Шабалин - имя собственное - ХранителиРодины.рф

В 2020 году исполнилось 83 года со дня рождения моего отца Шабалина Владимира Михайловича, выдающегося кузбасского ученого-краеведа, историка Великой Отечественной войны, филолога, топонимиста, этнографа, поэта. Его многосторонняя, подвижническая деятельность еще при его жизни снискала огромный интерес и уважение со стороны людей, неравнодушных к истории своей земли, к великому русскому языку. моему отцу посвящается.

В 2020 году исполнилось 83 года со дня рождения моего отца Шабалина Владимира Михайловича, выдающегося кузбасского ученого-краеведа, историка Великой Отечественной войны, филолога, топонимиста, этнографа, поэта. Его многосторонняя, подвижническая деятельность еще при его жизни снискала огромный интерес и уважение со стороны людей, неравнодушных к истории своей земли, к великому русскому языку. После его смерти в 2003 году оказалось, что его научное наследие имеет огромный духовный потенциал и ни в коем случае не будет забыто. Власти Прокопьевского района, общественность нашего края делают очень многое, чтобы увековечить память моего отца. В районе издаются его работы, в 2005 году вышел сборник биографических материалов из серии «Краеведы Прокопьевского района». В том же году сельской библиотеке поселка Каменный Ключ, в котором прошла большая часть его жизни, присвоено его имя. В этой библиотеке организован музей Владимира Михайловича, в котором представлены экспонаты – книги, вещи – принадлежавшие ему при жизни и имевшие отношение к его творчеству. Также работницы музея Валентина Ивановна Чумак и Лариса Федоровна Ганихина много лет собирают всевозможные материалы, касающиеся жизни и творчества Владимира Михайловича Шабалина, и в музее-библиотеке можно найти практически все, над чем он когда-либо работал. На доме в городе Прокопьевске, где он провел последние месяцы, вывешена в 2005 году памятная мемориальная доска. После смерти отца его вдову, мою маму Римму Петровну, не забывала администрация города, районный отдел культуры, краеведческий музей Прокопьевска. Римме Петровне подарили компьютер, всегда поздравляли с праздниками, делали подарки, к ней приходили в гости ученики школ Прокопьевска, к ней заезжали, чтобы сделать телесюжет в новостях.

Свою не очень долгую, трудную жизнь мой отец прожил как настоящий ученый, как истинный российский интеллигент, вкладывая все свои душевные силы в исследовательское дело, не требуя – и не получая - ничего взамен. Он не имел научных званий, особенных наград и гонораров. Его главной наградой была Истина, его поддерживали уважение, авторитет и признание среди неравнодушных людей. Он был патриотом в полном смысле этого слова. Таких людей забыть невозможно.

Первым из известных нам предков со стороны отца был Елисей Иванович Комаров, примерно 1875 года рождения, крестьянин из деревни Комары Яранского уезда Вятской губернии. Он был грамотным человеком, умел читать и писать. В Яранском уезде крестьяне жили бедно. Елисей Комаров по просьбе своих земляков стал путешествовать по России в поисках «богатой» земли. По семейным преданиям, пути его пересеклись однажды с тропами странствий Алексея Пешкова, будущего писателя Максима Горького. Во время многолетних странствий Елисей Комаров, чтобы прокормиться, останавливался в крупных селах и деревнях, чтобы учить детей грамоте (стремление к учительству возродилось через два поколения в моем отце). В начале XX века он нашел, наконец-то, «страну Муравию» (прямо по Твардовскому!) - в селе Кузедеево, на юге Кузнецкого уезда. Его поразил знаменитый реликтовый «липовый остров» и сказочно сладкий, целебный мед. Елисей Иванович возвращается в Комары, оформляет документы и отправляется с семейством в Сибирь уже навсегда. Шла столыпинская реформа. Крестьянам из европейской России при переезде на новые места государство оказывало материальную помощь. Так же оно помогло и семье Комаровых. Однако в Кузнецком уезде семье Комаровых разбогатеть не удалось. Старшая дочь Мария Елисеевна, будущая бабушка моего отца, поехала в город Кузнецк, где стала портнихой. Вторая дочь, Аксинья Елисеевна, вышла замуж за шорца Николая Константиновича Табакаева. Сын Николай Елисеевич был призван в армию и стал служить в Томске. В 1912 году он вступил в партию большевиков, активно участвовал в Гражданской войне. Вот такие родственники.

Интересно, что избранником Марии Елисеевны, бабушки отца, был тоже шорец по происхождению, Николай Александрович Майнаков, человек достаточно примечательный. Он был родом из старинного шорского сеока, проживавшего в районе нынешнего Междуреченска. Ему повезло: один богатый купец приметил талантливого, грамотного самоучку-шорца и послал его на учебу в Санкт-Петербург, где он закончил коммерческое училище. Майнаков вернулся в Сибирь и стал работать приказчиком, вероятно, в лавке того самого купца. В 1914 году они поженились с моей прабабушкой Аксиньей, но брак оказался кратковременным, они разошлись в 1916 году. В 1915 родилась моя бабушка Евгения… Какова дальнейшая судьба моего прадеда, толком неизвестно. Помню туманные намеки моего отца, что хитрый Майнаков вроде бы быстро разбогател аккурат перед революцией, но столь же быстро спустил нажитое, предчувствуя крах устоявшегося миропорядка и опасность быть богатым… Евгения выросла без отца. Жить они с матерью остались в Кузедеево, и жизнь их складывалась трудно: училась бабушка всего два года, всю жизнь читала по складам; работать стала с 12 лет, сначала в коммуне, а потом в колхозе «12 лет Октября». В 1936 году она познакомилась с Шабалиным Михаилом Николаевичем, который родился и жил в Кузедеево. Они, как тогда говорили, быстро «сошлись» и «разошлись», но в результате родился мой отец Владимир – 1 августа 1937 года.

