От Балтики до Баньки - ХранителиРодины.рф

История Красногорской земли неразрывно связана с историей каждой семьи, созданием новых промышленных предприятий, колхозов и совхозов, развитием народного образования и здравоохранения, повышением культурного уровня населения. Здесь, как в капле воды, отразились грандиозные исторические процессы, происходившие в нашей стране

По образованию я журналист. С 1964 года живу в городе Красногорске. Полюбила эти живописные места всей душой. И когда в 2008 году мне предложили стать редактором районного историко-краеведческого альманаха «Красногорье», с радостью согласилась. Работая над авторскими материалами, постепенно сама заинтересовалась историей родного края. Однажды к нам в редакцию пришел известный в нашем городе человек – лауреат Государственной премии Владимир Федорович Рунге. Он принадлежал к династии оптиков, создавших одно из самых крупных отечественных оптико-механических предприятий - Красногорский механический завод. Вот что он поведал о своей семье.



ИЗ РИГИ В ПОДОЛЬСК

«Мой дед по линии отца Феодор Рунгис родился в 1869 году в Рижском уезде Лифляндской губернии. В декабре 1897 года он вступил в брак с Елизаветой Друвиной. После службы дед работал слесарем на заводе в Риге. Сохранились, содержащие высокую оценку его работы. Мой отец Федор Рунге родился в Риге. Семи лет он поступил в начальную школу. После эвакуации из Риги закончил обучение уже в Подольске. В 1918 году дед вместе с сыном добровольно вступили в Красную армию. Во время гражданской войны отец был дважды ранен. В результате в 1920 году был уволен в запас. Вернувшись в Подольск, он поступил на завод треста «Госшвеймашина» (бывший завод фирмы «Зингер»). Его назначают заведующим мобилизационным отделом, а затем заведующим отделом найма, статистики и общим отделом.

Вскоре он женился на Алиде Янитен. Она вместе со своим старшим братом Эдуардом работала там же в Подольске на оптическом производстве, которое вело свое начало от филиалов немецких заводов Герца и Цейса. Оптические мастерские вначале были эвакуированы из Прибалтики в Петроград и после ряда переездов оказались в 1918 году в Подольске. Здесь моя мать начала свою трудовую деятельность в августе 1919 года. Сохранились самые добрые воспоминания о моем дяде Эдуарде Петровиче Янитене. Он был общителен, имел поэтические наклонности, неплохо рисовал, на работе был на редкость добросовестен, даже щепетилен, за что его ценили.

В подмосковном Подольске на заводе в начале двадцатых годов, помимо оптических приборов для Красной армии (бинокли, прицелы), выпускались очковые линзы и оправы к ним, очень дефицитные в то время. Очковую мастерскую, в которой работало 150 человек, возглавил Эдуард Янитен. В ту пору ему было всего 25 лет. «Наши очковые изделия, – писала газета «Подольский рабочий» 11 января 1924 года, – по своему качеству лишь немногим уступают германским». Отечественные очки были значительно дешевле изделий других поставщиков.



ЗДРАВСТВУЙ, МЕСТЕЧКО БАНЬКИ!



Оптическое производство росло и на производственных площадях завода швейных машин ему стало тесно. В связи с этим ВСНХ было принято решение перевести оптиков на новое место – в корпуса бывшей ткацкой фабрики в местечке Баньки вблизи станции Павшино, куда в начале 1927 года оптики вместе со всем своим оборудованием и переехали. Это новое производство получило наименование завод точной механики № 19. В 1928 году его директором был назначен И.Т. Титов. Здесь отец заведовал планово-экономическим отделом и работал на других должностях.

Летом 1930 года родился мой старший брат Валентин, а наша семья получила квартиру в одном из первых трехэтажных кирпичных домов на улице Первомайской. В этой квартире я живу с младенчества до сего дня. Дядя Эдуард был женат, но детей у него не было, поэтому он любил нянчиться с племянниками. Его здоровье начало ухудшаться, работа с абразивами, смолами, клеями и другими небезвредными материалами сказалась прежде всего на состоянии его легких. В этот период на заводе для армии производились прицелы различных типов (танковые, стрелковые, для бомбометания), дальномеры, панорамы Герца и др., а также гражданские изделия – микроскопы различных типов, очки, лупы и др.

В 1934 году завод точной механики получил другой номер и был передан вскоре в ведение Наркомата внутренних дел. Теперь он стал называться особый завод № 69 НКВД СССР. К этому времени заканчивалось строительство новых корпусов, и завод превратился в одно из крупнейших оптических предприятий страны. В феврале 1938 года был арестован Э.П. Янитен. Дядя со слезами простился с родственниками. В ноябре 1958 года на имя моей матери из Военного трибунала Московского военного округа пришла официальная справка, в которой говорилось: «Постановление от 30 апреля 1938 года в отношении Янитена Э.П. отменено и дело о нем прекращено за отсутствием состава преступления. Янитен Эдуард Петрович реабилитирован посмертно».



