Тайна Байдеряковского родника
Памятник природы. Чистейшая вода. Родник 1911года, Яльчики, Чувашская Республика
В 1911 году в Поволжье случился засушливый год, свирепствовал голод. Царское правительство изыскивало возможности помочь крестьянам. Одна из мер: занять их хоть какой-нибудь работой, чтобы те смогли заработать себе на пропитание. Вот и в Казанской губернии были организованы общественные работы, после которых работающим давали продовольствие
Байдеряковский родник – основной источник питьевой воды трех селений с. Байдеряково, д. Апанасово Темяши, д. Новое Булаево и животноводческих ферм ЗАО "Прогресс" Яльчикского района. Из родника бьет прозрачная и чистая вода. При длительном хранении эта вода не портится и поэтому ее называют «святой водой». Многие, кто побывал на этом историческом месте, запоминают его надолго. Здесь по-особому шуршат листья на деревьях-грецких орешниках, журчит из родника прозрачная вода…Расположен в 3.4 км юго-восточнее села Яльчики, в 1.4 км южнее села Байдеряково, в 1 км севернее деревни Апанасово-Темяши Яльчикского района Чувашской Республики. Родник образует систему прудов. Площадь памятника природы составляет 15 га, вдвое больше охранная зона – 30 га. Ее границы: западная, северная и восточная стороны охватывают плодовый сад и пруды, а южная проходит по речке Большая Була. Здесь живописный ландшафт, имеются старые насаждения ореха маньчжурского, система прудов, питающихся от родника. Выход ключа – донный, напорный. Вода прозрачная, без вкуса и запаха, очень холодная.
Родник имеет железобетонный колпак, который был построен жителями трех селений в 1911-1912 годы. По словам старожилов, работой руководил мастер немец, присланный из Казани. Механизмов тогда никаких не было, все делалось вручную. Все земельные работы по сооружению фундамента, водоотводного канала и озера производилось вручную. Сколько воды с тех пор утекло, а это творение действует безотказно.
В 1930 году, в годы пропаганды атеизма и богоборчества, на родник покусились – сбили православные кресты. Когда их ломали, старики плакали и просили начальство: «Ради бога не делайте этого». Но безбожники упрямо исполняли приказ. Они пробовали сбить и рельефное изображение какого-то непонятного знака. Но бетонный монолит выстоял. Говорят, варвары с красными бантами долго размышляли, как поступить. Ничего другого им не пришло на ум, как слепить из цементного раствора пятиконечную звезду большевиков. Так целых 60 лет и красовалась она над водными вратами в сельской глубинке.
Во времена правления Ельцина энтузиасты восстановили таинственный знак. Кстати, православные кресты над башенками тоже вернулись на свое законное место. Наши предки вкладывали в такое украшательство неведомый нам смысл. Любопытно, что даты строительства родника «1911–1912 гг.» были вылиты в бетоне, как и знак, который на годы замазали звездой. То, что пытались скрыть, неподвластно времени, оно так и рвалось наружу. Говорят, достаточно было ковырнуть раствор, как знак проявился в первозданном виде. Нынешний смотритель родника Владимир Петров недоумевает: «Из какого цемента соорудили эту постройку? Одно бесспорно, замес был на века. По крепости ей нет равных в округе. Представляете, когда пытались пробить стенку для установки водопровода, чтобы качать чистую питьевую воду в соседнюю деревню, изрядно попотели колхозные умельцы. И не раз вспоминали немецкого инженера, построившего здесь удивительное сооружение над родником».
Почему сто лет назад развернулась большая стройка именно в этом степном местечке, как говорится, в стороне от больших городов? Прямого ответа на этот вопрос нет даже в районном краеведческом музее. По косвенным данным можно предположить следующую версию события. Известно, что в 1911 году в Поволжье случился засушливый год, свирепствовал голод. Причем он проявился не весной следующего после неурожая года, а сразу же, осенью. Тогда торговцы зерном поспешили продать его в Европу, где тоже был неурожай. В исторической литературе указывается, что царское правительство изыскивало возможности помочь крестьянам. Одна из мер: занять их хоть какой-нибудь работой, чтобы те смогли заработать себе на пропитание. Вот и в Казанской губернии были организованы общественные работы, после которых работающим давали продовольствие. Например, осенью МВД России получило чрезвычайные полномочия для оказания помощи пострадавшим уездам как за счет казенных средств, так и через маневрирование продовольственными излишками в местностях, которые захватил в тиски голод. Были организованы общественные работы для крестьян – строительные, лесные, обводнительные, дорожные.
