Моя улица – улица имени Атамана Макарова - ХранителиРодины.рф

…В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро,- сколько возможно больше и сколько возможно лучше. Я. А. ДОБРОЛЮБОВ

МОЯ УЛИЦА - УЛИЦА ИМЕНИ АТАМАНА МАКАРОВА

Среди бескрайней степи есть хутор Манойлин. И в этом прекрасном месте с 2010 года до недавних времен жила я.

До 2000 года в нём было ни улиц, ни микрорайонов. Все и так знали друг друга, почтальоны безошибочно доставляли письма и телеграммы по назначению. Но шли годы, поселок рос, население увеличивалось за счёт молодёжи, приезжающих переселенцев. Люди, проживающие в одном месте, стали сами неофициально называть свои улицы: Молодёжная (там жили в основном молодые семьи), микрорайон Юность (он не очень большой и строился последний).

В настоящее время это большое поселение, насчитывающее на своей территории 365 дворов. В 2000 году возникла необходимость поделить на улицы и дать им названия. Так появилась улица Назаренко, названная в память о погибшем в Чечне односельчанине Василии Назаренко, Школьная (расположенная у школы). Улица, на которой жила я, получила название «Атамана Макарова».

- Почему Макарова, да и ещё Атамана? – недоумевали одни.

- Наверное, потому что на этой улице жила большая семья Макаровых.

Видно, дед-то их и был казачьим атаманом, - предполагали другие.

Меня тоже волновал этот вопрос. Я стала искать ответа. Манойлинский музеевед сказала, что эта улица названа в честь другого Макарова. В книге П.И. Елисеева «На земле Тихого Дона» случайно прочитала об атамане Макарове, затем познакомилась с книгой Владимира Шалыгина «Мой край родной, казачий». И теперь, когда у меня спрашивают улицу, на которой я жила, я с гордостью отвечаю:

- Атамана Макарова.

Но не потому, что он потомственный казак, мой земляк, а потому, что это один из достойнейших (пусть даже живших когда-то) людей Волгоградской области.

О таких, как он, должны знать все.

МАКАРОВ С.В. ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ

Макаров Семен Васильевич родился 24 августа 1866 годав семье потомственных казаков хутора Майоровского Клетской станицы. Жили Макаровы крепко, одним большим подворьем. Вместе трудились, отдыхали, гуляли на свадьбах, крестили детей, провожали молодых казаков на службу.

Хутор Майоровский и тогда, и сейчас – окраина Клетского района. На конце XIX века это было большое казачье поселение, имевшее 200 крепких куреней. Церковь, место для гуляний и майдан для Кругов, дом хуторского атамана.

В девять лет родители Семена отправили его к родственникам в Клетскую, так как школа была только там. Окончив в 1882 году двуклассную начальную школу, он поступает в станичное трехклассное училище. Годы учебы быстро промчались. И перед подростком встал вопрос: куда пойти учиться дальше? Очень хотелось молодому Макарову в кадетский корпус: ведь мужества, трудолюбия, стати было не занимать, тем более Семен очень любил коней и как-то даже выиграл первый приз («золотую» кобылицу Иловлинского конезавода) на осенних станичных скачках. Но не дворян в кадеты не брали. А для учительской семинарии не хватало годиков. И Семен Макаров поехал в родной хутор, где работал с отцом около года на отчем поле, ходил за скотиной и обучал хуторских мальцов грамоте.



УЧИТЕЛЬСТВО

В 1886 году, успешно сдав экзамены в Новочеркасскую учительскую семинарию, Семен Васильевич с неумной энергией овладевает знаниями, постигает азы профессии. Закончив семинарию в 1888 году, С.В. Макаров поехал учительствовать в станицу Березовскую. Казачата сразу же полюбили молодого учителя. Он для нах был и наставником, и братом, и другом, и непререкаемым авторитетом в джигитовке, в знаниях, умении пахать землю и обращаться со скотиной, игре старинных казачьих песен и рассказывании удивительных, немного страшных историй родного края.

В 1888 году при Березовской школе Макаров организует публичную библиотеку, в которой книги брали не только ученики, но и их родители. Для большей информированности населения Семен Васильевич на свои гроши выписывает несколько газет и ежедневно устраивает громкие читки для всех любопытных и интересующихся.

Позднее Семен Васильевич был переведен в станицу Добринскую Хоперского округа. Там осенью он обвенчался с Александрой Федоровной Шамардиной из семьи новочеркасских казаков.

1892 год был годом страшного неурожая и голода. В созданном станичном комитете помощи голодающим, куда вошел учитель Макаров, допускалась масса нарушений и несправедливости. Это побудило некоторых членов комитета написать жалобу на имя императора Николая II, возглавлявшего тогда Российский комитет помощи голодающим. До императора, конечно же, бумага не дошла, но последовала директива его чиновников – разобраться с жалобщиками и примерно их наказать. Семена Васильевича спасают от гонений только его огромный авторитет и заступничество директора школы Донской области, профессора Остроумова.

С.В. Макарова переводят в станицу Глазуновскую (Кумылженский район). И здесь он начал прежде всего с организации библиотеки. В Глазуновской Семен Васильевич знакомится с донским писателем Федором Крюковым. Этот период жизни Макарова особенно плодотворен. Он пишет публицистические статьи, занимается литературным делом.

Но, как бы хорошо ни жилось и работалось в Глазуновской, Семена тянуло в родную станицу. Его многочисленные просьбы о переводе в Клетскую увенчались успехом лишь1898 году.

Приступив к работе, он прежде всего открывает публичную библиотеку в здании двухклассной школы. Зная, что Иосиф Кузнецов не только богатый казак, но и человек просвещенный, любящий печатное слово, он договаривается с ним о постоянном пополнении новыми книгами созданной библиотеки.