КРАСНОГОРСК ПРИФРОНТОВОЙ



В 1940-м отец закончил годичные курсы при Ленинградском институте повышения квалификации инженерно-технических работников. В этом же году Красногорск (бывшее местечко Баньки) получил статус города. В октябре 1941 началась эвакуация завода № 69 в Новосибирск. Отец участвовал в погрузке оборудования, и здесь ему очень не повезло. Вечером в темноте он упал с платформы и получил перелом одной ноги и разрыв связок другой. Поэтому вместе с семьей остался в Красногорске. Отец в январе 1942 года после выздоровления поступил в порядке перевода на завод № 393, создававшийся на площадях эвакуированного предприятия.

Моя мать в годы войны активно работала в общественном совете помощи семьям фронтовиков при Красногорском городском Совете депутатов трудящихся, занимаясь в том числе сбором теплых вещей для бойцов Красной армии, за что была удостоена благодарности председателя горсовета. Мой отец с июля 1948 года был переведен в ЦКБ завода на должность помощника начальника. Кроме того, он преподавал экономику и планирование на курсах повышения квалификации инженерно-технических работников завода и в школе молодежного актива района. После ухода на пенсию он по-прежнему был тесно связан с заводским коллективом. Так, он был включен в состав комиссии, сформированной в июне 1964 года, для сбора и подготовки материалов в связи с созданием музея трудовой славы КМЗ, открытого в марте 1965 года. В последующие годы отец продолжал участвовать в работе музея. Он постоянно встречался со школьниками и молодежью, поступавшей на завод, рассказывая им об истории предприятия и его славных традициях. Федор Федорович Рунге был награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «В память 800-летия Москвы», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. Он скончался осенью 1979 года.



МОЙ СТАРШИЙ БРАТ



Хочу еще рассказать о моем старшем брате Валентине. Он пришел на КМЗ в 1948 году и среднее образование получил уже в школе рабочей молодежи. С заводом, а также с Красногорским оптико-механическим техникумом была связана значительная часть его почти пятидесятилетней трудовой деятельности. Он запомнился в городе своей комсомольской, партийной и ветеранской работой. Последним его местом работы на КМЗ была должность заместителя директора завода по быту. В 1975 году он был назначен директором КОМТ, где было подготовлено много специалистов для КМЗ. Затем он с отличием окончил заочное отделение Московского историко-архивного института. Позже он перешел сначала начальником отдела Центрального государственного кинофотоархива СССР, а затем был назначен на должность заместителя директора по научной работе. Его трудовой путь и общественная деятельность были отмечены многочисленными поощрениями и наградами. Благодаря его широкой общественной деятельности, открытому людям характеру, В.Ф. Рунге стал известной в районе личностью и оставил по себе добрую память. Он скончался в июле 1997 года. Его жена Марина Алексеевна Знаменская родилась в Костроме. После окончания Ленинградского института точной механики и оптики в 1953 году получила распределение на Красногорский механический завод и прошла здесь путь от рядового инженера до начальника отдела, кандидата технических наук. Дочь Валентина Федоровича и Марины Алексеевны Анна начинала свой трудовой путь также на Красногорском механическом заводе.



ВЕРЕН СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ

Осталось кратко рассказать о себе. Я родился в 1937 году. В семь лет пошел в школу. Было голодно и холодно, чернила зимой нередко замерзали в «непроливайках». Еще в школе начал посещать изостудию, рисовал и мастерил наглядные пособия.

Семейные традиции, разумеется, после окончания КОМТа привели меня на КМЗ. В ту пору на заводе активно работала комсомольская организация под руководством Григория Букреева. Он умер очень молодым. Ныне это совсем забыто, но его именем была названа березовая аллея, посаженная комсомольцами от хлебозавода до Детского городка. В положенный срок я ушел в армию. После службы работал уже в ЦКБ, заочно окончив машиностроительный институт. Начало и середина 1960 годов ознаменовались для страны реформаторскими идеями А.Н. Косыгина. В это время начинает входить в практику производства приборов художественное конструирование. Позже это станет называться дизайном. Именно этим я начал заниматься с середины шестидесятых годов и вскоре был назначен начальником службы художественного конструирования. В связи с этим я стал студентом-вечерником бывшей Строгановки. Плодотворная деятельность дизайнеров КМЗ впоследствии была удостоена Государственной премии. Результатом нашей работы стал широко известный графический стиль изделий КМЗ, таким образом со временем логотип «Зенит», говоря современным языком, стал брендом. В 1987 году в связи с образованием союза дизайнеров СССР я перешел в качестве одного из секретарей в эту организацию. Однако мои связи с заводом никогда не прерывались».

Рассказ одного из членов уважаемой на Красногорском механическом заводе и в городе династии глубоко взволновал меня. Прошло более 80 лет с той поры, когда семья Рунге-Янитен, члены которой начинали свою работу в качестве оптиков еще в начале ХХ века в Риге, принесла в Красногорск лучшие традиции высокой ответственности за свое дело, добросовестной многолетней работы и стремления к творческой деятельности. Я сочла своим долгом рассказать историю этой замечательной семьи, которая по праву может войти в число коренных красногорцев, оставивших заметный след в летописи завода и города.



Комментарии