Киясовский врачеватель
История села через судьбу фельдшера Коробейникова Василия Николаевича, Киясово, Удмуртская Республика
Коренной житель села Киясова Удмуртской Республики Коробейников Василий Николаевич (1888 -1953 гг.) всю свою жизнь посвятил работе по оказанию медицинской помощи нуждающемуся населению района.
Коренной житель села Киясова Удмуртской Республики Коробейников Василий Николаевич (1888 -1953 гг.) всю свою жизнь посвятил работе по оказанию медицинской помощи нуждающемуся населению района.
Вашему вниманию представляем воспоминания почетного гражданина Киясовского района Савиной Тамары Васильевны об отце, Коробейникове Василие Николаевиче.
Чуть выше среднего роста, худощавый, темноволосый, с неторопливой походкой, с доброй улыбкой, молчаливый человек, коренной житель села Киясова Коробейников Василий Николаевич – это мой отец.
Родился он 23 февраля 1888 года. В 1908 году был призван в армию. Вся его служба проходила в госпитале при Минском местном лазарете. В результате обучения азам медицинской науки и практике в конце службы подвергся контрольной проверке знаний и умений. Показатели были хорошими (по данным аттестата). Комиссия определила признать его достойным звания войскового фельдшера.
Это было в июне 1911 года. Вернувшись из армии, он приступил к работе по оказанию медицинской помощи нуждающемуся населению села Киясова.
В 30-х годах в районе не было стационарного помещения для лечения больных. Чтобы обеспечить медицинской помощью больных, в районе стали создаваться фельдшерские пункты. Эту работу возложили на отца. В моей памяти сохранились эпизоды жизни в деревнях Медвежье, Яжбахтино, Тимеево, Атабаево, где он работал. В 1934 году в помещичьем доме села Тимеево было организовано коечное лечение. В эту больницу был направлен и мой отец. Вся семья жила в этом селе около двух лет.
В 1935 году вернулись обратно в Киясово. Своего жилья не было. На месте усадьбы, где жили родители отца, был построен дом. А пока жили на квартире у родственников.
В конце 1936 года мы жили уже в своем доме – улица Ворошилова дом № 6 (теперь это улица Ломоносова). Место было хорошее: у дома большой огород, под горой у реки был ключ, место для посадки капусты. Все это осталось от старой усадьбы. Вся подгорная часть была занята деревьями – это были могучие ивы, черемухи. А возле реки был молодой ельник. Поскольку сток воды из ключа не был налажен – вся низина за ним была заболочена. Сейчас кое-что там сохранилось от прошлого. Ну и главное это ключ.
Для амбулатории (так называлось медицинское заведение) было выделено двухэтажное здание на улице Советской, напротив старой школы. На втором этаже проводился амбулаторный прием. Сейчас на этом месте аптека. Помогала ему вести прием медицинская сестра Лидия Семеновна Кривоногова. Отцу приходилось вначале самому готовить лекарства для больных. Очень скоро на первом этаже этого же здания была открыта аптека. Работать стало легче.
Кроме амбулаторного приема постоянно оказывалась помощь на дому в любое время суток и в любом населенном пункте района. Помню майские праздники 1937 года. Я с отцом ездила в село Выезд. На этот вызов был потрачен целый день. Транспорт был простой – конная упряжка. Работа шла в обычном порядке.
Наступил 1937 год – лето. В один из вечеров в наш дом нагрянула милиция с обыском. По чьему-то доносу стало известно, что в Киясове есть группа заговорщиков, в том числе и наш отец, против советской власти. Милиция приступила к действию. Проверили все и везде: и на чердаке, и в подполье, и в доме, где что лежит. Искали что-то (наверное, запас лекарств для заговорщиков), что могло скомпрометировать отца, но ничего не нашли. Обыски были проведены во многих домах и были арестованы люди, которые подозревались в заговоре. Среди них был и наш отец. Я помню фамилии Черепанова И. Г. главного агронома, Вяткина зав. здравотделом, Вязанкина (должность не помню). Просидев под следствием 1,5 года, отец был оправдан и освобожден из-под стражи прямо в зале суда.