Детство отца моего прошло сначала в Байдаевке, потом в Абашево Орджоникидзевского района города, где он закончил школу № 30. Рос он в тяжелых условиях военного и послевоенного лихолетья, тем более что растила его мать одна. Отец его Михаил Николаевич Шабалин с семьей жить не стал, от материальной помощи мать Комарова Евгения Николаевна отказалась. Все время был полуголодным, стоял в страшных, длинных очередях за хлебом, из которых мальчишку порой выталкивали. С нетерпением ждал весны – и шел в лес за колбой, потом за ягодами и грибами, продавал все это со своими друзьями. Яблоки и конфеты он увидел впервые лет в 16… Несмотря на недоедание, отсутствие приличной одежды и обуви, учился он хорошо, обладал великолепной памятью, в старших классах заинтересовался философией; например, прочел книгу В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Неудивительно, что в 1955 году он без особых трудностей поступил в педагогический институт города Сталинска, закончил его в 1960 году. Он мог поступить в аспирантуру, его звали работать даже в артистом в городской театр, но он уехал работать учителем в Тувинскую АССР.

С С жителями ТувыС

Сюда же работать учителем по распределению попала выпускница Куйбышевского педагогического института Римма Петровна Сапожникова, родом из Куйбышева (ныне Самара). Здесь они создали семью, работали в средней школе села Тээли Бай-Тайгинского района учителями русского языка и литературы.

В 1961 году у них родилась дочь Людмила, то есть я… Уже в Туве Владимир Михайлович начинает интересоваться вопросами филологии, публикует в научном сборнике статью об особенностях фонетики тувинского языка. Но было и другое: Владимир Михайлович не мог равнодушно смотреть, как простых, бесхитростных тружеников-тувинцев обманывает высокое и не очень высокое начальство, живущее по законам феодального байства, ужесточенным ленинско-сталинскими порядками. Он пытается сигнализировать наверх о махровом воровстве, махинациях со скотом и попадает под надзор КГБ. В последние годы жизни он рассказал нам с братом то, о чем очень долго молчал. Как ему дали понять, что Туву ему лучше покинуть, как ходили за ним по пятам, перлюстрировали письма. Как он сумел обмануть КГБ (!), сделав вид, что собирается с семьей уехать аж в Норильск или даже Петропавловск-Камчатский, посланы были запросы, чуть ли не оформлены документы. Некоторое время они с моей мамой и со мной живут в Абашево. И – совершенно неожиданно для надзирающих органов – он едет с семьей в поселок Прокопьевского района Верх-Егос. Здесь в 1964 году родился сын Виктор. Через год Владимир Михайлович едет в станционный поселок Каменный Ключ, где уже обосновывается надолго.

Вскоре его назначают директором Каменноключевской средней школы. Шабалин Владимир Михайлович всегда является «возмутителем спокойствия». Маленькую деревянную школу он много лет достраивает, перестраивает, переоборудует, монтирует систему водяного отопления и так далее. Нелегкая, суровая доля директора сельской школы, постоянные поездки (автобусного сообщения и школьного транспорта тогда не было, только ночные поезда!), бесконечные хозяйственные заботы, вечное противостояние с начальством, которое его не любило никогда. Он начинает огромную краеведческую работу, исследует свой край, ходит с детьми в походы, расспрашивает старожилов, ветеранов войны. Результаты своих исследований, поначалу узкого, местного масштаба, он публикует в районной прессе. Вскоре определяется его основной на тот момент научный интерес – участие кузбассовцев в битвах Великой Отечественной войны.

Он организует школьный клуб «Поиск», привлекая детей к процессу розыска по стране ветеранов войны, начинает огромную переписку с этими людьми, просит через прессу откликнуться тех, кто воевал в конкретном соединении, принимал участие в конкретных боевых действиях, ищет адреса определенных людей, о которых точно знает, что они выжили.

Бесконечные часы он проводит за печатной машинкой, на столе, на полу около стола, на полках громоздятся груды книг, заметок, черновиков…

