Благочестивое сердце отца Стефана - ХранителиРодины.рф

Начинается наша история в далеком 1977 году, когда в Старощербиновском станичном парке при посадке деревьев был обнаружен склеп, в котором находился металлический гроб с нетленными останками какого-то священника. Захоронение относилось к концу XIX, началу XX века. Ценные вещи и «предметы культа», как обозвал их казенный язык советского чиновника, были изъяты, а останки перезахоронены на том же месте. Появились два вопроса: кто этот священник и почему тело не подверглось тлению? Ответ на первый вопрос смогли дать сами станичники. А вот ответ на второй вопрос требовал тщательного расследования церковью, но был отложен еще почти на двадцать лет. И лишь после письма директора местного музея в ст. Старощербиновскую направляется комиссия, для расследования столь необычного явления, тем более что на Кубани о нетленных мощах заявлялось впервые.

Субботник 1977 года

Был весенний день 1977 года. Жители готовились отпраздновать 60-летие Октябрьской революции. Субботник, устроенный по этому поводу, закончился весьма примечательно. На месте бывшего церковного двора (Храм сравняли с землёй ещё в 1936 году) был разбит парк с танцплощадкой, качелями, лавочками. Только вот из-за недостатка воды, то ли по каким другим причинам, здесь плохо росли деревья. Уже был сооружён мемориальный комплекс в память погибших воинов с вечным огнем. И всё же парк культуры и отдыха выглядел убого. Местные власти решили сделать подарок населению: закупили саженцы сосенок надеясь, что они окажутся более жизнеспособными. В конце марта, тёплым весенним днем общественными силами была организована посадка этих деревьев и трактор, буривший ямки под саженцы, грохотал так, что «строители коммунизма» сами себя не слышали. Внезапно бур застучал об камень и провалился в пустоту. Мелкая щебенка, в которую был превращен крепкий кирпич, производимый в начале века, говорила о том, что проникновение в гробницу далось нелегко. Разобрали свод склепа. Смельчаки прыгнули в яму и обомлели. На украшениях гроба играл весенний луч. Кресты, цветы, листья –казалось, что всё это только что вышло из-под рук мастера. Протёрли стеклянное окошко гроба от пыли. Под ним ясно виднелось лицо человека. Удар камнем – и стекло не выдержало. В гробу лежал священник. Малиновое облачение отсвечивалось на бледном лице, и оно казалось даже розоватым. Высокий лоб, слегка волнистые с проседью темно-русые волосы до плеч, дугообразные брови, нос горбинкой, небольшой рот. С опаской, боясь, что все рассыплется в прах, тронули руками – тело было сухим и твёрдым. Через несколько минут под воздействием света оно стало менять окраску: вначале серые пятна появились, потом все тело потемнело и стало коричневым.

Приглашенный врач-хирург Красавцев А.И. рассказывал много лет спустя: «Я пришёл минут через сорок, кожа покойного была тёмно-пергаментного цвета. Тело под моими пальцами не сыпалось, оно сохранилось почти полностью. Ноги были завернуты в ткань… Была на нём ещё какая-то светлая одежда, под облачением. Вся одежда была абсолютно целая, всё было настолько красиво - фиолетово-малиновое с жёлтой отделкой. Что меня поразило, так это кожа…веки закрыты, но все это была самая натуральная кожа…Это не был простой смертный. Так не бывает. Здесь всё поражало: сохранилась одежда, кожа, связочный аппарат, все было целое, это было тело какого-то святого человека. Когда я близко наклонился, поднял его, то такой запах был, как в церкви бывает, вроде ладаном пахло. Не было запаха могилы».

Ограбление могилы началось сразу же. Наверх были переданы Святое Евангелие 1905 года издания, с прекрасно сохранившимся текстом, напрестольный крест с позолотой. Наперсный крест исчез сразу. Нательный золотой с эмалью вместе с золотым медальоном с изображением Божьей Матери был снят врачом. В поисках ценностей была вспорота подушка, перетряхнуты древесные стружки. Ткань облачения была на удивление крепкой, но и она была разорвана на куски.

Толпа испытывала лёгкое разочарование, ибо особых ценностей не нашли. А почему покойник оставался нетленным, – над этим особенно никто не задумался. «Трогательной заботой» об окружающих было решение щедро посыпать всё сухой хлорной известью, а то вдруг чума или холера. Вызвали бульдозер, и тонны сырой весенней земли рухнули на весьма хрупкий последний приют священника. Место захоронения разровняли, рядом посадили деревья. Вблизи могилы ходили, танцевали, смотрели кино, и только подрастающие сосенки и берёзки хранили покой усопшего.

Евангелие и напрестольный Крест остались в музее «как не представляющие ценности». Хранились под стеклом с выразительной подписью: «Предметы культа». Путинцева М.Н., работавшая директором Щербиновского народного музея, решилась послать в Епархиальное управление письмо с описанием событий 1977 года в парке и вопросами о личности похороненного человека и о причинах нетления.

Жизнь и деяния отца Стефана

Накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, 20 ноября 1874 года в городе Владикавказе в семье бедного мещанина Илии Янкова родился мальчик Стефан. Его крестили в честь святого Стефана Нового Константинопольского.

