Священномученик Василий (Крылов): а есть ли у Правды цель? - ХранителиРодины.рф

14 августа 1937 года сотрудники Щелковского Р/О УНКВД МО начали дело по обвинению Крылова Василия Сергеевича, служителя религиозного культа, проживающего селе Рязанцы городского поселения Фряново Щёлковского района Московской области, в преступлении, предусмотренном ст. 58 п.10 ч. 1 УК РСФСР. Уже через месяц, 23 сентября, дело было окончено, и священник церкви Троицы Живоначальной с. Рязанцы Василий Крылов, находящийся к этому времени под стражей в Бутырской тюрьме НКВД , получил, согласно Выписке из протокола заседания судебной тройки при Управлении НКВД СССР по МО от 13 октября 1937 г., наказание в виде заключения в ИТЛ на десять лет .

Это событие, о котором сейчас так мало известно, стало одним из оснований для того, чтобы 7 мая 2003 г. священник Василий, так и не вернувшийся из ИТЛ, где он скончался в 1942 г., постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был канонизирован в лике священномучеников и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских, став одним из пяти прославленных новомучеников Щелковского района.

Известный церковный агиограф игумен Дамаскин (Орловский) в своем многотомнике «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века» (1992—2002), сообщал:

«Священномученик Василий родился в 1906 году в селе Подлипичье Дмитровского уезда Московской губернии в семье псаломщика Сергея Крылова. Василий окончил сельскую школу, и в 1917 году родители отдали его в Дмитровское духовное училище. Здесь он проучился всего лишь год, так как в 1918 году училище было закрыто пришедшими к власти безбожниками. Поскольку Василий был сыном псаломщика, то ни в какие другие учебные заведения его не приняли. В это время стал тяжело болеть его отец, и Василий некоторое время прислуживал в храме, помогая отцу. В 1923 году отец скончался, и викарий Московской епархии епископ Бронницкий Иоанн (Васильевский) направил Василия псаломщиком в храм Казанской иконы Божией Матери в село Марково Бронницкого уезда.

22 октября 1926 года епископ Орехово-Зуевский Никита (Делекторский) рукоположил Василия Сергеевича во диакона к Спасской церкви в селе Ведерницы Дмитровского района, и вскоре он был переведен в Богоявленскую церковь, что в Елохове, в Москве. В 1929 году диакон Василий был определен в Вознесенскую церковь в селе Раменье Дмитровского района.

19 февраля 1931 года архиепископ Звенигородский, викарий Московской епархии Филипп (Гумилевский) рукоположил диакона Василия во священника ко храму Рождества Христова в селе Рождествено на Истре Солнечногорского района. 4 июня 1931 года отец Василий, как лишенный избирательных прав за его служение в церкви и как человек по возрасту годный для тяжелых общественных работ, был взят на трудовой фронт в тыловое ополчение, откуда он вернулся только 29 июня 1934 года и был направлен священноначалием служить в Троицкий храм в селе Рязанцы Щелковского района Московской области. Ему исполнилось тогда двадцать восемь лет, он служил со всей ревностью молодого пастыря, для которого ничего не казалось невозможным, он активно занялся обращением к вере молодежи, частью уже воспитанной государством в безбожии» .

Подробности уголовного дела 1937 года игуменом Дамаскиным (Орловским) освещены крайне скудно (сообщается только о том, что отец Василий себя виновным не признал), хотя именно в них и кроется суть не только личного христианского подвига священника Василия, но и нерв эпохи 30-ых годов XX века. Более детальное знакомство с событиями этой истории, которое будет предложено в этом материале, может позволить многим получить ответы на разные сложные и порой тупиковые вопросы.

Начнем со статьи 58 п.10 ч. 1 (Антисоветская агитация, контрреволюционная агитация) УК РСФСР 1927 года, по которой был обвинен иерей Василий Крылов. Эта статья гласит:

«Ч.1 Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания, влекут за собой - лишение свободы на срок не ниже шести месяцев. Ч.2. Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении, влекут за собой - меры социальной защиты, указанные в статье 58.п.2».

