Одобрено редакцией
Место притягательной силы
Этнографический музей под открытым небом им. В. И. Романова, Козьмодемьянск, Республика Марий Эл
Кому не знаком фразеологизм «попасть в просак»? Но вот как реально выглядит этот просак, мало кто может сказать. Узнать, что это за предмет и даже увидеть его в деле, можно, посетив город Козьмодемьянск, который раскинулся на крутом волжском берегу. Самой высокой точкой города, откуда открывается красивейший вид на Волгу и всю округу, является Этнографический музей под открытым небом, в котором собраны памятники зодчества, предметы быта и труда Горномарийского народа. Завесу тайны над загадочным предметом для нас приоткроет старший научный сотрудник отдела учета и хранения Козьмодемьянского музейного комплекса Софья Лобанова, которая также расскажет о культурных и исторических ценностях, представленных в музее.
Небо над головой
Козьмодемьянск – город с многовековой историей, берущей начало от завоевательных походов Ивана Грозного на Казань, когда в 1583 году стрельцами был заложен город, названный в честь святых бессребренников Космы и Дамиана. К многочисленным памятникам культурного наследия, сохранившимся в Козьмодемьянске, в год его 400-летия добавился еще один – открывшийся Этнографический музей под открытым небом, который стал визитной карточкой волжского городка, а с ним и всей Республики Марий Эл.
- Этнографический музей – уникальный комплекс под открытым небом. История появления музея связана со строительством Чебоксарской ГЭС. Ее запуск вызвал подъем уровня воды в Волге, из-за чего ушли под воду многие прибрежные деревеньки Горномарийского района. Идея создания музея, который бы сохранил для потомков памятники истории, культуры и быта народа мари, населявшего горную часть, принадлежит председателю Президиума Верховного Совета МАССР Виталию Иосифовичу Романову. Он был родом из Горномарийского района. Сегодня музей носит его имя. Еще одним человеком, чье имя навсегда вписано в историю козьмодемьянского этнографического музея, был Михаил Платонович Романов. Он занимался организацией строительства музея, а потом более двадцати лет являлся его директором.
Первые музейные экспонаты свозились сюда из деревень, попавших в зону затопления. На пяти гектарах земли собраны старинные деревенские избы, хозяйственные постройки, в которых сохранено внутреннее убранство, предметы культуры, быта и ремесла горномарийского народа, история которых относится к XIX веку. На сегодняшний день фонды музея состоят из более чем семи тысяч экспонатов, которые являются подлинными предметами истории, и в этом их несомненная ценность. Это единственный музей, рассказывающий о жизни народа мари. Он входит в дюжину лучших этнографических музеев страны.
Пожалуй, одной из самых старинных и оттого ценнейших построек музея этнографии является деревянный двухэтажный амбар с предамбарьем.
- Это типичная постройка народа мари. Амбар построен в 1860-м году и для своих 160-ти лет сохранился в отличной форме. Секрет – в способе выбора и обработки древесины коренных марийцев. Во-первых, для постройки бралась неподсоченная сосна, с которой не собиралась смола, а во-вторых, при строительстве не использовалась пила, которая «лохматит» структуру древесины, отчего та подвергается быстрому гниению. Сруб выполнен топором, который словно запаивал срез дерева, без единого гвоздя.
Обряд в курной избе
Еще один объект, который, по признанию хозяйки музея, вызывает большой интерес у всех, кто в нем бывает, – это курная изба. Причем, экскурсоводы обязательно задают гостям вопрос относительно ее названия. Ответы чаще всего бывают связаны с курами и курением. И, что интересно, и те, и другие оказываются правы. «Обстановка в курной избе с почерневшими от дыма и копоти стенами и потолком, земляным полом напоминает о тяжелом прошлом жителей марийского края, – отмечает Софья Юрьевна, – Изба состоит из одного помещения, большую его часть занимает печь из природного камня, у которой нет трубы, поэтому дым при ее растапливании окуривал избу. Отсюда название избы – курная. Вместе с членами семьи в зимнее время в избе содержались домашние животные, в том числе и куры – отсюда и второй вариант названия».
Осматривая экспозицию, приходишь к пониманию, что все вопросы организации быта у наших предков основывались на глубоких знаниях природных явлений. Например, земляной пол в избе был совсем не случайно – земля впитывает запахи, грязь, хранит тепло от печи, с приходом тепла отработанный верхний слой земляного пола в избе заменялся новым.
В избе представлено все многообразие деревянной посуды и предметов обихода, причем для народа мари более характерны образцы, выдолбленные из дерева. Центральное место в коллекции занимает внушительных видов ковш, который по способу резьбы называется «козьмодемьянский». Наши предки подходили к ведению хозяйства со смекалкой и находчивостью – один из ухватов на деревянных колесах, благодаря чему тяжелые котелки с едой с легкостью отправлялись в печь.