Стефану с детства пришлось испытывать на себе тяготы бедности. Пламенное желание служить Господу приводит его в город Ставрополь. И в 1890 году он поступает учиться в Ставропольскую Духовную Семинарию. Уже в семинарии он выделяется отличным поведением. Богобоязненный, глубоко верующий юноша, Стефан не позволяет себе поступков, порочащих имя христианина, и проявляет в этом отношении непоколебимую ревность о Боге. Именно эта ревность и упование на Него, твердая вера в милосердие Божие помогают ему претерпевать все тяготы жизни в семинарии. За пламенную ревностную веру Господь укрепит Стефана и возрастит в нем талант прекрасного учителя и проповедника. Закончив обучение, Стефан покидает стены семинарии 13 июля 1896 года.

8 октября 1896 года Стефан Янков получает назначение в станицу Дядьковскую на место диаконоучителя. Всё ярче в деятельности о. Стефана появляется талант прекрасного учителя и пламенного проповедника. Батюшка не любил лукавства и лжи, всегда нелицемерно обличал преступающих слово Божие.

О. Стефан был женат на дочери есаула Афанасия Ткаченко Анне. 26 августа 1900 года Господь благословляет матушку Анну и о. Стефана сыном Александром.

Его усилия в организации работы школ, собственные уроки по Закону Божьему и другим предметам дали прекрасные результаты, которые были замечены и оценены вышестоящим начальством. Испытав на себе тяготы бедности, о. Стефан всегда был милостив к нуждающимся, больным и обездоленным. Во время русско-японской войны батюшка принимает активное участие в деятельности общества Красного Креста.

В октябре 1906 года о. Стефан Янков был переведён священником в церковь Покрова Пресвятой Богородицы ст. Старощербиновской. Здесь жили благочестивые родители его жены Анны: есаул Афанасий Ткаченко с женой Марией. Люди любили о. Стефана за его благочестивое и чуткое сердце, за то, что всем своим существом он отдавался исполнению обязанностей, используя и преумножая своим трудом талант проповедника, учителя, воспитателя и миссионера. Неуютно чувствовали себя под его взглядом те, чья совесть была нечиста. Батюшка знал то, что открыто немногим. Отец Стефан был высокий, стремительный, с тёмно-русыми, слегка вьющимися волосами до плеч, серебристой прядкой седины, с доброй белозубой улыбкой, ласковым взглядом. Глядя на него, люди стыдились суетности своей жизни, забывали печали и радовались встрече с ним. Его преданно любили дети. Он жил среди нас, обыкновенных, и, глядя на него, только окаменевшее сердце не могло просветиться светом любви Христовой. Умер о. Стефан 7 июня 1914 года. Была суббота накануне 2-ой недели по Пятидесятнице. Отец Стефан отошёл ко Господу в день, когда Православная Церковь совершает память Всех святых, в земле Российской просиявших. И многие ощутили величину утраты, когда обратиться к батюшке можно было лишь прощальным взглядом через стеклянное окошко в крышке гроба. 10 июня 1914 года цинковый гроб с телом о. Стефана был опущен в склеп в ограде Покровской церкви. Сомкнулись кирпичные своды его последнего приюта, но, как оказалось, не навсегда. Много лет двадцатого столетия бурями пронеслись над могилой о. Стефана, сметая и уничтожая храмы, кресты, купола. Не уцелела в 1936 году и Покровская церковь станицы Старощербиновской. Могилу о. Стефана сравняли с землёй.

Перезахоронение мощей

Летом 1994 года в станицу Старощербиновскую направляется комиссия из епархиального управления. Работа экспедиции задерживалась дождливой погодой. Люди по-разному воспринимали раскопки. Одни возмущались, что покойнику опять не дают покоя, другие говорили, что нужно исправить то, что натворили 17 лет назад. В толпе постоянно вспоминали о том, что «тогда он был, как только что в гроб положенный». В земле попадалось очень много мелкого щебня, битый кирпич, обломки металлического гроба, кусочки тёмно-красного шёлка. Всё говорило о свершившемся ранее святотатстве.

Второе обретение мощей о. Стефана состоялось на следующий день, 22 июня 1994 года. Тело его пролежало в земле ровно 80 лет. Гроб, вернее то, что осталось от него после воздействия хлорной извести, влажного земляного пресса, осторожно извлекли наверх. Когда подняли крышку гроба, насквозь поврежденную коррозией, то оказалось, что останки весьма хорошо сохранились. Нежное человеческое тело оказалось более стойким, чем цинковый гроб. По мнению специалистов, такого не могло быть. Прибывший через несколько дней архиепископ Краснодарский и Новороссийский Исидор с духовенством подтвердили, что захоронение было необычным.

Перезахоронение мощей о. Стефана состоялось 3 июля 1994 года, в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших. В чем состоял промысел Божий, чтобы впервые явить чудесно нетленные мощи о. Стефана впервые в год юбилея революции? Первое обретение их произошло 29 марта 1977 года, во вторник Страстной Седмицы, когда все готовились ко встрече Светлого Христова Воскресенья. Когда все остальные даты были приведены к новому стилю, то оказалось, что второе обретение мощей о. Стефана произошло как раз в 80-ю годовщину его смерти. Умер он в 1914 году, в субботу, под 2-ю неделю по Пятидесятнице, в день, когда совершается сейчас память Всех святых, в земле Российской просиявших. Его перезахоронение 3 июля 1994 года пришлось тоже на этот праздник.

Не будем пытаться понять тайну Божьего Промысла в стечении этих обстоятельств, но даже в глазах обычного человека – сие есть чудо!

Комментарии