Островок Востока в центре России - ХранителиРодины.рф

Cама история нижегородских татар, с момента появления первых населённых пунктов, возникших на засечной пограничной линии Русского государства, отделявшей его от Дикой степи, насчитывает более шести столетий. Придя на службу русскому царю в качестве стражников засечной линии, касимовские татары освоили этот благодатный край, построили населённые пункты, распахали земли, стали неотъемлемой частью нижегородского края.

«Для меня мечеть и минарет всегда были связаны с кадрами из «Белого солнца пустыни»: пустыня, желтый песок, жаркое солнце и т. д. И попал я под Нижним Новгородом на праздник татарский (сабантуй в с. Уразовка в 1998 г.). И все там было по традиции: и скачки, и пляски, и борьба, и угощения. Мне предложили «А хотите посмотреть на мечеть?». А пейзаж был абсолютно «берёзовый», левитановский. Думалось, здесь больше православный храм подойдет и внутри как-то немного передёрнуло. Поехали. Стоит мечеть, минарет, зашли туда в качестве туриста. Спрашиваю, а сколько лет мечети? Отвечают «Семь». А сколько лет здесь живут люди, исповедующие ислам? Говорят: «Шестьсот». Из этого ты делаешь вывод, что это твой русский пейзаж, твой личный, он такой же родной, как и для человека, который ходит в мечеть. На уровне пейзажа, на уровне географического ландшафта ты понимаешь, насколько объединены твои представления о прекрасном с такими же представлениями человека, исповедующего другую религию…»

Эти слова принадлежат Никите Михалкову и сказаны они в 2009 году на кинофестивале «Золотой Минбар». Мечеть, которую ему посчастливилось тогда посетить, называется «Рашида» и расположена она в селе Медяна Краснооктябрьского района Нижегородской области. Сама по себе мечеть является подлинным творением архитектуры, строилась она долгие два десятилетия по проекту почётного архитектора России Ильяса Тажиева. Но отличительна она не только своей красотой. Помимо мечети в грандиозный комплекс, построенный по инициативе и на средства мецената и благотворителя Фаиза Гильманова на месте разрушенного в 50-е годы прошлого века мусульманского храма, входит ещё медресе, колонна «Йа-син» с металлическими плитами, на которых вырезаны слова одноимённой суры из Корана, и уникальный этнографический музей истории нижегородских татар.

Появился он 20 лет тому назад, что для истории срок ничтожный. Но сама история нижегородских татар, с момента появления первых населённых пунктов, возникших на засечной пограничной линии Русского государства, отделявшей его от Дикой степи, насчитывает более шести столетий. Придя на службу русскому царю в качестве стражников засечной линии, касимовские татары освоили этот благодатный край, построили населённые пункты, распахали земли, стали неотъемлемой частью нижегородского края.

Появление музея и его расцвет неразрывно связано с именем Фярита Абдрахмановича Беляева, человека, стоявшего у его истоков и до своего последнего дня вкладывавшего душу и сердце в дело сохранения дорогой ему старины, памяти его народа.

Родился и вырос Фярит Абдрахманович в селе Сафаджай (Красная Горка) соседнего Пильнинского района. Закончил Горьковский пединститут, более 30 лет преподавал в Красногорской и Петряксинской школах, 21 год возглавлял последнюю. Но главная его мечта, как человека интересующегося, невероятно любознательного, интеллектуального и интеллигентного, влюблённого в свою землю со всеми её секретами и тайнами – создание музея. Как вспоминает его сын Рамиль Беляев – ныне видный учёный, богослов, духовный лидер татарской общины Финляндии, когда он был маленький, выезжая с родителями на природу, часто видел, как отец собирал окаменелости, рассказывая детям о геологической истории родного края. Постоянно Фярит Абдрахманович общался с людьми, узнавая всё больше и больше о малой родине. Благо, что человеком был интересным, весёлым и обаятельным, за что его любили земляки. Как-то проезжали они через соседнюю деревеньку, и Фярит Абдрахманович спросил у сидящих на завалинке старушек, правильно ли они едут в Одессу. Бабушки стали рьяно объяснять, как добраться до Пильны, а уж оттуда…, пока не поняли, что их разыгрывают.

В 1999 году эта мечта стала обретать реальные очертания – через сына, который тогда жил и учился в Москве, но по приглашению Фаиза Гильманова, тому времени, уже более восьми лет создававшего в родной Медяне свой знаменитый историко-религиозный комплекс, удививший когда-то Михалкова, приезжал преподавать в медресе. Сюда же приезжал и Фярит Беляев, чтобы увидеться с сыном. Там и познакомились меценат и краевед.