Не исключено, что по этой причине в село Байдеряково из Казанской губернии прислали прораба – немца по национальности. Под его руководством было решено обустроить место родника. В старенькой брошюрке описано, как байдеряковцы и жители соседних деревень работали не жалея сил. Более века народная молва утверждает, что источник накрыли освященной серебряной плитой. Не случайно, когда в 1990 году впервые взяли пробы воды из родника и сравнили с образцами из других ключей, оказалось, что здесь самая чистая вода. Тогда же сооружение над источником отремонтировали, установили новый насос, чтобы бесперебойно подавать воду на все село.
Сюда приезжали двое исследователей из Чебоксар. Возле озера они установили палатку и несколько суток измеряли уровень выхода воды. Один из ученых прямо заявил, что «в своей жизни он повидал много родников, но такой напор воды видит в первый раз». Шутка сказать, в секунду более 38 литров «выдает» природный источник. Сейчас родник поит два населенных пункта – Байдеряково и Булаево, а это более 400 дворов. Плюс две животноводческие фермы, а еще где-то 150 домов в Апанасово-Темяшах. Кроме этого, подпитывает три ближайших озера, вода вытекает в реку Большая Була.
Что находится за кованой дверью с большим амбарным замком? По словам Владимира, там бассейн размером с обычный стол, но глубиной метров 60. Установлены три насоса. Но чтобы не запутывать читателя, напомним: когда инженер-немец построил родник, никаких артезианских скважин и насосов там не устанавливали. Все было естественно, вода поступала по желобку самотеком.
Многих интересует дешифровка знака на фасаде сооружения родника. Ст. научный сотрудник отдела истории ЧГИГН, кандидат искусствоведения Д.Ф. Мадуров трактует: «Знак расположен по оси фронтальной части сооружения в верхней его части, что символизирует его официальную значимость. Характерная изобразительная традиция указывает на то, что перед нами типичный масонский знак и расшифровывать его нужно именно по этим законам.
Знак оригинален и является одним из лучших образцов масонской символики по своей логичности и совершенен по изобразительности. В целом, весь знак символизирует российское социальное устройство на 1911-1912 годы. Знак строится по принципу знаковой системы маген Довид (Звезда Давида, щит Давидов), вошедшей в иудейскую и масонскую символическую систему в XV веке. Общий смысл знака: страной правит самодержавное правительство. Над царской властью нет власти христианской идеологии, а торжествует универсальное божественное начало. Основная власть в стране принадлежит монархии, над которой не властна церковь. Самодержавие находится над масонством, сдерживая ее претензии на власть. Русский народ живет в ситуации отсутствия своего «разума». «Разум» символизирует собственную оригинальную культуру народа. Отсутствие собственного «разума» является почвой для утверждения христианства. В то же время, в России существуют другие народы, менее значимые, но имеющие свой «разум» (религию, культуру). Так как знак находится на территории проживания чувашей, то эта символика напрямую относится и к ним. Центральное место в российской культуре занимает христианство. Христианство является связующим звеном с иудаизмом».
Шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников, встречается за много веков до Рождества Христова. Духовное значение ее как остаток знаний первочеловеческого богообщения было знакомо многим цивилизациям. Изображение ее можно встретить на старых мусульманских кладбищах. В предыдущие века шестиконечные звезды мы могли видеть как на византийских, так и на русских иконах XII-XIV веков. Могли изображать Рождественскую звезду и как восьмиконечную, и как шестиконечную. Шесть концов этой звезды означали созданный за шесть дней мир, ожидающий полноты, которая выражается цифрой «семь».
Координаты: N55° 7.829' E48° 3.101'
Комментарии