных археологов – американский истребитель «Киттехоук» (Kittyhawk): такие Советскому Союзу поставлялись по программе ленд-лиза. «Останки этой машины были обнаружены нами в ходе совместной экспедиции с общественной организацией «Батарея 29-бис», – рассказывает сотрудник Музея подводной археологии Владимир Чешуин, хранитель музея, много лет увлеченный своей работой, считает, что именно из таких историй молодое поколение узнает, что такое война, и что в любых обстоятельствах настоящая дружба – это очень важно!

– Находка уникальна: самолёт, пролежавший на дне около 70 лет, прекрасно сохранился под слоем ила. Уцелела обшивка и бортовой номер на ней. И через архив удалось выяснить судьбу лётчика. Им оказался Николай Крайний. И он не погиб в этом бою».

Именно эта история – пример фронтовой дружбе и образец настоящих хранителей Родины. Николай Крайний и его земляк Александр Карпов закончили одно лётное училище, и служили в одной части. 15 ноября 1943 года Николай отправился на боевое задание, и не вернулся. Местонахождение установили примерно: где-то у берега Крыма, в Керченском проливе. Фашистам удалось подбить самолёт, но лётчик его посадил на поверхность воды, выбрался и даже смог развернуть надувную лодку. В ней и дожидался помощи. А Карпов, вернувшись со своего задания, добился разрешения на новый вылет – искать друга. И ведь нашёл, вызвав к месту дрейфа лодки спасательный катер.

А при освобождении Крыма, в апреле 1944 года, Николая Крайнего снова сбили у берегов полуострова, только уже на западе, у мыса Тарханкут. И он снова успешно приводнился. Вот только в этот раз манёвры лётчика заметили немцы, и выслали гидроплан, чтобы захватить пилота. Сюда же спешил и советский катер. А Александр Карпов опять вылетел спасать товарища. И сбил немецкий гидроплан. Так что, советский катер поднял на борт не только Крайнего, но и четырёх немцев. Оба лётчика воевали до окончания войны, жизнь прожили длинную и яркую.

- Благодаря тому, что сохранился и самолёт, и всё, что было на борту, посетители музея могут увидеть замечательные экспонаты: шёлковый парашют, кислородную маску лётчика, американский авиационный пулемёт, и, конечно, камеру. Дело в том, что Крайний совершал разведывательный полёт, проводил аэрофотосъёмку немецких позиций. Очень важно, что у людей, которые приходят в наш музей, есть возможность вот так, через такие восстановленные эпизоды, прикоснуться к прошлому, к нашей истории.

Владимир Чешуин

Это интересно

Осенью 2019 году во время реставрационных работ на даче Стамболи строители нашли в воздуховоде купюру времён Гражданской войны, отпечатанную при генерале Врангеле. Номинал банкноты – 10 тысяч рублей. А ранее в стене дачи нашли такую же купюру, но в худшем состоянии.

На больших глубинах Чёрного моря, в сероводородном слое – а он начинается в разных местах на глубине от 50 до 300 метров, предметы сохраняются лучше. Примером может служить найденный в этом году теплоход «Армения». Погиб он в ноябре 1941 г., вместе с тысячами раненых и эвакуировавшихся людей. Его отыскали на глубине 1,5 километра. Подводный аппарат зафиксировал на леере одной из палуб… медицинский халат. Возможно, кто-то из медиков привязал его, надеясь, что немецкие лётчики не станут бомбить санитарный транспорт…

Как найти

г. Феодосия, проспект Айвазовского, 47-А. Доехать можно на автобусе № 2 и № 4, выйти на остановке «Улица Листовничей».

Комментарии