Айса Асланчериевич Хапишт: История родного края в палитре красок - ХранителиРодины.рф

Сказание о том, как мальчик-сирота, выросший в адыгском ауле Большой Кичмай Лазаревского района города Сочи, со временем стал известным художником, вдохновенно воспевающим свой край

Круг общения музейщика особый. Люди разные и судьбы разные, и предмет общения тоже разный. Со многими из них деловое общение перетекает в долгую дружбу. Таких людей хочется слушать… Просто молчать и слушать, потому что с ними начинаешь видеть мир по-другому: таким, каким видит его твой собеседник. А если он знаток древней истории, хранитель древнего адыгского эпоса и мифологии, непревзойденный рассказчик, художник, то общение расцвечивается яркими красками его палитры.

Айса Асланчериевич Хапишт - сочинский художник, заслуженный деятель искусств Кубани. Его творчество известно далеко за пределами не только нашего города, но и Краснодарского края. Им написано более 1500 картин в разных техниках и жанрах. Неповторимый стиль его творческого почерка делает его картины узнаваемыми. Айса Асланчериевич Хапишт принадлежит к числу тех художников, картины которого создают ощущение связи с ушедшей эпохой, причастности к истории и культуре своего народа, своей Родины. Он оригинален во всем. Его философия жизни достойна подражания.

Айса Асланчериевич говорит, что художественное полотно не представляет плоскостью, а всегда рассматривает как воздушное пространство, в которое надо вкладывать цветовые пятна с учетом тоновой перспективы. А некоторые коллеги находят в технике его живописи «присутствие графического характера».

- Вы, молодые, слишком быстро живете! – говорит Айса Асланчериевич. – Вы не успеваете прочувствовать то место, где вы родились! Вы слишком торопитесь оторваться от «материнской груди». Родина – это же мать! Как мать кормит ребенка молоком, так и Родина нас кормит, даруя нам силу! Она питает нас всю нашу жизнь! Однажды осознав это, ты никогда не уйдешь от нее. Почувствуй это! - тембр голоса выдает его глубокое переживание и желание передать мне что-то очень важное...

Несмотря на большую разницу в возрасте, я обращаюсь к нему, как и положено в адыгском обществе – только на «ты». Однажды, из чувства глубокого уважения и почтения к его возрасту, я обратилась к нему в уважительной форме, на «Вы». Он меня поправил и напомнил, почему в традиционной культуре адыгов принято обращение на «ты»:

- Такая форма подчеркивает равенство. Все равны! И старые, и молодые, и женщины, и мужчины. Уважение и почитание демонстрируются поведением и отношением к нему, а не формой обращения. А прежде уважение надо еще заслужить! - объяснил он тогда.

- Айса, ведь тебя приглашали работать за границу. И ты даже работал в Венгрии и в Польше. Почему ты вернулся в те трудные для страны 90-е? – спрашиваю у него.

- Моя «палитра красок» осталась здесь! - иносказание Айсы Асланчериевича так же живописно, как и его картины…

Как для этнографа, для меня общение с носителем адыгской этики и этикета бесценно. О своей жизни Айса рассказывает так, что благодаря его обаянию и таланту рассказчика, совершенно забываешь, что это не книжные рассказы и не народные предания… Это - его жизнь!

Айса Асланчериевич Хапишт родился 24 мая 1942 года в ауле Большой Кичмай Лазаревского района города Сочи в крестьянской семье. Защищая Родину, в 1943 году погиб его отец, а через 3 года умерла мать. Заботы о воспитании 4 летнего брата взяла на себя старшая сестра Джанчерий, потерявшая мужа на фронте, и оставшаяся в 19 лет вдовой с грудным ребенком на руках. Айса всегда вспоминает сестру с большой любовью и почитанием.

Будущий художник свою трудовую деятельность начал с раннего детства, помогая сестре на чайных и табачных плантациях в колхозе «Знамя Коммунизма» в Большом Кичмае. Все свободное от работы и учебы время он посвящал любимому занятию – рисованию. Он рисовал портреты и шаржи на своих друзей, рисовал природу и окружавший его мир людей.

Айса рос, впитывая древние мифы и сказания. Любовь к ним привили шапсугские старики-сказители. Он всегда с благодарностью вспоминает их. Вспоминает, как он ходил со стариками, только для того, чтобы не пропустить очередной увлекательный рассказ.

По традиции адыгов младший, а уж тем более мальчишка, не мог сидеть в присутствии старших, поэтому Айса часами стоял в сторонке от стариков, слушал и запоминал их рассказы. А еще старики своим примером учили мальчика обычаям гостеприимства и взаимопомощи, почитания старших и женщин. Эта народная мудрость, переданная от старейшин-шапсугов, стала основанием его мировоззрения, сформировала высокие моральные и этические ценности и впоследствии заиграла в работах художника яркими красками.