Проводит встречи с ветеранами как местными, так и приглашенными из других мест. Ездит в другие города, чтобы работать в архивах. Везет делегацию учеников на слет ветеранов 32-й КСД в город Саратов. Долго и тяжело создается книга «Сибиряки на поле Бородинском», объединившая темы сибиряков – участников Отечественной войны 1812 года и сибиряков, принявших в 1941 году бой на Бородинском поле с немецкими фашистами (эта книга, к сожалению, не увидела свет при его жизни, областные власти не сочли книгу сельского директора школы достойной опубликования). Но его интересуют и другие направления истории войны – кузбассовцы и Сталинград, кузбассовцы и военные действия под Ленинградом, кузбассовцы и освобождение Восточной Европы. Он выходит на областной литературный альманах «Огни Кузбасса» и публикует там несколько статей военной тематики. Он пишет знаменитое и доныне, пронзительное стихотворение «Иганино», в котором повествует о маленькой деревне, в которую после войны из трехсот мужчин вернулся только один – инвалидом… Он пишет поэму о Бородинском поле 1941 года. В 1983 году по его инициативе состоялась телевизионная передача, посвященная ветеранам войны и деятельности клуба «Поиск». Он пишет исследование о сталинградцах Кузбасса, и с этой работой связана страшноватая история, свет на которую, опять-таки через много лет, пролила Антонина Михайловна Архипцева, в 70-е годы школьная секретарша. Рукопись, которую Антонина по его просьбе распечатала в несколько экземпляров, он послал на ознакомление в некую редакцию в Кемерово, какую, к сожалению, уже не установить. Пришедший вскоре ответ был ужасен (этим Владимир Михайлович поделился не с семьей, а только с Антониной Михайловной). Оказывается, автор данной работы преступно исказил историю войны и достоин всяческих кар. Отец просто испугался, не за себя, за семью, ведь там были просто угрозы! А в чем же, собственно, состоит искажение войны в «Сталинградцах Кузбасса»? Владимир Михайлович ничего не придумывал, не притягивал за уши. Он писал правду – ту, которую обнаруживал в письмах участников войны. Правда была страшной – о колоссальных потерях, о жутких условиях, в которых люди воевали, честно и самоотверженно, не щадя здоровья и жизни. Принятый тогда диктуемый идеологией тон во всем, что касалось истории войны, был другой – пафосно-крикливый, натянуто бодрый, а в итоге – откровенно лживый. Какие потери, разве они имеют значение? В общем, не только о публикации думать не стоило, но следовало ожидать неприятностей. От чего уехал когда-то из Тувы Владимир Михайлович, к тому же через много лет и пришел... Все это происходит в 1977 году. В начале 1978 года сгорает средняя школа, на переустройство которой ушло столько сил и времени. Действительно ли она сгорела по нерадивости работников? (Владимир Михайлович был в это время в долгосрочной командировке, на курсах. При нем школа сгореть не могла бы, я думаю, он этого не допустил бы никогда, он и ночами школу обходил, следил за работой кочегаров). Факт, что никого не наказали, выговор получил лишь Владимир Михайлович, вернувшийся домой аккурат в ночь пожара, - за несоблюдение каких-то там правил (ложь – все он соблюдал, он был отличным хозяйственником). Факт, что незамедлительно, оперативно организовав школьные занятия в старых деревянных помещениях бывшей больницы, Владимир Михайлович развивает бешеную деятельность, пытаясь заставить районное и областное начальство срочно приступить к постройке новой школы. Убедившись, что это невозможно, он пишет в Москву и доходит буквально до самого Брежнева. Школу заставили строить. Но всех этих хлопот всяческое начальство ему не простило и, дав построить и оборудовать школу, с шумом и треском сняло его с должности в 1985 году – за отсутствие надлежащего внутришкольного контроля; в то время как он неделями мотался по области, доставляя в школу оборудование и необходимые материалы!

Владимир Михайлович стал работать рядовым учителем истории, и сколько же у него стало свободного времени, чтобы исследовать, изучать, писать! А школа, трехэтажная, кирпичная, прекрасная, как многомачтовый корабль, вознеслась над поселком. Кто знает, если бы не она и не Владимир Михайлович, может, и не было бы уже поселка-станции Каменный Ключ…

Во второй половине 80-х годов научные интересы Владимира Михайловича сосредотачиваются на вопросах топонимики. Он продолжает создавать материалы о происхождении и истории населенных пунктов Кузбасса, но все больше углубляется в вопросы происхождения названий сел, городов и рек, а потом даже и улиц. Он пишет ни много ни мало – книгу по топонимике края «Тайны имен земли Кузнецкой», и эту книгу издает Кемеровское книжное издательство. Это фундаментальное исследование имеет до сих пор, да и, думаю, никогда не потеряет огромную научную ценность и является настольной книгой для географов Кузбасса и для всех, кто интересуется своей историей, географией и языком. Он занимается происхождением названий улиц городов и сел Кузбасса, историей телеутов, создает труд о фамилиях людей, населяющих территорию Каменноключевского сельского поселения «Замок с секретом». В конце 90-х годов он сдружился с владельцем газеты «Шахтерский край» Анатолием Ивановичем Мельниченко, и с тех пор в этой газете публикуется огромное количество статей Шабалина как на тему топонимики, так и по истории сел района и других. Эти публикации продолжались долго – и после смерти Владимира Михайловича (их продолжала готовить Римма Петровна), и после смерти Мельниченко, вплоть до окончательной гибели газеты. (Вообще газетных публикаций, статей на самые разные темы за свою жизнь он напечатал в прессе столько, что сие буквально не поддается исчислению.) В последний год жизни Владимир Михайлович становится интересен новокузнецкой газете «Губернские новости», печатается в этой газете. В 2002 году А. Г. Тулеев вручил Владимиру Михайловичу «Свидетельство» победителя районного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса» и премию в 10 тысяч рублей за комплекс работ «Твоя улица, кузбассовец». В том же году Владимир Михайлович принимает активное участие в историко-краеведческой экспедиции по селам района «Малая Родина». Мечтал Владимир Михайлович о создании «Словаря происхождения фамилий жителей Кемеровской области», «Топонимического словаря азиатской России», хотел все-таки напечатать в областном издательстве (перестройка же!) «Сталинградцев Кузбасса» и «Сибиряков на поле Бородинском». Смерть отца в 2003 году скорректировала эти планы.

