Главный Муравей страны - ХранителиРодины.рф

Что такое глек, чепела и утирка, почему нельзя смотреть на маленький боровичок, какую змею называют «минутной» - об этих и многих других интересных фактах вы узнаете, прочитав данную статью. А ещё познакомитесь с творчеством и биографией удивительного писателя и человека, который делом своей жизни выбрал защиту природы и воспитание Человека.

Главный "Муравей" страны - так в разных уголках нашей огромной страны называли Николая Николаевича Старченко - писателя, главного редактора журнала "Муравейник", лауреата множества всероссийских и региональных литературных премий.

Этого талантливого, удивительно светлого и жизнерадостного человека хорошо знали и любили не только на его родине в Суражском районе, не только на Брянщине, но и во многих городах и селах большой России.

Много друзей было у Николая Николаевича и в Унече. Он часто бывал в нашем городе на встречах со школьниками и взрослыми в школах, детской библиотеке, краеведческом музее.

На этих встречах всегда шел живой и откровенный диалог о творчестве Николая Николаевича, о его уникальном детище – детском экологическом журнале для семейного чтения «Муравейник», о природе родного края, которую он воспевал всю свою жизнь. И каждый, хоть раз общавшийся с Николаем Николаевичем, сразу попадал под великое обаяние писателя и навсегда становился поклонником его творчества. А лично для меня встреча с этим незаурядным человеком оказалась просто знаковой, изменила мои взгляды на некоторые стороны жизни, заставила ещё глубже потянуться к своим корням, внимательнее присмотреться к удивительному миру природы.

И как было приятно, когда в апреле 2018г. Н.Н.Старченко предложил провести своё первое мероприятие в качестве председателя Творческого Совета по защите родной природы при Союзе писателей России - литературно-музыкальный вечер «Времена года. Весна» - именно в нашем Унечском краеведческом музее. К сожалению, этот приезд Николая Николаевича в наш город оказался последним. 7 июля 2019 года он ушел из жизни…

А родился Николай Николаевич Старченко 4 апреля 1952 года в д. Осинка Суражского района Брянской области. Именно в этой небольшой деревеньке в трудное послевоенное время и прошло его детство.

Как только Николай научился читать, он практически не выпускал книги из рук. Очень рано он стал и писать. Еще школьником, в 14 лет, опубликовал в суражской районной газете «Восход» свои первые рассказы.

Крестьянский труд, мальчишеские забавы, увлечение охотой — все давало любопытному пареньку материал для будущих книг.

Окончив факультет журналистики Ленинградского государственного университета, Николай Николаевич прошёл путь от простого корреспондента до главного редактора областной газеты, создателя и главного редактора всероссийского журнала, известного писателя–натуралиста, члена правления Союза писателей России.

Он автор нескольких книг повестей и рассказов. Особая веха в творчестве – «Избранные произведения в двух томах» (2007г.). Последняя книга, изданная в 2015г. - «Тень белого дерева». Автор многочисленных публикаций во всесоюзной и всероссийской периодической печати.

Благодаря тому, что Николай Николаевич - удивительно тонко чувствующий и деликатный человек, он - лиричный и глубокий писатель. Поэтому так затрагивают душу его произведения, о чем бы они ни были: о любви или природе, деревне или охоте. Поэтому иногда возникает щемящее, ни с чем не сравнимое чувство сопричастности.

А ещё Старченко глубоко самобытный автор. И истоки его самобытности, наверное, в какой-то особенной близости и любви к природе, к своей земле, в опоре на духовно-нравственные ценности своего рода. Самобытность эта уходит корнями в его малую родину, в тихую провинцию, которая так богата историей, ведь родился он в маленькой пограничной с Белоруссией деревеньке и до конца своей жизни не порывал с ней связей.

За свою полувековую творческую биографию Николай Николаевич поднимал множество разных проблем, в т.ч. экологических, тему патриотического воспитания, писал о краеведении и охоте, о мемориализации литературных мест и современной грустной судьбе русской деревни.

Но нам, музейным работникам, особенно интересна и важна та часть творчества Старченко, которая посвящена этнографии нашего народа – описанию языка и повседневного быта, духовной культуры, религии, обычаев, обрядов, особенностей психических черт людей, которые определяют их национальный характер. И в этом смысле многие его произведения являются энциклопедией народной жизни нашей глубинки.

