Владислав Феликсович Тальковский - ХранителиРодины.рф

Забайкалье с начала своего освоения русскими первопроходцами привлекало к себе сильных и деятельных людей, правда, в силу определенных обстоятельств, не все из них оказывались здесь по своей воле. Владислава Феликсовича Тальковского привела в Забайкалье работа в Красном Кресте...

Вольнодумец из Полоцка

Наша история началась далеко от Забайкалья. В пяти тысячах километров от Читы, в 1871 году, в Полоцке, в семье врача Феликса Тальковского родился сын. Семейные традиции повлияли на судьбу Владислава, так назвали мальчика, и он пошел по стопам отца. В 1897 году Владислав заканчивает медицинский факультет Киевского университета. Молодого врача интересовала хирургия, однако долго поработать в клинике известного хирурга Кирилла Михайловича Сапежко, ему не довелось. Владислав уволен с формулировкой «за вольнодумство».

С трудом молодому врачу удается найти работу в небольшой слободке Славяносербского уезда Екатеринославской губернии. Деятельному «вольнодумцу» удается расширить небольшую лечебницу, улучшить ее снабжение медикаментами. Владислав Феликсович активно втягивается в деятельность общества Красного Креста. Ведет бесплатный прием пациентов.

Знакомство с Забайкальем

В 1904 году разгорелась русско-японская война. Через Забайкалье пошли воинские эшелоны к театру военных действий, а во всех крупных населенных пунктах вдоль железной дороги расположились лазареты, приютившие больных и раненных воинов. Со всех сторон Российской империи прибыли отряды Красного Креста. На станции Урульга разместился Екатеринославский отряд, главным врачом которого состоял Владислав Феликсович Тальковский. С профессиональной точки зрения это был хороший шанс для хирургической практики. Отряд оснастили по первому слову техники своего времени. Вместе с отрядом в далёкое Забайкалье прибыл и первый рентгеновский аппарат. Имея превосходное оборудование и грамотных специалистов, лазарет принимал больных с осколочными ранениями, требующих более сложных операций.

Забайкальская школа

Забайкальская школа воспитала не только навыки профессионального хирурга, но и организаторские способности Владислава Феликсовича. Дело в том, что на небольшой железнодорожной станции не было больших помещений пригодных для размещения в них медицинского учреждения. Перед главным врачом встал ряд организационных задач по обустройству быта и нормальных условий. Основным помощником, ответственным за хозяйственную часть стал прибывший в составе отряда Николай Матвеевич Кох. Несмотря на предоставленные полномочия, Кох многие вопросы предпочитал решать коллегиальным путем. Как указано в отчете Николая Матвеевича: «в совете старшаго врача и ординаторов отделений».

Отсутствие отдельных больших помещений привело к тому, что лазарет буквально сжился с небольшой станцией. Только больных разместили как минимум в 12 отдельно стоящих по разным краям Урульги зданиям, а еще были многочисленные хозяйственные службы аптека, склады, кухня, прачечная ...

Помимо медицинской помощи главный врач и медицинский персонал огромное значение придавал психологической реабилитации. Как указано в отчете Екатиринославского лазарета военнослужащие, возвращавшиеся с позиций были неузнаваемы «обычная веселость, простодушие и вера в себя – постоянно сменялись тоской и апатией, в первые дни прибытия в лазарет, похожими на душевный недуг». Владислав Феликсович, как главный врач делал все возможное, чтобы организовать пациентам необходимый психологический климат. Помогала в этом и удивительная Забайкальская природа. Близость реки и леса давали возможность для сбора ягод, грибов, ловли рыбы. Владислав Феликсович активно поощрял подобную деятельность. Медицинский персонал и сам принимал участие в активных играх с пациентами на открытом воздухе.

Благодарное население

Владислав Феликсович и врачи лазарета, руководствуясь идеями Красного Креста оказывали медицинскую помощь местному населению. Согласно отчету стационарная помощь была оказана 74 гражданским лицам. Естественно население Урульги так же проявляло заботу о пациентах лазарета, навещая больных и помогая всем возможным. Совместными усилиями местных жителей и врачей организована елка и отмечен праздник православной Пасхи. Владиславу Феликсовичу, как главному врачу удалось буквально вживить лазарет в населенный пункт. После окончания войны и закрытия лазарета часть его имущества отошло в открываемую в Урульге больницу. Благодарное местное население попросило назвать учреждение «Больница Екатеринославского отдела Общества Красного Креста, Екатеринославского губернского земства и Екатеринославской железной дороги».

Судьба гуманиста

После окончания русско-японской войны 1904-1905 годов Владислав Феликсович ненадолго вернулся в Екатеринославскую губернию, а в августе 1906 года уехал в Восточную Сибирь, оставшись здесь навсегда. Поработав хирургом окружной железнодорожной больницы в Иркутске, затем в Нижнеудинске, в 1923 году Владислав Феликсович переезжает в Читу. Забайкалье окончательно становится для нашего героя той самой малой Родиной, с которой переплелась его судьба.