В 2005 году власти района вынесли решение об организации в сельской библиотеке музея В. М. Шабалина и о присвоении библиотеке его имени. В том же году по решению городских властей Прокопьевска на доме № 29 , пр. Ленина, где он провел последние месяцы жизни, вывешена мемориальная доска.

Лучше всего о жизни отца сказал в стихах мой брат Виктор.

Идеей одержим проникнуть в тайну слова,

за письменным столом творит свой адский труд,

везет свой воз, и не одна подкова

изломана о каменистый путь.

А за окном ненастная погода,

меняются знамена и гербы.

Радетели за счастие народа

в безумных клятвах разбивают лбы.

А здесь все так же: свет настольной лампы

и тысячи исписанных страниц,

и груды книг, как мощные атланты,

поддерживают трепетную мысль.

И вот в руках заветная синица,

от типографской краски чуть горька.

Здесь жизнью дышит каждая страница.

А журавлям оставим облака.

Позволю себе также привести свое стихотворение об отце.

ПАМЯТИ ОТЦА

В старом Кузнецке, где шумит Томь,

был отца родной дом.

…Мой папа родился

в тридцать седьмом –

том самом тридцать седьмом.

Потом в страну пришла война,

и долгой была она!

Над каждой душой висела она –

как дым, горька и черна.



И что Кузнецк стал Сталинск -

эта честь

не означала, что позволено жить.

Папа жил плохо.

Было нечего есть,

и не в чем было ходить.

Он стоял в очередях с номерком на руке –

в холодном, потном аду;

собирал колбу и грибы в тайге,

чтобы выменять на еду.

А товарищ Сталин –

он не всем постыл!

До сих пор уверен народ:

хоть дети голодали, -

но порядок был,

порядок был еще тот!

Хоть людям приходилось

военной порой

на подножном корму сидеть,

хоть безвинные страдали –

но порядок был такой - любо-дорого посмотреть!

Порядок был такой –

хоть ной, хоть вой,

ни влево, ни вправо – стоять!

И если скажут

с голоду подыхать, -

будешь с голоду подыхать…



… Его мать была странной женщиной, и

боюсь, налицо (хоть реви!)

плюс к обстоятельствам войны –

обстоятельства нелюбви…

А он нес не по годам тяжелый груз,

и после обид не таил.

Он войну и голод намотал на ус,

хоть безусым и тощим был.

Он выжил, - не пройдоха, не хулиган, -

но на фото имел хмурый вид…

Вон – черненький, скуластый, смуглый пацан

с недетским взглядом – стоит…

Он был безотцовщина, и не мог знать

родителя,

лишь фото ему

лобастого юнца – казала мать,

говорила – погиб в войну.

(Он узнал

лишь много лет спустя

про отца, - что с довоенных пор

тот ничего не знал

про свое дитя

и не погиб – военный спецкор…)



Сам себе хозяин в мире большом,

(не для него

были грусть и наив),

он в семнадцать лет убедился в том,

что конфеты и фрукты – не миф.

Он вырос, не зная, чтО есть комфорт,

и выучился

работе своей.

Он был близорук,

но умен, как черт,

даже как тыща чертей!



Он стал учителем,

и его жене

и двум детям –

была та же стезя.

Страшная работа, поверьте мне.

Но не делать ее нельзя.

А он искал правду

(что там было в Кремле, -

он не знал, и в виду не имел!)

Все, все понять о своей земле –

вот то, что он в жизни хотел!



Он хотел земле посвятить свой век,

на которой он жизнь узнал,

в рваных калошах топтал снег,

и неделями хлеб не видал.

Он хотел все знать

про тех ребят,

что под взрывы и мин вой

падали наземь

за рядом ряд

у Волги и под Москвой.



Он хотел все знать

про свой язык,

про святой его строй и закон.

Он перелопачивал

груды книг,

наизусть их заучивал он.

Он в Бога не верил.

Никак не мог.

Я думаю, виною в том –

война,

которую

он когда-то волок

на младенческом хребте своем…



А Бог-то знал!

И видел,

и силы давал,

и по жизни суровой вел,

ведь отец не матерился и не воровал

день за днем работал, как вол!

И память поколений вела вперед,

в пути подставляла плечо;

в нем был шорский код, и русский код,

и Бог весть, какие еще…

В жизни он делал, что желал – а то!

Не в пример другим, ага…

Он плевать хотел на мебель и авто

и прочие благА.

Лишь к пище он относился трепетно – да!

Много лет сушил сухари…

В огороде пахал – ведь там еда,

картошку копай – хоть умри!

Что там еще – огурцы, фасоль…

Пусть это тяжелый труд,

так делают все у нас до сих пор,

и ничего нет странного тут…

Отца предавали –

но он стоял, как стена,

упрямством всех удивив

(так в сорок первом стоял у Бородина

любимый его комдив).



И опять же, какой там, Бог весть,

в небесах

ему предписан был срок?..

Но когда он умер в шестьдесят шесть –

он сделал все, что мог.

А время идет –

прошло тринадцать лет,

и пройдет еще много лет.

Но память плюс правда – такой дуэт,

что в Лету не канет, нет!

