Будет по-нашему! - ХранителиРодины.рф

Кто стал основателем Петербургского музея и сохранил через весь советский период нашей истории целое собрание связанное с именем Рерихов, которое впоследствии станет основой нынешнего музея

В 2000 г. группой сотрудников СПбГУ и Мемориального собрания

Степана Степановича Митусова был создан Рериховский центр Университета, сформирована рабочая группа по организации музея. Основой концепции будущего музея явилась рериховская идея о том, что Музей (в широком смысле) – это «обиталище всех родов Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их». Учитывая многогранность творчества семьи Рерихов, необходимость введения их наследия в научный оборот, создатели музея настаивали на такой форме организации, как музей-институт.

Санкт-Петербург - родина Рерихов, здесь начинался жизненный и творческий путь старшего и младшего поколений этой замечательной семьи, петербургская культура воспитала и напоила их дарования, чтобы они смогли затем развить её лучшие традиции во всех частях света. На берегах Невы взошло, чтобы засиять на весь мир, уникальное созвездие огненных, ищущих душ.

После вынужденной эмиграции Рерихи оставят большую часть своих вещей находящихся в Санкт-Петербурге своему родственнику и товарищу Степану Степановичу Митусову, чья семья на протяжении более чем восьмидесяти лет сохраняла для своей страны культурные ценности, которые в 2007 году станут основой музея

Основу мемориальной экспозиции составляет наследие, сохранённое

Людмилой Степановной Митусовой, дочерью Степана Степановича и её семьёй. Семья эта, аристократическая по своим корням, была тесно связана с культурной и научной жизнью России, и то, что удалось сохранить Митусовым, хранит память пяти поколений, охватывая полуторастолетний период отечественной истории. Музейное собрание хранит свидетельства тесных связей между семьями Митусовых, Рерихов,

Римских-Корсаковых, Мусоргских, Потоцких и др. Не менее значительна та часть в составе коллекции, которая относится к советскому периоду нашей истории и отражает драматизм духовных биографий тогдашнего поколения и борьбу, которую пришлось выдержать лучшим русским людям, «дабы свеча не погасла». Для дополнения общей картины деятельности представителей семейного круга Рерихов – Шапошниковых – Голенищевых-Кутузовых – Митусовых – князей Путятиных, а также их друзей и коллег современными исследователями был собран научно-документальный фонд. Всё вместе это составляет музей петербургской семьи в широком смысле слова, в основании которой – не одно поколение коренных жителей нашего города (начиная с его основания), создателей и выразителей «петербургского текста русской культуры», по замечательному выражению акад. В. Н. Топорова.



Заветы

Все эти годы Л. С. Митусова выполняла поручение отца – поддерживала связь с Рерихами, которые к тому времени уже находились в Индии и в США, путешествовали по Европе и Азии. Во время приезда в Москву в 1926 году Рерихи передали для неё через С. С. Митусова памятные вещи и отдельные поручения в сфере культурных связей между Россией и США, ведение переписки с вице-президентом Музея Рериха в Нью-Йорке Зинаидой Лихтман (Фосдик). Также по их просьбе Людмила Степановна вела работу по учёту творческого наследия Н. К. Рериха в музеях Ленинграда.

«…На тебя легла обязанность выполнения части заветов Николая Константиновича [Рериха]. Ты любишь красоту, и каждое достижение, как бы мало оно ни было (тут мелочи прекрасны) ступень к высотам, о которых говорит Николай Константинович», – в 1930-е годы писал Степан Степанович своей дочери из Хибиногорска, где он в это время организовывал Рабочую консерваторию.

В 1957 году их старшему сыну Юрию Николаевичу Рериху, известному востоковеду удалось вернуться на родину. Обосновавшись в Москве и возглавляя сектор истории религии и философии Индии в Институте народов Азии АН СССР, Юрий Николаевич немало усилий посвятил организации Музея Н. К. Рериха в Ленинграде.

«Будет по-нашему», – говорил кузине Л. С. Митусовой в 1960 году о Музее Ю. Н. Рерих, который к этому времени уже добился согласия Министерства Культуры СССР на его создание в помещениях бывшего ИОПХ. Активное участие в подготовке Музея принимало Географическое общество, другие организации. Подключились и ленинградские власти. Однако внезапная смерть Юрия Николаевича остановила этот процесс на долгие годы.

В этих условиях определённым достижением стала организация Музея-усадьбы

Н. К. Рериха в Изваре. Вклад сестёр Митусовых стал основой коллекции подлинных вещей, без которых открытие музея было невозможно. В 1970-е гг. художник Святослав Николаевич Рерих продолжил работу по организации музея, привлекая к этому, прежде всего, деятелей искусства и науки. Его обращения в Академию наук, Академию художеств и к ленинградским властям помогли обеспечить сохранность фамильных вещей семьи Рерихов. Однако вопрос о музее в Петербурге оставался открытым.