Многие годы Владислав Феликсович возглавлял Читинское научное общество врачей. Активно выступал с докладами на его заседаниях. Опытный врач полагал, что в условиях Забайкалья, отдаленного от научных центров, специалисты должны учиться сами и помогать своим молодым коллегам. Много внимания уделял проблемам доступности медицинской помощи. Об этом ему говорили его практика и полученный жизненный опыт. Вспоминая свою работу земским врачом, работу в Урульге, взаимопомощь коллег, он предлагал организовать подготовку участковых врачей по неотложной хирургии. Владислав Феликсович стал инициатором применения, нового для того времени в Забайкалье, метода переливания крови. В июне 1935 года по его инициативе, при больнице имени Ленина, где он работал, открылся первый в области пункт переливания крови. За два года во время операций выполнено более ста переливаний.

К сожалению, мы немного можем рассказать о деятельности и жизни Владислава Феликсовича в период революций и гражданской войны. В период Белой государственности, проживая в Иркутске, Владислав Феликсович жертвовал «на выдачу пособий детям или родственникам железнодорожных служащих». Об этом свидетельствуют документы Иркутского государственного архива за 1918 и 1919 годы. В это же время в Иркутском университете, врач Забайкальской железной дороги Владислав Феликсович Тальковский учредил свою собственную стипендию. Ее получала студентка Панова — по пятьдесят рублей в месяц, и этих денег ей могло хватить на первые три года учебы. Скорее всего, как представитель интеллигенции Владислав Феликсович возлагал определенные надежды и ожидания на изменения в сложившейся социальной системе и политического строя. Связано это было, прежде всего, с его гуманистическим мировоззрением и личным опытом. В селах Екатеринославской губернии, Забайкальской области, Сибири он сталкивался с одними и теми же бедами: отсутствием квалифицированной медицинской помощи, тяжелыми условиями труда железнодорожных рабочих. Забота о людях, идеи и идеалы гуманизма всегда оставались основными и руководящими в жизни и деятельности Владислава Феликсовича. Работавшие с ним специалисты вспоминали, как долго он просиживал у постели больного, расспрашивал не только о здоровье, но и о семье, работе. В кабинетах советских чиновников самого высокого ранга врач «вольнодумец» неустанно повторял: «В Чите нужен дом для приезжающих из районов больных, чтобы они не ютились на вокзале или где попало, отчего и лечение часто не дает результатов». Независимо от политической ситуации и строя он оставался гуманистом.

Общественная деятельность Владислава Феликсовича, и то самое «вольнодумство», привлекли внимание органов НКВД. Хирургу, члену читинского городского совета, товарищу Тальковскому вменялась контрреволюционная деятельность и измена Родине. За 17 месяцев ареста с 9 декабря 1937 года по 10 апреля 1939 года умерла супруга Валентина Феликсовича, погибло имущество, большая библиотека.

Учитель и ученики

Что оставалось у человека доживающего шестой десяток, подорвавшего здоровье и потерявшего все? Оставались собственные идеалы, вера в Человека. Во время ареста, созданный по инициативе Владислава Феликсовича, пункт переливания крови сначала получил статус Читинского филиала института переливания крови, а с 1939 года начал действовать как Областная станция. Оставалась работа. Много работы. С началом Великой Отечественной Войны, как и в 1904 году на территории Забайкалья начали открываться эвакогоспиталя. Только раненых было в разы больше. Но и Владислав Феликсович был не один. Главным хирургом отделения эвакогоспиталей Читинской области назначен его ученик, а позже заслуженный врач Василий Аркадьевич Коханский. Ученики Владислава Феликсовича работали во многих госпиталях, открывшихся на территории Забайкалья в этот нелегкий период.

«Тальковский приходил в больницу ежедневно, — вспоминает, начинающий в то время хирург больницы им. Ленина, Татьяна Петровна Корнакова, — смотрел всех больных, которых врачи считали нужным ему показать, разбирал с нами их заболевания, помогал принять решение. У него была привычка по окончании операции присесть в предоперационной на корточки у стенки и так отдохнуть несколько минут. Так же он присел после своей последней операции, через несколько минут повалился на бок и упал без сознания. Его уложили в ординаторской, и там он скончался через несколько дней, так и не приходя в сознание». Это случилось 5 сентября 1943 года. В последний путь Владислава Феликсовича вышли провожать тысячи читинцев. Позже решением Читинского облисполкома его имя присвоили Центральной поликлинике, где он вел консультационный прием.

В 90-х годах XX века поликлиника переехала в новое здание, потеряв свое имя. Как писала библиограф Научной медицинской библиотеки и известный забайкальский историк-краевед Раиса Ивановна Цуприк, в своей статье посвященной Владиславу Феликсовичу: «Попытки убедить руководство, что имя хирурга присвоено не зданию, а учреждению - Центральной поликлинике, не имели успеха». В 2015 году историческая справедливость была восстановлена и на здании теперь уже Поликлинического подразделения № 2 Клинического медицинского центра города Читы висит памятная доска, посвященная хирургу и организатору здравоохранения Забайкалья Владиславу Феликсовичу Тальковскому.

Комментарии