…Качается полынь, и клубится пыль,

на дорогах, пронзающих ширь –

и поет шаманскую песню-быль

матерь наша – Сибирь…

ТРУДЫ ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА ШАБАЛИНА (ВЫДЕРЖКИ)

1. «ТАЙНЫ ИМЕН ЗЕМЛИ КУЗНЕЦКОЙ», краткий топонимический словарь Кемеровской области (3000 названий), издан в 1994 году Кемеровским областным инситутом усовершенствования учителей, рецензент Чудояков А. И., кандидат филологических наук Новокузнецкого педагогического института. Это первый в Кузбассе опыт создания обобщенного регионального топонимического словаря, в котором объяснены свыше трех тысяч названий населенных пунктов, рек и гор. В словаре дается представление о своеобразии топонимических пластов, легших в основу современной топонимиии Кемеровской области.

2. «СИБИРЯКИ НА ПОЛЕ БОРОДИНСКОМ» - документальное повествование на основе архивных документов и воспоминаний ветеранов войны о сибиряках – участниках обороны Москвы в 1812 и 1941 годов. Издана в 2010 году в Прокопьевском районе по инициативе Прокопьевской ЦБС. Готовилась к печати в январе 1972 года (см. документ – типовой издательский договор с Кемеровским книжным издательством); однако издание не состоялось из-за претензий к тексту со стороны партийных органов Кемеровской области.

3. «ТЕЛЕУТЫ», изданный в 2016 г. в Прокопьевском районе по инициативе ЦБС сборник работ о народе телеутов, включает документальное повествование «Эти древние телеуты»; отрывок, посвященный истории телеутов, из сборника «Прокопьевский район» (очерки по географии и истории района); статьи «Богатырь тюркологии в Кузнецком уезде» (о Радлове), «Дворянская дочь» (о Дыренковой), «На крыльях мудрости и юмора» (шорские, телеутские и татарские пословицы). Последние три публиковались в альманахе «Огни Кузбасса», воспроизведены именно по этим изданиям.

«И все-таки на земле осталось несколько тысяч телеутов… Основная часть этого древнего народа проживает в Беловском районе Кемеровской области. Наиболее крупным телеутским поселением является деревня Беково. Ее второе, телеутское название – Крес-туу, что в переводе на русский язык означает «памятная или заветная гора, вершина». Недалеко от Беково расположено Челохоево или Ары-байат – «по другую сторону реки Бачат». Третье поселение телеутов русские называют Верховское. Его телеутское название Сас, что означает «болото». Название деревни Шанда краеведы переводят как «пыльная», что соответствует действительности в жаркое летнее время. Пятая телеутская деревня носит название Большой Улус. Название не соответствует ее величине. Имя это напоминает о том далеком времени, когда телеуты имели свое кочевое государство и называли его Улуг Улус, то есть «большое государство». Наконец, шестой и последний населенный пункт русские называют Новобачаты, телеуты именуют Таш комюр, что в переводе на русский язык означает «каменный уголь». И на самом деле земля бачатская богата залежами каменного угля высшего сорта. Живут телеуты и в самом городе Белово. Всего бачатских телеутов в настоящее время насчитывается до трех тысяч человек… Вполне справедливы их требования о создании национального сельского совета, письменности на родном языке, изучения его в начальных классах. Незначительная часть телеутов живет в Заводском районе города Новокузнецка, там, где когда-то среди пшеничного поля лежала деревня Телеуты. Теперь, вот уже тридцать лет, здесь дымит и грохочет гигантский Западно-Сибирский металлургический комбинат.

Группа телеутов проживает еще в селе Крутое Заринского района Алтайского края.

Наконец, в Майминском и Шебалинском районах Горно-Алтайской республики мы можем тоже встретить телеутов. Между бачатскими и горноалтайскими телеутами в настоящее время имеются оживленные связи. Среди них много родственников.

В настоящее время численность всех телеутов превышает шесть тысяч человек. Интересно заметить, что сто лет назад В. В. Радлов численность бачатских телеутов определил в 2991 чел., а телеутов Горного Алтая – в 2791 чел. Всего во второй половине позапрошлого столетия проживало 5872 телеута, то есть столько же, сколько на всех территориях насчитывается их сейчас.

Отсутствие роста численности народа можно объяснить разными причинами. Но главная причина одна – процесс ассимиляции с другими народами, прежде всего с русским. Этот период переживают и другие малочисленные народы не только Сибири, но и всей страны. С этим поделать ничего невозможно. В этом случае необходимо сохранить в памяти человечества историю уходящих народов, их язык, фольклор, элементы культуры. Кровь их будет течь в жилах потомков, которые будут называть себя, допустим, русскими. Кровь никуда не денется. Значит, остается сохранить в копилке человечества то, что сумели за тысячелетия своей истории телеуты. И самым ценным наследием их является язык.

Тема «Обрусение телеутов» или «Обрусение шорцев» никем пока не изучалась и потому я приведу собственные наблюдения и примеры, которые помогут читателю проследить этот процесс, достаточно сложный и в то же время очень простой.

Длительное время в долине реки Ускат проживали телеуты. Об этом говорят не только исторические источники, но и названия рек, речек и населенных пунктов. Не вызывает никакого сомнения, что речка Карагайла названа так телеутами (на их языке название произносится Карагайлы – «богатая соснами» или «сосновая»). Ниже по Ускату в Прокопьевском районе и сейчас имеются населенные пункты Бурлаки, Кутоново. Их названия образованы от личных телеутских имен. В XVII – XVIII веках среди телеутов были распространены имена Бурлак и Кутон. На месте названных населенных пунктов в то время были стойбища телеутов Бурлака и Кутона, воспринятые и закрепленные позднее русскими жителями в названиях крупных деревень Бурлаки и Кутоново. Эти же личные имена превратились впоследствии в фамилии потомков , которые стали Бурлаковыми и Кутоновыми. В XVII – XIX веках телеуты Бурлаковы, Кутоновы, Адыбаевы, Таргаевы, Чичендаевы, Чечумашевы и другие , постепенно вступая с русскими в родственные отношения, сами становились русскими уже во втором – третьем поколениях. Но и сейчас, если пристально всмотреться в лица носителей вышеперечисленных фамилий, можно заметить признаки монголоидности: и скулы довольно широкие, и носы несколько курносые, и глаза не слишком широко открытые. Процесс обрусения шел сам собой. Никто его не регулировал, не ускорял и не замедлял».



