Одобрено редакцией
Почему Кутузов бросил якорь в Цемесской бухте?
Крейсер «Михаил Кутузов», Новороссийск, Краснодарский край
Из четырнадцати советских боевых кораблей проекта 68бис до нашего времени сохранился только «Михаил Кутузов», сошедший со стапелей судостроительного завода в Николаеве двенадцатым по счёту. Как крейсер защищал египетскую Александрию от авианалётов, что на его борту делал Владимир Высоцкий, каждый ли сможет поднять бронзовую пепельницу в офицерской кают-компании, почему не стоит спускаться на нижние палубы и как кораблю удалось избежать отправки на металлолом?
От «Новороссийска» до Новороссийска
Сегодня крейсер – это филиал Центрального военно-морского музея имени императора Петра I. Стоит он в Новороссийске у причала №33. Хотя во время службы «Михаил Кутузов» базировался в Севастополе. С 1992 года крейсер находился в подвешенном состоянии – власти то думали сделать на нем музей, то пустить на металлолом – как большинство кораблей этого проекта. И неизвестно, как бы сложилась судьба «Кутузова», если бы в августе 2001 он не прибыл в город-герой. Уже 28 июля 2002 года, в день Военно-морского флота, корабль-музей открыл двери для посетителей.
Кстати, в истории «Михаила Кутузова» уже была встреча с «Новороссийском» – такое имя получил итальянский линкор «Джулио Чезаре», который достался Советскому Союзу по итогам Великой Отечественной войны. 29 октября «Новороссийск» взорвался в бухте Севастополя рядом с совсем ещё новеньким «Кутузовым». На терпящий бедствие линкор сразу же отправили спасательный отряд. Та трагедия унесла жизни 829 моряков, в том числе 27 матросов «Михаила Кутузова».
Высоцкий и Гагарин
И позже доводилось крейсеру выступать в роли спасателя.
– Официально крейсер не принимал участия в боевых действиях, но в разгар арабо-израильского конфликта выступал как дипломат, стоял в Египте у берегов Александрии как запасной командный пункт главного военного советника. Поэтому авианалётов на город не совершали – любое случайное попадание по кораблю расценивалось бы как нападение на Советский Союз.
Тогда же крейсер стал местом для государственных приёмов – на его борт поднимались президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана.
Выручал крейсер и советских кинематографистов – в 1961 году на нём снимали комедию «Увольнение на берег». В эпизодах тогда играл мало кому известный актёр Владимир Высоцкий, которого тепло вспоминали матросы – по вечерам он часто пел для них песни под гитару. Позже, на одном из концертов Высоцкий рассказал, что тогда же гостем крейсера стал Юрий Гагарин.
Секрет пепельницы
«Михаил Кутузов» – корабль немаленький, 210 метров в длину – два футбольных поля.
– Поэтому экскурсия длится почти час, за это время мы проходим по двум верхним палубам с иллюминаторами. Внизу остаются ещё четыре палубы, но туда мы не спускаемся.
Иногда приходят бывшие матросы. Однажды пожилой моряк привёл сына и хотел показать ему машинное отделение, в котором проходил срочную службу. Экскурсоводы едва отговорили его от спуска на тёмные и давно не кондиционируемые нижние палубы.
Посетители музея знакомятся с самым мощным оружием корабля – четырьмя трёхпушечными башнями, калибр орудий 152,4-мм. Заглядывают в салон кают-компании офицерского состава, проходят в саму в кают-компанию, где можно присесть и почувствовать себя бравым капитаном. Дальше следует знакомство с бытом моряков – офицерской каютой и матросским кубриком. Не все экскурсоводы «Кутузова» акцентируют внимание на стоящей в офицерской кают-компании – бронзовой пепельнице весом 36 килограммов. Всё-таки пропагандировать курение – дело не лучшее. Но пепельница – часть истории корабля. По морской традиции каждому судну рабочие, его строившие, дарят в подарок пепельницу. Она становится своеобразным оберегом – пока пепельница на корабле, ему ничего не грозит. Может, поэтому из всех четырнадцати кораблей проекта 68бис целым в России остался только «Михаил Кутузов»?
Письмо премьер-министру
– Крейсеру, пожалуй, повезло. И имя полководца Михаила Кутузова наверняка сыграло свою роль. Но на самом деле сохранить судно – шедевр отечественного кораблестроения – помогли ветераны крейсера.
Ещё во времена СССР правительство решило отправить устаревший корабль на металлолом, потом события закрутились так, что властям стало не до крейсера: распад страны, 1991, 1993. Вспомнили о корабле только в 1998 году, когда главнокомандующий ВМФ России подписал директиву исключить крейсер из состава флота и передать на утилизацию. Тогда ветераны «Михаила Кутузова» написали письмо премьер-министру страны Евгению Примакову и передали ему нарочным.
– Опять немного повезло – Евгений Максимович в юности сам служил на флоте. Премьер-министр прочитал письмо, согласился с аргументами набрал по правительственной связи главнокомандующего ВМФ РФ и сказал: «Я Вашу директиву о реализации крейсера на металл отменяю. Приказываю оставить его в составе флота в качестве корабля-музея!».
Сражался за память
Много сил для сохранения «Михаила Кутузова» приложил Лука Петрович Шапошников, ветеран Великой Отечественной, полковник медицинской службы в отставке, почти десять лет отслуживший на корабле. С 1992 года и до последнего дня жизни Лука Петрович занимал пост ответственного секретаря и заместителя председателя совета ветеранов крейсера. Именно он налаживал связи с различными организациями, потомками самого Михаила Кутузова, писал письма в различные инстанции. Историческое письмо Евгению Примакову – тоже его заслуга. К тому моменту совету ветеранов корабля удалось отбиться от нескольких попыток рейдерского захвата крейсера, многие дельцы хотели продать его за рубеж либо просто пустить на металлолом.
– Не будь Луки Петровича, горевшего идеей сохранения корабля как памятника, велика вероятность, что крейсер «Михаила Кутузов» ждала бы такая же грустная участь, как и остальные корабли проекта.
Благодаря Шапошникову корабль даже в старческом по флотским меркам возрасте продолжает жить – теперь уже как музей.
Как найти
Краснодарский край, г. Новороссийск, Набережная Адмирала Серебрякова, 2А
Телефон для справок: +7 (9384) 03-44-82
E-mail: navalmuseum_dm@mil.ru
Комментарии
Анна
Я была в Новороссийске и видела этот корабль вживую. Пожает он своими масштабами, настоящее украшения порта и города.