Снова началась медицинская служба, но уже в это время в Киясове работал целый штат медработников, появилась больница и врачи с высшим образованием. Опыт отца имел свои результаты – он продолжал вести прием больных.
22 июня 1941 года, с началом войны с Германией, вечером отцу принесли повестку: явиться в райвоенкомат 23 июня к 8 часам утра с необходимыми вещами. Это была первая партия призванных на фронт. Провожало их все Киясово, и стар, и млад. Отряд ушел по улице Советской («торцовой») в сторону Кечево. На фронте отец служил в полевом подвижном госпитале на Калининском фронте. Был на фронте около года, но заболел и был отправлен в тыл. Лечение проходил в госпитале города Янаул.
Отец был комиссован и на фронт его больше не послали, но был командирован в медсанчасть при 3-ем Ленинградском пехотном училище, которое находилось в г. Воткинск. Вернулся домой в 1947 году и снова приступил к обязанностям фельдшера.
Ему исполнилось почти 65 лет, когда он сильно заболел. Сказались сложности жизни. 27 января 1953 года он умер. В быту он был хозяйственным человеком, многое умел делать своими руками, освоил столярное дело. Вся мебель в доме была сделана им, для того времени это было неплохо. Развел пчел, получал хороший медосбор. Все что нужно было для пчеловодства, делал сам. Любил цветы, занимался их разведением, что нравилось и нам, детям.
Мама была под стать ему. Умело вела хозяйство во время его отсутствия в семье. А это отсутствие было очень продолжительным и все трудности, материальные и физические, легли на ее плечи.
Мы, дети, помогали ей, чем могли. До конца своих дней помним их добрые дела и благодарны им за все, что они для нас делали.
Военфельдшер Коробейников Василий Николаевич
Коробейников Василий Николаевич с мед. персоналом
Семья Коробейниковых, конец 1930-х гг.,
1 ряд.: слева направо сидят - Анастасия (сноха), сын Василий с детьми (Галя и Виктор) Василий Николаевич, жена Устинья Фёдоровна, между ними дочь Тамара. 2 ряд.: дочки: Екатерина, Александра, Нина
Савина Тамара Васильевна, 2018 г.
Территория родника имеет интересную историю. Вполне вероятно, что первые поселенцы Киясова начинали свое обоснование с этого живописного, лесистого по тем временам места, вдоль реки у родника. Вот что написала на этот счет Шадрина Ольга Георгиевна (ветеран педагогического труда) в Удмуртской правде в 1999 году, в статье «Сохраним вековые деревья».
«Могучие ивы, которым, возможно, уже около тысячи лет, растут в Киясове вдоль речки Киясовки. Поскольку они растут вдали от дороги и людных мест, мало кто знает эти вековые деревья. По рассказам старожилов, когда-то в этой местности были кругом леса и именно здесь, где растут ивы и бьет родник, поселился со своей семьей человек по имени Кияс. Можно предположить, что эти ивы были посажены этими трудолюбивыми людьми, так как растут они в определенном порядке. Окружность четырех ив от 5,5 до 8 метров, а их высота примерно составляет 20-25 метров. На фотографии толщину ивы показывают Маша и Алеша Шадрины, диаметр этой ивы составляет 5,5 метра. Одна, самая могучая ива, пострадала от удара молнии, а в другой из ив большое дупло.
Из воспоминаний Тамары Васильевны территория родника была красивой и загадочной. Загадочность придавали вековые ивы, посаженные вдоль русла реки, вероятно когда-то полноводной. На роднике издавна было два колодца, из одного брали воду для питья, а из другого для полива, так как вода в нем была мутноватой. Рядом с родником сажали капусту. Еще в детстве, ребенком Тамаре Васильевне приходилось ухаживать за этими посадками.
Территория родника всегда была ухоженной, скашивалась трава, чинились колодцы и колода (корыто) для полоскания белья. Колода была толстостенная, сделанная из выдолбленного ствола ивы. Жители всей округи приходили по воду и полоскать белье на родник.
Здание Киясовской больницы, 1959 год
Комментарии