«О ЖЕНЩИНАХ, ЛЮБВИ И СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Без волка леса нет, без изъяна красавицы нет.

Верная жена говорит: «Если ты пойдешь в воду, я стану твоей тростью».

Глупый хвалит свою жену, умный хвалит свою собаку.

Ева хвасталась: я создана из ребра, а Адам – из грязи.

Если умирает дурная жена – постель обновляется, если умирает хорошая жена – сердце стонет.

Если язык ее злой – то сердце мужа ранено, если поведение ее дурное, то сердце мужа черное.

И хорошая жена может создать плохого мужа.

И умная женщина может создать (воспитать) плохого мужа.

Кобыла дороже жены.

Кого отец воспитывает, тот скоблит стрелы, кого мать воспитывает – кроит платье.

Красота дерева – листья, красота женщины – лоскутья.

Кто любит розу – должен любить и шипы.

Ленивая женщина и на свадьбу в чужой юбке идет.

Лучше быть собакой с ошейником, чем жить зятем у тестя

Муж голова, а жена шея.

Мужчина в матерчатой шапчонке лучше женщины в короне из золота.

Не годится женщину спрашивать о ее имени.

Нет розы без шипов, нет любви без соперников.

Нет леса без шакала, нет красавицы без изъяна.

От розы недаром требуют красоты.

От черных бровей красавицы луна начинает гнуться.

Плохую лошадь можно продать, но как избавиться от плохой жены?

Преждевременно расцветший цветок скоро завянет.

Режь себе палку из своего леса, жену бери из своего племени..

Нетрудно свататься – умирать трудно.

Хорошая жена возвысит и плохого мужа.

О ПИЩЕ НАСУЩНОЙ

Болезнь от пищи, тяжба от брата.

Болезнь от пищи, тяжба от соседа.

Голодному нравится и постная каша.

Дом его высок, а каша его жидка.

Кто стыдится за столом, остается голодным.

Молочный амбар не бывает без мух.

О, сколько забот об одежде и брюхе!

Пищи у меня мало, зато голова без забот.

Человек умнеет, когда заболит живот».

4. «ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО», сборник литературных произведений В. М. Шабалина, изданный в 2008 году МУ ЦБС Прокопьевского района. Включает стихотворения, в том числе «Иганино» и поэму «Бородино. Октябрь 1941 года», а также прозаические произведения: рассказы-воспоминания «День шахтера в 1948 году» и «Ломоть черного хлеба» о детстве и три «житейские истории из блокнота селькора».

ИГАНИНО

Солдатской кровью здесь поля не поены,

И кладбище без звезд – кресты, кресты.

Лежат под ними старцы. Деям-воинам

На пьедесталах суждено застыть.

В Иганино саперам делать нечего –

Война здесь не оставила следов.

Здесь нет берез, металлом изувеченных,

Свидетельниц решительных боев.

Снег снегом был, и грозы были грозами,

взрывной волной не сорван лист с берез.

Трава подрезана не пулями, а косами,

И танки не утюжили овес.

Но так ли было все, скажи, Иганино?

Неужто ты не тронуто войной,

не взорвано, не сожжено, не ранено,

Защищено всесильною тайгой?

Нет, все не так. Все проще и трагичнее.

Иганинские триста мужиков,

Работники, охотники отличные

Оставили в деревне триста вдов.

Иганино,Иганино, Иганино,

Старинное сибирское село!

Четыре года жгло тебя и ранило,

четыре года ты войну вело.

Четыре года, что ни день, конвертами

Бомбил тебя далекий страшный фронт.

Иганинкам так души исковеркало,

Что и сейчас им страшен почтальон.



…Солдатской кровью здесь поля не поены,

И кладбище без звезд – кресты, кресты.

Лежат под ними старцы. Детям-воинам

На пьедесталах суждено застыть.

Им, бронзовым, стальным, чугунным, мраморным,

В Европе теснота – сибирякам.

Не восторгаются ни чистотой, ни храмами,

В глазах невидящих – сибирская тайга.

Мне кажется, могучие фигуры их

Не греет европейское тепло.

Мне кажется – не мертвыми скульптурами

Они живут всем недругам назло.

Они живут и в бездыханье бронзовом,

И будут жить в дали других веков.

Пусть не лежат под милыми березами -

Мы помним их, отважных земляков.

5. «ТРОПАМИ ПОИСКА», документальное повествование о сибиряках – героях Сталинградской битвы на основе писем, воспоминаний ветеранов войны, издано в 2012 году МУ ЦБС Прокопьевского района.

6. «ГЕОГРАФИЯ ПРОКОПЬЕВСКОГО РАЙОНА», написана совместно с Бугровым А. Н., издана к 60-летию Прокопьевского района в 1999 году, отпечатана по заказу администрации Прокопьевского района, рецензент Тивяков С. Д.