Статья 58.п.2 в качестве «высшей меры социальной защиты» предполагала «расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства союзной республики и, тем самым, гражданства Союза ССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда, с допущением, при смягчающих обстоятельствах, понижения до лишения свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества».

Именно по обвинению в политической антисоветской, контрреволюционной деятельности, и в 20-ых, и в 30-ых гг. осуществлялись репрессии в отношении священнослужителей, в УК РСФСР 1927 года этой деятельности был посвящен целый раздел – «Государственные контрреволюционные преступления» из 14 разнообразных пунктов. Правовых норм, предписывающих прямые репрессии и гонения по религиозным, неполитическим мотивам, за убеждения, за веру, советская юридическая и правоохранительная система избегала. Статья 124 Конституции СССР 1936 года даже гарантировала религиозную свободу: «свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами».

Кстати, эта статья в 1936 году отличалась от схожей по тематике статьи 13 революционной Конституции РСФСР 1918 г., гласившей, что за всеми гражданами признается только лишь «свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды», но без свободы «отправления религиозных культов», добавленной в Конституции 1936 года. В архивном уголовном деле иерея Василия (Крылова) данная Конституция сыграла не последнюю роль.

Из показаний свидетелей обвинения по делу священника Василия Крылова следует, что Василий Крылов в своей религиозной деятельности пытался даже ссылаться на заявленную в 1936 году конституционную свободу совести: «В январе месяце 1937 г., во время рождественских праздников священнику Крылову сельсовет запретил ходить с иконами по домам колхозников. Он Крылов [орфография источника сохранена здесь и далее – Т.Б.] будучи в канцелярии сельсовета, в присутствии меня… с к/руганью говорил: «… Я вашу власть не признаю, вы мне ничего не сделаете. Что хотите делайте, а я вам подчиняться не буду. Раз мне разрешено конституцией свободно богослужение так я и буду делать…»

Стоит заметить, что среди свидетелей обвинения в этом деле активно выступали товарищи, занимающие ряд руководящих постов на рассматриваемой территории Щелковского района,- председатель колхоза, председатель сельсовета, заведующая школой.

История с запретом сельсовета иерею Василю ходить с иконами по домам колхозников с. Рязанцы в рождественские праздники подтверждается показаниями других свидетелей и, видимо, является центральной в развитии этого уголовного преследования .

Кроме этого, по показаниям свидетелей обвинения, в феврале месяце 1937 г. в помещении правления колхоза в разговоре среди колхозников по вопросу о выборах в Верховный Совет священник Василий Крылов снова обращался к последним изменениям законодательства и заявлял: «…Ну уж если Сталин нам дал право выбирать и быть избранными, то теперь мы посмотрим за кого голосовать и кого выбирать. Теперь коммунисты не протащат своих людей, хватит, их власть отошла, а мы знаем за кого голосовать…» .

Стоит пояснить, что с 1918 г. по 1936 г. о. Василий (Крылов), как священник, был лишен избирательных прав, которые были восстановлены ВЦИКом 19 марта 1936 г. Лишение избирательных прав священников было закреплено еще в статье 7 Конституции РСФСР 1918 г., где утверждалось, что «эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти», а в статье 65 этого же документа перечислялись конкретные категории «лишенцев», среди которых в одном из пунктов были обозначены «монахи и духовные служители церквей и религиозных культов». В этом случае советское законодательство огранивало права священнослужителей опять-таки не по религиозным мотивам, а по политическим.

Видим, законодательными изменениями 1936 года ситуация для священнослужителей в СССР де юре серьезно изменилась, и мы можем предполагать, что священник на местах, на примере иер. Василия. (Крылова), мог позволить себе вступить в правовой конфликт с представителями местной власти, чинящей произвол по поводу его законных прав, и апеллировать к распоряжениям власти центральной, эти права подтверждающей.