В 1962 году, решив посвятить свою жизнь любимому делу, Айса поступает на годичные курсы художников-декораторов при Краснодарском краевом Доме народного творчества. Успешно окончив обучение, получив свидетельство художника-оформителя, призывается в ряды Советской Армии, а после продолжает образование в Кубанском государственном педагогическом институте (ныне Кубанский государственный университет) на художественно-графическом факультете. Дипломной работой А. Хапишта были шесть графических листов на тему героического эпоса адыгов «Нарты», выполненных в технике линогравюры. Со времени окончания вуза в 1973 году с дипломом «Художник-график, педагог», начинается его профессиональная деятельность.

В картинах Айсы Хапишта и женщины, и мужчины, и древние боги адыгов всегда величественны: в них чувствуется созидательная сила, ощущаются характеры. Сцены, изображенные на полотнах, так ярко передают сюжеты древних сказаний, что вы то переноситесь в древний обряд почитания Кодеша, божества, удерживающего морской берег, то мифическая птица Самгур словно оживает и затмевает собой величественные горы Кавказа.

- Одним глазом птица смотрит в прошлое, другим — в будущее. Она знает все, что было и все, что будет, - рассказывает Айса Асланчериевич. И история, и мифология адыгов оживает красками на холсте.

В период проведения XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году картины на адыгскую тематику были выставлены в «Доме адыга». Его рассказы по мифо-эпическим сюжетам, пейзажи горных вершин и бескрайней синевы моря находили отклик в каждом сердце посетителя выставочного зала «Дома адыгов».

Герои эпоса и мифов - не единственная тема сюжетов живописных полотен Айсы Хапишта. В коллекции работ большое место занимают портреты известных людей, с которыми он встречался в разные годы.

Айса любит вспоминать, как летом 1967 года он познакомился в поселке Лазаревское с Владимиром Высоцким. Они долго общались, сидя на ступеньках кинотеатра. Потом В. Высоцкий пел свои песни под гитару и читал стихи. В начале 1980-х гг. художник написал три картины В. Высоцкого в разных техниках.

Фольклор родного края, облеченный А. Хапиштом в визуальные образы, оживает на его полотнах причудливыми красками. За время своей творческой деятельности художник оформил несколько десятков художественных и публицистических книг разных авторов в различных жанрах. Научно-популярное издание «Нарты» под редакцией известного ученого-нартоведа, доктора филологических наук А. Гадагатля с иллюстрациями А. Хапишта было переведено и издано на Кубе и в Чехословакии. Из личной переписки Айсы Хапишта с Аскером Гадагатлем, видно как высоко оценивал он творчество художника.

В 2015 году вышла замечательная книга «Предания древнего Сочи». В книгу вошли легенды и предания адыгов-шапсугов в редакции Айсы Асланчериевича с репродукциями его картин к ним. Легенды, связанные с рекреационными объектами города Сочи, экскурсоводы туристических фирм с воодушевлением рассказывают экскурсантам из всех городов России. «Гора стариков», «33 водопада», о Кодеше, о «Каменных братьях» на реке Годлик, о гибели бога Ахына в устье реки Шахе, о водопаде «Слезы Лауры» и многие, многие легенды из этой книги удивляют гостей курорта.

Персональные выставки художника проходят во многих городах России. В 2017 г. в отделе музея истории города-курорта Сочи «Этнографический музей» состоялось открытие персональной выставки Айсы Хапишта «Предания Сочи», приуроченной к его 75-летию. Выставка гармонично вписалась в тематику музея и придала экспозиции яркий колорит. Сюжеты представленных работ в большей части рассказывали об истории и культуре нашего города, его природе и жителях. Именно поэтому они стали иллюстративным материалом к нескольким музейным лекциям.

Коллекцию графических работ, линогравюры, письменные и фото документы, а также свои рабочие инструменты Айса Асланчериевич передал в дар музею истории города-курорта Сочи. Графические работы, посвященные танцевальному искусству адыгов-шапсугов, достойны отдельного повествования...

Айса Асланчериевич за выдающийся вклад в отечественную художественную культуру и широкое признание общественности, получил почетное звание «Народного художника Российской Федерации», а в 2015 году был награжден Знаком почета «Признание и почет сочинцев».

Впитавший с детства древние адыгские мифы и сказания, сюжеты устного народного творчества, Айса выражает свою безграничную любовь к родной земле в своих работах.

- Знаешь… – Айса Асланчериевич продолжил свой рассказ после небольшой паузы. Мне показалось, что за эти минуты молчания он успел обойти все склоны гор, долины рек и берег моря: все те места, где он писал свои этюды.

- Знаешь, сейчас я люблю свою Родину… как своего ребенка. Радуюсь и переживаю за нее, как за своих детей. Это удивительное чувство!

- Айса, у тебя большое сердце! - прочувствованно ответила я.

- Любовь размерами сердца не меряется! – ответил Айса и опять о чем-то задумался. Я тоже молчала в ожидании… Он - уникальный человек!

Комментарии