7. «ВЕРНУЛИСЬ С ПОБЕДОЙ (прокопчане в боях за Родину)», написана совместно с сыном, В. В. Шабалиным, издана в Прокопьевске ЦБС в 2000 году, посвящена 55-летию Победы. Содержит материалы о прокопчанах – Героях Советского Союза, полных кавалерах Ордена Славы, участниках боев на Бородине в 1941 году, Сталинградской битвы, Курской битвы и освобождения Европы.

8. «УЛИЦЫ ГОРОДА ПРОКОПЬЕВСКА: справочник», издан Центральной городской библиотекой, сектором краеведческой библиографии, в 2004 году.

9. «СЕКРЕТЫ ФАМИЛИЙ ЖИТЕЛЕЙ ПОСЕЛКА КАМЕННЫЙ КЛЮЧ (ПРОКОПЬЕВСКИЙ РАЙОН)», пособие для кружковой работы, в котором поясняется происхождение фамилий около 740 жителей п. ст. Каменный Ключ. Работа не издана, но рукопись набрана, находится в моем архиве.

ВВОДНОЕ СЛОВО

В настоящее время в России (да и во всем мире) почти не встретишь человека, не имеющего фамилии. А ведь было время, когда она вообще отсутствовала.

Впервые фамилия появилась в Северной Италии в X веке нашей эры.

Оттуда она шагнула в Южную Францию. У французов фамилию восприняли норманны, обосновавшиеся на северном французском полуострове, который и поныне именуется Нормандией. В 1066 году норманны французские высадились на Британских островах и овладели Англией. В результате англичане обзавелись фамилиями. Из Франции фамилия пришла в Германию. В середине XIV века уже 34 % немцев имели фамилии. В Венгрии и у западных славян (поляки, чехи, словаки) процесс становления фамилий растянулся на 400 лет. Он продолжался с XIV по XVIII века.

В России первые фамилии (вслед за поляками) появились только в XVI веке. Имели на них право лишь самые знатные бояре: Милославские, Долгорукие, Шуйские, Трубецкие, Верейские и др. За право иметь фамилию шла борьба. При первых Романовых (Михаил Федорович и Алексей Михайлович) часть бояр и крупных чиновников тоже получили фамилии. Петр Первый приказал дать фамилии всем дворянам и купцам, но и через сто лет многие купцы имели только прозвища. Что же касается духовенства, то их «офамилили» только в XIX веке. Крестьяне, рабочие, инородцы фамилий в массе не имели вплоть до отмены крепостного права в 1861 году. Став свободными, крестьяне вместе с паспортами обзавелись и фамилиями. Но и в начале XX века масса жителей России фамилий не имела. Почти все нерусские народы Сибири имели только личные имена и прозвища. Лишь после Октябрьской революции такие народы, как телеуты, шорцы, прибывшие в Сибирь чуваши, татары, марийцы, башкиры получили фамилии.

На территории Каменноключевской сельской администрации проживает около 1, 5 тысячи человек. В данной работе анализируется свыше 800 фамилий граждан, проживавших в Каменном Ключе, Оселках, Еловке, Кара-Чумыше, Каменушке и Рубцовке (ныне ее нет) в последние 50 лет. Пестр национальный состав жителей данной территории. Многоцветна радуга фамилий.

Абсолютное большинство фамилий каменноключевцев по форме являются русскими. Основным внешним признаком русских фамилий является наличие суффиксов –ов, -ев (Иванов, Ивлев), - ин (Сидорин, Шабалин), - ын (Птицын), -их (Долгих, Казарских), -ский (Цивильский). Однако многие фамилии, имеющие эти суффиксы, являются нерусскими по своему происхождению. Например, Багиров, Ханов, Бекбулатов, Саликов…

Немало в словаре украинских фамилий. Их внешних признаком являются такие суффиксы, как –енко, –ко , -ук, -юк, -ак, -як. Есть украинские фамилии бессуффиксального поисхождения.

Первопоселенцами деревень Оселки, Елока, Каменушка были чуваши. Однако большинство их фамилий относятся по форме и по происхождению к ряду русских фамилий. Это явление объясняется тем, что предки современных чувашей на рубеже XIX – XX веков приняли православие и получали при рождении христианские личные имена (Афанасий, Иван, Петр, Сидор и т. п.) Когда они прибыли в Сибирь, фамилий у них не было (конец XIX века). Уже при Советской власти от христианских имен отцов, дедов и прадедов получили местные чуваши современные фамилии (Афанасьев, Иванов, Петров, Сидоров). Некоторая часть чувашей имеют фамилий тюркского происхождения (Асмикеев, Албатов, Мурзин). Эти фамилии образованы от старинных личных имен, прозвищ, бытовавших у чувашей еще на родине, в Поволжье.

В Словаре анализируются шорские, телеутские, татарские, башкирские, белорусские, немецкие фамилии. Представители этих народов жили и живут в Каменном Ключе.

КРЮКОВ – фамилия образована суффиксом –ов от старинного мужского некалендарного личного имени Крюк, переносное значение которого - «человек, сильно наклоняющийся вперед при ходьбе, скрюченный».



КУГУВАЛОВ – шорско-русская фамилия. Образована суффиксом –ов от шорского кого (куга) – «камыш, трава» и русского вал, от глагола валить. Кугувал – «тот, кто валит, то есть косит камыш, траву», «косарь».