В деле отца Василия находится еще несколько особенных эпизодов в связи с апелляцией к центральной советской власти. Согласно протокола допроса одного из свидетелей (школьницы), Крылов В.С., «рассказывая, как хоронят видных деятелей в Москве, говорил: «В недавнем прошлом я был на похоронах в Москве видного деятеля Каменева, которому после гражданской панихиды сделали православную и мы его отпевали, а после на поминках было все правительство» .

Речь, видимо, идет о видном большевике Льве Борисович Каменеве, расстрелянном 25 августа 1936 года по делу так называемого «Троцкистско-зиновьевского объединённого центра». В монографии Н.А. Кривовой «Власть и Церковь в 1922-1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства» о Каменеве есть такие слова: «задававшие тон во всей церковной, точнее антицерковной, политике партии бескомпромиссные и беспощадные В.И. Ленин и Л.Д. Троцкий оттеснялись и уступали позиции, с одной стороны, И.В. Сталину, с другой стороны, М.И. Калинину, А.И. Рыкову и Л.Б. Каменеву, считавших эту политику слишком экстремистской». А в монографии И.А. Курляндского «Сталин, власть, религия» сообщается, что Л.Б. Каменев в 1922 году выступал в Политбюро против расстрела священников по Шуйскому процессу .

Все это позволяет допускать отпевание родившегося в русско-еврейской семье Л.Б. Каменева. Присутствие на панихиде иер. Василия (Крылова) может быть связано с его служением в конце 20-ых гг. в Елоховском соборе г. Москвы, который к 1936 году стал практически кафедральным собором - ввиду того, что рядом с ним располагалась канцелярия и резиденция митрополита Сергия (Страгородского), де-факто возглавлявшего тогда Московскую патриархию.

В целом, следствие неоднократно фиксирует данные, что священник Василий Крылов пытается декларировать не только связь своей деятельности с курсом высших государственных руководителей, но и противопоставляет этот курс работе местных чиновников низших уровней. Вот еще один эпизод из показаний свидетелей:

«29 июля 1937 года я пришла к колхознице … /старухе/. Там я встретила Крылова где он в присутствии меня рассказывал как Сталин пере [неразборчиво написано - прим. Т.Б.] всех инженеров на канале Волга-Москва. Он Крылов говорил: «…Смотрите что делается на канале Волга-Москва. Всех заключенных Сталин распустил и наградил их а вот инженеров всех арестовал за то, что они издевались над заключенными…» Услышав это я тут же заявила Крылову что это неправда и что Крылов ведет агитацию среди колхозников».

Другие высказывания отца Василия, сообщенные свидетелями и имеющие в глазах сотрудников Щелковского Р/О УНКВД МО контрреволюционную направленность, выглядят так:

«Крылов В.С. сравнивая похороны в настоящее время и в прошлом, говорил: «Вот раньше хоронили с попами, а теперь нет, кто как хочет. А вот как советская власть не борется с религией. Как не издает законы, но все таки без нас не обходятся».

«25 февраля 1937 года я вместе с Крыловым был на квартире […] В беседе с Крыловым он мне стал рассказывать о том, как он отбывал наказание в лагерях НКВД. И высказывая недовольство он говорил: «Советская власть над людьми издевается. В лагерях людей заставляют работать непосильно. Кормят плохо, а кто не выполняет работу, того избивают до полусмерти и бросают в карцер. Дают одни селедки. А пить не дают. Вот действительно фашисты».10

«Крылов преследуя чтобы сорвать работы в колхозе. Лично по его инициативе была организована гулянка женщин, на что Крыловым были отпущены женщинам для выпивки деньги».10

«В феврале 1937 г. в сельсовете в разговоре КРЫЛОВ, заявил: «…Хоть вы и Советская власть, а вот по конституции отошло ваше право издеваться над нами попами. Мы теперь сами себе хозяева, что хотим, то и будем делать, теперь право в наших руках и мы с этими правами будем делать все то, что от нас зависит…».