Писатель словно просто переносит нас во времени. Читаем его повести, и оказываемся в его родной Осинке среди его родичей и односельчан: сажаем и распахиваем картошку, вывозим навоз и стогуем сено, убираем хлеб и празднуем престольный праздник Михайлов день. Множество маленьких открытий совершаешь на каждом шагу, читая Старченко: что березовик (березовый сок) нужно собирать в деревянную посуду – «железо берёзовик портит. По- старому, из осинового корытца – самый вкус!»; что змеи бывают двух видов: гадюка и «минутная» - если укусит, умрешь через минуту; что если на маленький боровичок посмотришь, то он расти не будет; что «крестьянская невеста по всей России замуж шла в красном платье. От веку так велось…»

Яркость и самобытность текстам Старченко придают диалектные слова его малой родины, которая благодаря своему пограничному расположению имела особый язык. Он использует их очень деликатно, чтобы не вызвать недоумения у читателей. И всегда доступно и логично объясняет их значение: «Мама обводит глазами своё домашнее хозяйство, говорит не спеша: «Вот глёк – это кувшин…Рогач – ухват. Чепела – сковородник. Утирка – малое полотенце, утиральник – большое, банное полотенце. Вон утюг, а раньше вместо него были качулки. Такие гладкие, круглые чурочки деревянные, ими катали, разглаживали на столе белье… А вот тут всегда стояли кросны – домашний ткацкий станок».

Кладезь народной мудрости – пословицы. Нам кажется, что все они уже давно известны. Но вот лично я открыла для себя новые, записанные Николаем Николаевичем со слов земляков: «Кто долго не берет тяжелое в руки, тот быстро берет дурное в голову». Или «Русский человек мордой торговать не будет». А вот еще: «А слёзы и скрозь золото льются».

На самом деле, Николай Николаевич сделал очень много для того, чтобы сберечь всю эту нематериальную часть культурного наследия, сохранить в памяти и передать следующему поколению. Его замечательные очерки, повести и рассказы могут служить прекрасным материалом даже для исследователей – диалектологов.

Но всё же, главной любовью писателя и журналиста была родная природа. Много сил и энергии тратил Николай Николаевич на экологическую работу, инициативы по сбережению и восстановлению природных, исторических и культурных памятников.

А основным своим детищем Николай Николаевич всегда считал свой «Муравейник». Ещё будучи главным редактором всероссийского научно-популярного журнала «Юный натуралист», он вынашивал идею нового журнала. И в 1993 году такой журнал был учреждён: первый в России детский журнал о природе для семейного чтения «Муравейник», который сразу сплотил вокруг себя замечательных людей, неравнодушных к природе.

В 1994 году вышел в свет его первый номер. Авторами замечательных произведений являются не только маститые писатели, такие как В.М.Песков, который 16 лет, до своего последнего часа, вёл в журнале ежемесячную рубрику «Дядя Вася рассказывает», но и просто любители природы, ученые, орнитологи, работники заповедников и даже дети и их родители.

По словам его коллеги и близкого друга, известного российского журналиста Василия Пескова, важнейшие четыре слова стали программными для него и его детища «Муравейника»: «Природа, семья, труд, нравственность». Через несколько лет Песков напишет: «Считаю, что «Муравейник» - лучший сегодня в России журнал о природе», «Я считаю за честь публиковать в «Муравейнике» свои заметки, «вербую» для него людей пишущих и хорошо владеющих фотокамерой».

Невозможно перечислить всех добрых дел и благих начинаний у «Муравейника». Вот уже более 25 лет этот журнал кропотливо и без устали трудится над нравственным и эстетическим воспитанием подрастающего поколения.

Николай Николаевич часто был инициатором и организатором различных проектов и конкурсов экологической и патриотической направленности, учредителем премии для лучших библиотек и школ страны. А ещё главный редактор журнала не жалел времени и сил для проведения интересных встреч с читателями в отдалённых сельских школах и библиотеках, небольших городах и посёлках в разных концах нашей огромной страны.

Н.Н. Старченко бережно относился к русскому слову, боролся за чистоту русского языка, эту любовь он передавал и своим читателям.

Он деятельно возрождал забытое, причем не только на Брянщине.

Так, журналист отыскал в Смоленской глуши родной дом замечательного писателя И.С. Соколова-Микитова и активно занимался его восстановлением. Вместе с Василием Песковым они разыскали то место, где стояла деревня Хорёвка из тургеневского рассказа «Хорь и Калиныч», и установили на этом месте памятный знак. Много сил затратил Старченко на увековечение памяти писателя В.А. Солоухина в его родном селе Алепино, спасение знаменитого Бежина луга, где после вмешательства главного редактора был создан литературно-краеведческий музей .… И таких дел у Николая Николаевича и его журнала было немало.

За свои добрые дела Николай Николаевич Старченко не раз становился лауреатом всесоюзных и журналистских премий, награждался многими правительственными и общественными наградами.

Но ещё важнее то «доброе и вечное», что посеял он в душах своих маленьких и взрослых читателей, та любовь к своей малой Родине и гордость за её историческое прошлое и достижения своих земляков, которыми он заражал всех, с кем он пересекался в жизни и творчестве. Один из его героев сказал: « Нет, нельзя терять, разменивать в суете своё заветное, задушевное…» Николай Николаевич Старченко, благодаря своему таланту и редким человеческим качествам, сам никогда не терял и нам помогал не растерять это…

В Унечском краеведческом музее бережно хранится память о нашем замечательном земляке и добром друге, большом патриоте своей страны, писателе и гражданине Николае Николаевиче Старченко и ведется серьёзная работа по популяризации его наследия.

Комментарии