КУДРЯШОВ – фамилия образована суффиксом –ов от древнерусского некалендарного мужского личного имени Кудряш – «человек с кудрявыми волосами». Иногда так называли и совершенно лысых мужчин в насмешку, но уличное имя «прилипало» к его носителю, что впоследствии приводило к тому, что потомки лысого получали фамилию Кудряшов.



КУЗНЕЦОВ – одна из самых распространенных фамилий в России и Кемеровской области. Образована от древнерусского некалендарного личного имени Кузнец, которое восходит к названию профессии далекого предка носителя фамилии, работавшего кузнецом.



КУЗНЕЧИХИН – фамилия образована суффиксом –ин от женского прозвища Кузнечиха – «жена кузнеца».



КУЗЬМИН – очень распространенная фамилия. Образована суффиксом –ин от русского календарного мужского личного имени Кузьма, восходящего к греческому имени Козма (из греческого космос – «мир, порядок, мироздание»). Переносное значение имени Козма – «краса, честь» (СЛИН, с. 484).



КУЛЕБАКИН – фамилия образована суффиксом –ин от старинного некалендарного русского имени Кулебака – «продолговатый пирог с рыбой, капустой или кашей». Переносное значение прозвища Кулебака – «человек с веснушчатым лицом». Впервые фамилия задокументирована в 1560 г. (Никонов, Словарь, с. 55).



КУЛИКОВ – фамилия образована суффиксом –ов от древнерусского мужского некалендарного личного имени Кулик, восходящего к нарицательному кулик, имеющему , кроме основного, еще и такие значения: 1. «пьяница, пропойца»; 2. «глупый, простоватый, недогадливый человек» (Даль, т. 2, с. 18).

Куликов Иван Александрович работал директором Чумышского леспромхоза в 1964 – 1966 гг.



КУНГУРОВ – фамилия образована суффиксом –ов от названия города Кунгур на Урале.



КУПОВ – фамилия образована суффиксом –ов от прозвища Купой, образованного от нарицательного куповой – «чистый, белый». Прозвище Купой является усеченной формой некалендарного имени Куповой, имевшего то же значение (Даль, т. 3, с. 280).



КУРИЙ – редкая фамилия, восходящая к глаголу «курить» - «делать, производить». Отсюда могло образоваться прозвище Курий – «умеющий что-то делать». Есть и другие варианты толкования происхождения фамилии: 1. от «кур» - запах, дым, отсюда Курий – «дымящий, с каким-то запахом»; 2. от кур – «петух». Тогда курий – «похожий на петуха, петушиный» (Фасмер, т. 2, с. 422).



СИМБИРЦЕВ – фамилия восходит к названию известного русского города Симбирск (ныне Ульяновск). Симбирец – «житель Симбирска или Симбирской губернии».



СИДОРОВИЧ – украинская фамилия. Образована суффиксом –ович от календарного мужского личного имени Сидор. См. Сидоров, Сидоренко.



СИМОНОВ – распространенная русская фамилия. Образована суффиксом –ов от русского (редкого) календарного имени Симон ( с древнееврейского «знатное имя,слава»). Ср. Симоненко.



СКОБЕЛЕВ – фамилия образована суффиксом –ев от древнерусского некалендарного мужского личного имени Скобель, восходящего к нарицательному скобель – 1. «нож с двумя поперечными ручками по концам для строгания вчерне в грубом виде в тележном и санном мастерстве»; 2. «тот, кто сильно чешется» (Даль, т. 4, с. 200).



СКОК – фамилия восходит к славянскому прозвищу Скок – «быстро двигающийся, скачущий человек, попрыгун».

Скок Светлана Павловна работала учительницей английского языка Каменноключевской школы в 70-е годы.фото



СКРИПНИК – украинская фамилия Скрыпник в русском орфографическом варианте. Скрипник (Скрыпник) – «тот, кто играет на скрипке, скрипач».



СКУДИН – фамилия образована суффиксом –ин от древнерусского некалендарного мужского личного имени Скуда, восходящего к нарицательному скуда – «нищий, убогий, бедный» (Даль, т. 4, с. 212). Прозвище Скуда является именем-оберегом. Родители, дававшие такое имя ребенку, надеялись, что злые силы оставят ребенка в живых. Зачем им нужен нищий?



СЛОЖИН – фамилия образована суффиксом –ин от старинного русского имени Сложа – «сочинитель, фольклорист, писатель».



СМЕРДИН – фамилия образована суффиксом –ин от древнерусского некалендарного личного имени Смерд, восходящего к нарицательному смерд – «крестьянин, деревенский житель», «из рабов, из холопов» (Даль, т. 4, с. 232).

10. «ИСТОРИЯ СЕЛ И ДЕРЕВЕНЬ ПРОКОПЬЕВСКОГО РАЙОНА», работа не издана, находится в виде машинописной рукописи с авторскими исправлениями в музее В. М. Шабалина в библиотеке Каменного Ключа.

11. «ЗДЕСЬ И ТВОЯ ФАМИЛИЯ», работа публиковалась в газете «Шахтерский край» сначала при жизни В. М. Шабалина, после его смерти – его супругой Р. П. Шабалиной, находится в музее В. М. Шабалина, в библиотеке Каменного Ключа, в виде газетных вырезок.

12. «ТВОЯ УЛИЦА, КУЗБАССОВЕЦ», работа посвящена улицам городов и сел Кузбасса, истории их названий; публиковалась в газете «Шахтерский край», находится в музее В. М. Шабалина, в библиотеке Каменного Ключа, в виде газетных вырезок.

Комментарии