Собрание сохранилось не полностью. Многие вещи погибли в годы репрессий и блокады. В 1956 г. 73 произведения Николая Рериха пополнили коллекции этих художников в Русском музее. В 1981 г. в Отдел рукописей Российской национальной библиотеки от сестёр Митусовых, Людмилы и Татьяны, поступили автографы

И. Ф. Стравинского, Н. К. Рериха, С. С. Митусова и других деятелей культуры. В 1983 г. в Алтайский краеведческий музей в Барнауле было передано 93 экспоната. Наконец, в 1984 г., после завершения реставрации Музея-усадьбы Н. К. Рериха в Изваре, часть рериховской мебели вошла в его постоянную экспозицию. Однако в течение многих лет Собрание не только рассредоточивалось, но и пополнялось. Прежде всего, благодаря Ю. Н. Рериху, который передал в 1957–60 гг. сёстрам Митусовым две картины Н. К. Рериха, письма, фотографии и памятные вещи. Также и от С. Н. Рериха в течение 40 лет поступали книги, письма, подарки. Оставили свой след в Собрании исследователи творчества семьи Рерихов и их ученики

(Б. Н. Абрамов, П. Ф. Беликов, А. Ю. Калнс, Г. Ф. Лукин, Р. Я. Рудзитис,

Б. А. Смирнов-Русецкий, З. Г. Фосдик, В. Т. Черноволенко и другие). Долгие годы поддержку оказывал директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Даниил Энтин.

С 2001 года и по сей день фонды музея пополняются благодаря дарам коллекционеров, а также художников и хранителей мемориальных, семейных собраний.

В самых общих чертах Собрание имеет следующую структуру: автографы, личные вещи, книги, фотографии Елены Ивановны Рерих; художественные произведения, автографы, рукописи, личные вещи, археологические находки, книги, фотоматериалы Николая Константиновича Рериха и письма к нему; детские рисунки и лепка, автографы и книги, фотографии и личные вещи Юрия Николаевича Рериха; детские рисунки и записки, автографы и книги, фотографии Святослава Николаевича Рериха; кроме этого в Собрании хранятся автографы и произведения ближайших родственников семьи Рерихов: самого С. С. Митусова, Б. К. Рериха и родственников Е. И. Рерих по линии Голенищевых-Кутузовых – князя П. А. Путятина, Рыжовых, Муромцевых, Потоцких, Шаховских.

Рериховские идеи возвращаются к своим истокам, восстанавливается преемственность Рериховского наследия в культурно-историческом пространстве Петербурга.



ПО ЖЕЛАНИЮ ЛЮДМИЛЫ СТЕПАНОВНЫ

Собрание стало базовым фондом при создании Мемориального музея семьи Рерихов в Санкт-Петербурге, который с 2007 года носит название

Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов.

12 марта 2007 года вышло в свет Постановление № 248 Правительства

Санкт-Петербурга о создании на базе Некоммерческого учреждения культуры «Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге» Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры «Музей-институт семьи Рерихов».

Благодаря постоянной поддержке Санкт-Петербургского государственного университета в лице ректора Л. А. Вербицкой, участию Государственного Эрмитажа в лице М. Б. Пиотровского и Российской Академии наук в лице академиков

Б. С. Соколова и А. А. Фурсенко, а также других деятелей науки и культуры и организаций, содействию губернатора Санкт-Петербурга

В. И. Матвиенко был решен вопрос о предоставлении музею здания в исторической части города – на наб. лейтенанта Шмидта, д. 41.

ОЧЕНЬ СИМВОЛИЧНО, ЧТО

Музей-институт семьи Рерихов с 2003 года располагается в особняке, принадлежавшем известному художнику и коллекционеру Михаилу Петровичу Боткину (1839—1914). Дом был построен по типовому проекту архитектора Ж.-Б. Леблона под руководством Д. Трезини в 1720-х годах. В 1883 году здание купил М. П. Боткин, и по его заказу архитектор А. К. Бруни надстроил мансарду, осуществил переделки фасада и интерьеров.

В доме № 41 по Николаевской набережной бывали многие известные деятели русской культуры, в т.ч. Н. К. Рерих, больше восемнадцати лет прослуживший вместе с Боткиным в ИОПХ. Здесь располагались уникальные коллекции, за что особняк у тогдашних жителей Петербурга получил название «дом-музей».

Академик исторической живописи, искусствовед и собиратель Михаил Петрович Боткин приобретал произведения искусства во время путешествий по Германии, Франции и Италии, а также в Петербурге. В его собрании выделялись древнегреческие и этрусские терракоты и вазы, византийские эмали на золоте, французские и немецкие эмали бронзы романской эпохи и итальянские майолики эпохи Возрождения. Фоном для произведений искусства служила изысканная отделка интерьеров дома в манере палаццо итальянского возрождения. Главным украшением служили майоликовые камины и панели, двери, десюдепорты, украшенные резьбой в стиле гротеск. Уникальная коллекция располагалась в нижнем этаже особняка, в пяти комнатах. Две из них были отданы работам художника А. А. Иванова (более 100 картин и этюдов). Огромное собрание русской живописи Боткина включало картину Н. К. Рериха «Перед боем» (1900). Коллекция была доступна для посещения.

С того времени как Музей-институт семьи Рерихов располагается в доме, принадлежавшему М. П. Боткину, ведётся работа по сбору информации об истории особняка, его бывших обитателях и гостях. Потомки Боткиных передали в фонды СПбГМИСР ценный художественный и документальный материал.



КСТАТИ

Музеи и общества имени Рериха находятся не только в России, а также ещё в странах СНГ, Европы, Америки и Индии.

КАК НАС НАЙТИ

Музей находится на Васильевском острове (на котором свою молодость провел Николай Константинович, где окончил школу, университет и академию художеств, где жила и его возлюбленная Елена Ивановна) 18 линия дом 1 с прекрасным видом на Неву.

Музей работает со среды по воскресенье в 11:00 до 18:00, длинные дни среда (12:00 – 21:00) и пятница (12:00 – 20:00). Позвонить и записаться на экскурсию можно по телефону (812) 327-35-06.

Комментарии