«29-го апреля 1937 г. в дер. Рязанцы проводилась подготовка к празднованию 1-го мая, когда часть колхозников была занята украшением, подошедший к ним КРЫЛОВ заявил: «…Делать вам нечего, что вы готовитесь к 1 мая. Вот мы действительно труженики божие, мы готовимся к своему празднику…».12

«В сентябре месс. 1936 г. в период копки картофеля КРЫЛОВ агитировал среди колхозников за выход из колхоза: «…Эх, женщины, да что вы для людей трудитесь, ведь все равно вам ничего не достанется. Все у вас государство отберет. Вы лучше бросайте работу в колхозе и идите работать на фабрику, этим самым скорее улучшите жизнь православных…».12

Учитывая то, что показания свидетелей обвинения далеко не всегда могут быть достоверными, только Бог знает, говорил ли священник Троицы Живоначальной дер. Рязанцы Василий Крылов все эти слова или нет. Мы же можем реконструировать несколько вариантов событий 1936-37 гг.

1. Отец Василий Крылов в январе 1937 года всего лишь хотел пройти с иконами по домам колхозников и обратился за разрешением в органы власти. Местных руководителей советских органов и учреждений 30-ых гг. прошлого века это не устроило и они оклеветали безвинно пострадавшего о. Василия ради каких-то своих личных, карьерных или сугубо антирелигиозных интересов и добились его ареста.

2. В той или иной мере о. Василий, служа, согласно показаниям свидетелей с 1936 года в с. Рязанцы, говорил то, что ему приписывается следствием, открыто озвучивая существующие проблемы. А именно, во-первых, он открыто говорил о борьбе советской власти с религией, когда, кстати, определенная часть представителей Церкви, которых еще в 1926-30 гг. возглавил заместитель Патриаршего Местоблюстителя Сергий (Страгородский), учредивший Синод РПЦ, предпочитала молчать или даже утверждать совершенно обратное. Во-вторых, о. Василий говорил о социальных преобразованиях и разных формах эксплуатации народа государством - в тот момент, когда само государство декларировало в своих документах борьбу с эксплуатацией. В-третьих, о. Василий говорил о самоуправстве чиновников на местах, об их произволе и неисполнении указаний высших должностных лиц и основных законов.

И в 30-ых гг. ХХ века, и в любое другое время, это совершенно сознательные шаги по пути к мученическому подвигу, который всегда сопряжен со словом правды, врезающимся в ложь и лицемере. Теми, кто 2000 лет назад не захотел покаяться, правда была интерпретирована как попытка пойти против власти кесаря: «Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (Лк. 23, 2), - убеждали иудейские элиты Понтия Пилата, указывая на политические преступления Иисуса Христа. В 20-30-ых гг. ХХ века ожесточенные, согласно исключительно воинственному материалистическому мировоззрению, поиском целесообразности и пользы сердца предпочитали видеть в правде действие, направленное к ослаблению основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции.

А есть ли у правды мотивы и цель, кроме тех, что она должна быть просто произнесена так, как непосредственно говорят правду дети, но именно после этого человек вместе с гонениями по ложным домыслам и обвинениям, уподобляется Богу, возвращая себе Его качество – украденную отцом лжи святость.

Комментарии

  • Прочитав данную статью, я как будто погрузилась в то историческое время, ведь в этой статье написано настолько подробно и интересно,что любой человек, пускай и никогда не читавший своего рода произведения по литературе, не говоря уже о истории нашей Родины, способен за считанные секунды увлечься с первого же предложения. Дочитав до конца, можно понять, что автор изданной статьи очень грамотный и высоко интеллектуальный человек,увлекающий своего рода историей. Данная статья посвящена репрессированному священнику - Василию Крылову, которого обвиняли в преступлении. Советую к прочтению статью автора "Тимофея Балыко", благодаря ему, в душе я осознала, что помимо литературных произведений, я начну изучать также исторические события.