Станичники глубоко уважали своих учителей, но особенно пришелся по душе вроде бы новый, но свой же учитель – казак. Пользуясь авторитетом и понимая, что дело просвещения казаков не терпит «азов».

С.В. Макаров добивается на Большом круге казаков станичного юрта согласия на постройку нового здания трехклассного училища. Ведь только по окончании этого учебного заведения молодые казаки могли поступать в российские институты и университеты.

Как не велики были заботы просветительские, общественные, личные, Семен Васильевич понял: чтобы осуществить все задуманное, необходимо стать атаманом.

Атаманство

30 мая 1904 года при поддержке видных станичников казаки избирают Макарова своим вожаком. Вот тут-то и появились его незаурядные организаторские способности. За шесть лет атаманства Семен Васильевич построил 18 хуторских школ, открыл женскую двухклассную школу, высшее начальное училище, которое в 1908 году закончит поэт Н. Келин, больницу, здание правления.

В 1908 году станицу посетил наказной атаман А.В. Самсонов. Удивляясь и радуясь большим переменам, зажиточной жизни и строгому выполнению всех правил и уложений Войска станичниками, оценив огромные заслуги атамана Макарова, он поблагодарил казаков за прием, а на прощание сказал:

«Спасибо вам за то, что умеете выбирать хозяина; всё, что увидел у вас, устроено целесообразно и хозяйственно, за что благодарю вашего атамана».

Прошло несколько месяцев.

С 8 по 20 декабря 1908 года в столице донских казаков – Новочеркасске – состоялось Войсковое земельное совещание, делегатов которого был и С.В. Макаров. Он выступал на этом форуме неоднократно. К его голосу прислушивались, с его мнением считались.

Войсковой атаман Таубе предложил Макарову место чиновника земельного комитете. На что последовал отказ.

В 1910 году при атаманском правлении создается Войсковой земельный комитет. В число трех его постоянных членов входит и С.В. Макаров. Расставаясь со станицей, Семен Васильевич оставляет в кассе, бывшей до него совершенно пустой, 12 тысяч рублей и недвижимости на 80 тысяч рублей. По тем временам это была колоссальная сумма.

Работа в земельном комитете

Членом постоянного земельного комитете С.В. Макаров работает вплоть до 20-го года. Земельный комитет внедряет в жизнь научно обоснованное земледелие на основе почвенных исследований земель края, открывает 4 станичных юрта и 22 отдельных хуторских земельных довольствия, наделяя малоземельные станицы землями граничащих юртов.

Земельный комитет начинает статистическое подворное обследование казачьего населения, ведет борьбу с песками Усть-Медведицкого, 2-го Донского и Хоперского округов, дает возможность каждому работящему казаку-земледельцу арендовать землю непосредственно у Войска Донского, минуя земельных спекулянтов.

В результате такой работы касса комитета получила пять миллионов рублей прибыли, в то время как бюджет Войска составлял всего три миллиона. Скупая частные земли, комитет уже к 1916 году наделил землей 120 тысяч казаков и переселенцев.



Тревожные годы

Февральская и октябрьская революции, конечно же, не обошли и Дон. В марте 1918 года Макарова избирают в Донской революционный Совет, а с апреля он работает в правительстве атамана А.М. Каледина.

В этот тревожный год Макаров приступает к осуществлению главной цели - претворению в жизнь Земельного закона Донской республики, проведению землеустроительного плана на основе статистико- экономического обследования. Это делалось для того, чтобы обеспечить землей коренное население и малоимущие казачьи хозяйства, предполагая в дальнейшем их слияние и внутриюртовое расселение.

Но этой мечте, которой Семен Васильевич отдал самые лучшие годы жизни, но не суждено было осуществиться. Большевистские армии выбивали простых казаков с родной земли, порушили многовековой патриархальный общинный уклад.

В 1920 году вместе с казачьими отрядами Макаров ушёл в Турцию, затем перебрался в Сербию и, наконец в Чехословакию.

С ним подружился поэт Н. Келин, деда которого хорошо знал Макаров с ним вели долгими вечерами разговоры о России лучшие люди Донского края, о нем в 1928 году журнал «Путь казачества», выходящий в Праге, писал как об одном из самых талантливых и славных сынов Отечества.







Работая с материалами, я посетила Клетский Музей донского казачества, рассчитывая дополнить свою работу фотографиями, грамотами, приказами. Сотрудники музея пояснили мне, что весь материал, который есть у них в музее, представлен в книге В. Шалыгина «Мой край родной, казачий» больше сведений об этом замечательном человеке нет. Даже на фотографии с подписью внизу «С.В. Макаров», помещенной в книге П.И. Елисеева «На земле Тихого Дона» на странице 20, по их словам, изображен, возможно, не С.В. Макаров. П.И. Елисеев, краевед, не может подтвердить подлинность этой фотографии.

Работники музея ведет поиск родственников С.В. Макарова. Делали запрос в Чехословакию, обращались с просьбой о предоставлении каких-либо сведений о нем в Новочеркасский музей донского казачества, но пока безуспешно. Мне удалось узнать, что в Манойлином проживает дальняя родственница Макарова Т.И. Кроме этого, в местной библиотеке я нашла статью «Ты всегда остаешься сыном земли своей…» в областной газете «Молодой. Свежее решение» №42 от 19 октября 2006 года. В ней написано о Д.И. Макарове, заслуженном враче РФ, одном из лучших педиатров Волгоградской области, возглавляющем поликлинику №30, который является дальним родственником атамана Макарова.

Комментарии