С курной избой связан один жуткий, на первый взгляд, обряд запекания… детей, о котором рассказала Софья Лобанова, показывая на огромную деревянную лопату, стоящую возле прародительницы русской печи. «Обряд запекания детей существовал не только у марийцев, но и у других народов, – подмечает наш экскурсовод, – он проводился с недоношенными больными грудными детьми. Секреты лечения огнем были известны только определенным бабушкам-знахаркам. Только она знала рецепт замешивания теста на воде из семи колодцев и золе из семи печей, которым обмазывался больной ребенок. На большой деревянной лопате малыш помещался в печь, за это время мать оббегала дом вокруг. Обряд выполнялся несколько раз. Народная философия наделяла печь магическими свойствами. Отправляясь в печь, ребенок словно возвращался в лоно матери, где дозревал подобно плоду. И после такого глубинного прогревания считалось, что он рождался заново, ему давали новое имя, и малыш выздоравливал».
Слушая легенду, в памяти всплывал образ Бабы-Яги, которая отправляет в печь свою жертву на точно такой же лопате. Возможно, эта героиня многих славянских сказок, и была той самой знахаркой, которая знала секреты лечения огнем. К тому же имя Яга схоже с огнем. А страх перед ней легко объяснить ужасом, который невольно охватывал родителей, которые ради спасения своего чада шли на такую крайнюю меру.
Кстати, такие курные избы строились не только в Горномарийских деревнях, встречались они и в старинном купеческом Козьмодемьянске. Последняя такая изба, по словам Софьи Юрьевны, еще в 1980 году стояла в Вареном овраге, неподалеку от которого находится музей. Парадоксально, но факт – человечество к этому времени уже побывало в космосе и шло вперед навстречу техническому прогрессу, а кто-то еще жил по старинке в курной избе – настоящем артефакте далекого прошлого.
Другие экспонаты
Познакомившись с укладом жизни бедного крестьянина, можно побывать в крестьянской усадьбе его зажиточного собрата. Этот просторный пятистенный бревенчатый дом с кружевными деревянными наличниками на окнах и балконом в 2018 году отметил свое столетие. Посетив его, можно познакомиться с марийскими национальными музыкальными инструментами, в том числе и марийской скрипкой, созданной низшим языческим богом Кереметом.
Но настоящим символом Этнографического музея является ветряная шатровая мельница, ее размашистые крылья видны издалека и помогают гостям города безошибочно добраться до музея. Еще один неизменный атрибут музея – столбовые качели. Их высота достигает нескольких метров, и тем смельчакам, которым удается на них раскачаться, открывается красивейший вид на округу, не хуже, чем с Колеса обозрения. В музее имеется еще много редких старинных экспонатов – деревянные замки, украшенные солярными солнечными знаками, которые играют роль оберегов от воров и злых людей, несколько видов колодцев, пасека с колодами и бортями, имеется и автопарк, состоящий из разных видов саней и телег, гордостью коллекции является плетеный тарантас, который был только у купцов и богатых крестьян. Причем, практически все они находятся в рабочем состоянии, и сотрудники могут продемонстрировать их работу.
Коллектив музея проводит этнографические экспедиции, благодаря которым пополняются фонды. Музейщики изучают особенности жизни марийцев, разгадали множество секретов, которые хранит вековая народная история. Эти знания помогают заботиться о сохранении музейных экспонатов. Многие обряды народа мари они включают в экскурсии, вовлекая в театрализованное представление гостей музея.
И вот, наконец, мы подошли к разгадке загадки, с которой началось наше знакомство с козьмодемьянским Этнографическим музеем. Пришло время узнать, что же из себя представляет просак. Оказывается это … Хотя зачем мне вам это рассказывать. Лучше, приезжайте и все увидите сами.
А в финале знакомства с экспозициями Этнографического комплекса словно в награду за усердие и терпение гостям открывается последняя фишка – на территории музея в ряд лежат пять огромных валунов. За время своего существования камни обросли легендами и считаются местом силы. Первый камень из гранита наделяет всех, кто к нему прикоснется, жизненной силой и стойкостью, подобно этому природному материалу, второй камень из шунгита одарит здоровьем, третий камень в форме сердца помогает укрепить любовь, четвертый камень дружбы, а пятый – финансового благополучия. Камни живые. К такому заключению пришел специалист по камням, который посетил музей в 2015 году, а еще он добавил, что валуны родом из Карелии, и они постоянно находятся в движении. Не верите, тогда проверьте сами, посетив Этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске.
Как найти
Адрес Этнографического музея под открытым небом им. В. И. Романова: Республика Марий Эл, город Козьмодемьянск, ул. Промышленная, 2, телефон 8(83632) 7-61-55, заказ экскурсий 8(83632) 7-23-69, сайт www.kmkmuzey.ru. Для удобства туристов перед главным входом в музей имеется автомобильная парковка. В городе работают точки общественного питания, где можно попробовать блюда национальной Горномарийской кухни. На ночлег можно остановиться в гостинице «Лада», которая находится в верхней части города по адресу ул. Бульвар Космонавтов, 1. Приглашаем посетить Козьмодемьянск и его музеи!
Комментарии