К этому моменту за плечами у старшего Беляева был большой багаж – он объездил все музеи Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Оренбурга и т. д. Был и собственный опыт по созданию школьного музея в Петряксах, в старом деревянном здании, которое открывал ещё отец Владимира Ленина Илья Николаевич Ульянов. Но именно встреча с Гильмановым стала судьбоносной: стали появляться первые экспозиции, ценные артефакты, собранные у земляков. Фярит Абдрахманович объездил все татарские сёла и деревни области (а их около 40), пообщался с аксакалами и историками.

Уже после смерти Фярита Абдрахмановича 6 мая 2013 года, сын Рамиль выпустит книгу, в которую вошли публикации отца в местных газетах, под названием «Дорога жизни». Особое внимание Беляев-старший уделял теме репрессий и событиям, произошедшим во времена Гражданской войны,1919 года, произошедших в селе Семёновка тогда ещё Сергачского уезда. Холодным январём оперативно собранной «тройкой» за три дня там были расстреляны более 50 ни в чём неповинных людей в ответ на убийство трёх членов грабившего селян комбеда. В начале 2000-х также на средства Фаиза Гильманова на месте массового захоронения был построен мемориал – «Шахидлар кабере» (Могила павших за веру и родину). Он расположен в 20 километрах от Медяны. Этому событию Беляев посвятил отдельную экспозицию, а комната за решёткой, в которой сидит и молится фигура заключённого при свете мерцающего огня из лампы, печатная машинка и настенный телефон 30-х годов создают неповторимую атмосферу.

В музее собраны экспозиции, посвящённые археологии, животному и растительному миру юго-востока Нижегородского края, известным нижегородским татарам, Великой Отечественной и Первой мировой войне, быту и религии нижегородских татар, истории татарской школы. Особый интерес посетителей представляют коллекция самоваров, собранная у местных жителей, кухонная утварь и инструменты из дерева и железа, традиционные татарские костюмы, оружие кочевников, которое находили при земляных работах, старинные книги. Есть даже пушка эпохи войны с Наполеоном, отлитая, правда, уже в наше время. Для каждой из экспозиций предусмотрен отдельный зал.

Здесь же собраны списки десятков тысяч местных жителей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Некоторые из экспонатов восстановлены или же, как например чучела животных и птиц, созданы руками самого Беляева. И всё это музейное, историческое богатство находится в великолепном здании комплекса «Рашида», построенного в восточном стиле с уникальной резьбой, огромными деревянными дверьми, панно и картинами, содержащими суры из Корана, написанные арабской вязью. Такой островок восточной культуры в Нижегородской области.

Сегодня его ежегодно посещают тысячи человек не только из района и области, но и со всех уголков России. Туристы, приезжая сюда, обязательно посещают и мечеть, без преувеличения, одну из самых красивых в России. Экскурсии в музее проводит Раиль Халилуллин, местный юноша, изучающий историю родного края. По его словам, очень часто приезжают в музей и его ровесники, которых больше всего интересуют экспозиции, посвящённые археологии, в которой собрана уникальная коллекция горных пород и останки вымерших животных, а также военная тематика.

«Я люблю свой край и его людей. А ещё я люблю своё время» – сказал в одном из интервью местной газете Фярит Абдрахманович. Время, которое позволило ему создать своё уникальное детище ради людей и родной земли, которые всегда были в его большом сердце.

Музей этнографии нижегородских татар и культурно-религиозный комплекс «Рашида», который расположен в селе Медяна Краснооктябрьского района Нижегородской области, может стать настоящим открытием для историков, краеведов и всех людей, интересующихся прошлым и настоящим не только нижегородского края, но и татарского народа.\

Как найти

Медяна расположена в 15 километрах от райцентра села Уразовка и в 185 километрах от Нижнего Новгорода на юго-восток по трассам М-7 и «Работки – Порецкое». Для того, чтобы посетить музей нужно позвонить в отдел по культуре администрации Краснооктябрьского района по номеру 8-906-357-25-76 Альфие Алиаскеровне Салаховой. Помимо музея, все желающие смогут познакомиться с бытом нижегородских татар, поучаствовать в изготовлении знаменитой конской колбасы «казы», которой славятся местные жители, увидеть священный камень «Тораташ», являющийся артефактом доисламской культуры, и услышать легенды о конце света, связанные с ним. Посетить памятник великим татарским певцам Рашиту Вагапов и Хайдару Бигичеву уроженцам района, открытый в 2016 году, покататься на лошадях, воочию посмотреть на Коран Усмана – факсимиле с древнейшего Корана в мире, перепечатанного с оригинала в начале XX века. Таких копий было создано около 50, до наших дней сохранилось не более 15, и две из них хранятся в мечети соседнего с Медянами села Ключищи.

Туристы могут остановиться в Уразовке или соседнем Сеченове. Там же есть кафе, банки и вся необходимая для туристов инфраструктура.

Комментарии