Вспомним дорогие имена
К 75-летию Великой Победы, Богданович, Свердловская область
В 2000 году, к 55-летию Победы, Литературный музей Степана Щипачёва издал книгу документов об участницах Великой Отечественной войны. В книге 114 фамилий, 114 судеб. Однообразие дат, событий: родилась в 1923, 1924,1925. Окончила 7 классов, 10 классов, работала в колхозе, на заводе, ушла на войну…
«А я двадцать лет ждала Ваню …»
Елизавета Чеканова родилась в 1924 году в селе Байны. До войны поступила в Свердловскую медицинскую школу, работала в госпитале. Её фронтовой стаж с августа 1943 года до августа 1947. По многим фронтовым дорогам, вслед за наступающей армией прошла Лиза Чеканова. Выхаживала бойцов, ночами стирала бинты потому, что не хватало перевязочных материалов, не досыпала, не доедала.
День Победы Лиза встретила в Восточной Пруссии. Тогда же и полюбила Ваню Шитикова, которого выходила в госпитале. Героического бойца Ивана Шитикова направили в Москву для участия в Параде Победы. Уезжая, Ваня просил её адрес.
«Я адрес не дала, - сокрушалась Елизавета Егоровна, - вспомнила о матери. Вдруг придёт письмо без меня, и мама спросит: «Ты чем там на фронте занималась?»
А потом, когда вернулась в село, я двадцать лет ждала Ваню. Он был из Курска. Прождала и замуж не вышла».
Медсестра Елизавета Чеканова награждена тремя медалями: «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией».
Вернувшись с фронта домой, поступила, ожидая письмо от Вани, работать на почту, в селе Троицкое. Так и проработала там всю жизнь.
За свой труд награждена орденом «Знак Почёта». Администрация города переселила её из села в новый дом, построенный за городской больницей. Она жила до этого в разрушающемся здании почты. Когда переехала, сотрудники музея по праздникам навещали её. Однажды мы пришли в День российской почты и принесли ей в подарок памятную тарелку, изготовленную в Богдановиче. Она с радостью приняла подарок: на тарелке был изображён архангел Гавриил, покровитель почты.
В Богданович из Троицкого перевезла целый шкаф книг. Её любимое чтение – книги по истории нашего Отечества.
А ещё, вместе с ней жила родственница, инвалид, которая была значительно моложе Елизаветы Егоровны, а сердобольная ветеран Великой Отечественной войны опекала её, ухаживала за ней, хотя сама передвигалась с помощью костылей.
С материнским благословением
Любовь Колеватова родилась в Кировской области, в глухой деревушке Колеватово. В семье было семеро детей, она – вторая.
Когда началась война, на фронт ушли отец и старший брат. Брат с фронта написал, что скоро будут призывать девушек. Люба была единственная в деревне, кто окончил десятилетку, единственной девушкой, которую призвали защищать Родину.
Мать, собирая Любу в дальнюю дорогу, подала ей мешочек, а в нём два крестика, иконка на картоне, молитва, написанная от руки, серебряная денежка, моток ниток и сухарики в тряпице. «Храни, доченька, этот мешочек. Пока хранить будешь – будешь жива».
Фронтовыми дорогами от Смоленска до Берлина прошла Любовь Фёдоровна – связист-телефонист 912 отдельного батальона связи, 207 стрелковой дивизии Первого Белорусского фронта. Вместе с подругами Шурой Машкиной и Аней Гусевой по очереди дежурили на посту в узле связи.
- Шура смелой была, на задания по восстановлению связи первая шла, дважды была ранена. Однажды, ещё в Прибалтике стояли. Я была на боевом посту, у коммутатора. Шура Машкина пришла меня сменить. И тут начался ураганный обстрел. У землянки разорвался снаряд, нас накрыло взрывной волной. Шуру ранило осколком в голову и повредило нос. Меня не задело, - вспоминала Любовь Фёдоровна.
- Девушке на войне труднее всех приходилось. Бывало, месяцами не мылись, спали на земле, застеленной плащ-палаткой, в головах – вещмешок, укрывались шинелью. Приходилось преодолевать иногда по 30-40 километров. Не всегда ребята могли помочь нести рацию. Не раз во время боя или, когда под взрывами ползла восстанавливать связь, шептала: «Прощай, мамочка! Прощай, родненькая!».
- Я первая из подруг получила знак «Отличный связист» и награждена была орденом Красной Звезды, - об этом мне рассказала Любовь Фёдоровна.
Она была дисциплинированной и очень исполнительной радисткой. Её позывной: «Ромашка».
В Богдановиче семья Колеватовых-Ишимбаевых проживает с 1967 года. Любовь Фёдоровна работала в исполкоме, в комиссии по делам несовершеннолетних, потом в детской библиотеке.
В День Победы, после митинга, все собирались за праздничным столом – дети, внуки, гости. В центре – Любовь Фёдоровна в своём парадном костюме: на пиджаке семнадцать правительственных отличий. На видном месте – китель мужа, подполковника медицинской службы.
Поздравление президента она поручала за праздничным столом зачитать мне, только в День Победы распечатывала его.
С почтением, уважением относились дети и взрослые внуки к своей героической и строгой матери и бабушке.
В последние годы жизни она совсем не выходила из квартиры, плохо видела, часто хворала, но сумела написать историю своего боевого пути и фронтовую биографию мужа, командира медико-санитарного батальона, которого встретила на фронте в самом конце войны. Они прожили вместе 46 лет.
А тот намоленный мешочек, полученный из материнских рук, хранила всю жизнь. В нём полуистлевшая иконка и молитва «Живые в помощи», которую уже трудно прочесть, спутанные нитки, сухарики в тряпочке. В мешочке было два крестика, один сломался пополам. На войне ни разу не была ранена – такова сила материнской молитвы!
«Вернусь, тогда и закончу!»
Александра Соболева на войну ушла из Нижнего Тагила, работала секретарём у председателя исполкома. Повестку принесли в воскресенье, она вышивала кофточку. Отложила рукоделие и сказала матери: «Вернусь, тогда и закончу!». Вернулась, вышила свою кофточку и долго носила её после войны.
А служила она на Карельском фронте на аэродроме, оружейником. В 80-е годы ездила туда на встречу фронтовиков. Рассказывала нам, что именно в тех местах снимали фильм «А зори здесь тихие…».
Александра Андреевна рассказала мне и о том, как однажды начальник аэродрома перед строем грозно заявил, обращаясь к мужчинам: «Вот, кто эту девочку тронет, пристрелю!», - и указал на меня.
Я ходила в тот день зарёванная. Накануне меня вызвал к себе старшина и стал приставать, я вырывалась, но он всё-таки поцеловал меня два раза. Была тогда наивная, ничего не понимающая, решила, что я теперь не чистая, кому я нужна буду. Долго ревела и решила повеситься. Подруга моя меня уговорила этого не делать и доложила начальнику аэродрома.
Военные документы Александра Соболева восстановила в 70-е годы.
Военной радистке – 95 лет!
Моя любимая Этя Юльевна Воробьёва на ногах, слаба уже, но каждый день готовит первое и второе на обед для себя и своего мужа Анатолия Дмитриевича. 10 марта её поздравляли с юбилеем. Военной радистке исполнилось – 95 лет! Её поздравлял глава городского округа П.А. Мартьянов. Из Уральской коллегии адвокатов приезжали в этот день с поздравлениями. Этя Юльевна окончила после войны юридический институт и скоро исполнится 70 лет как она приехала в Богданович.
Здесь её знают, она была высокопрофессиональным адвокатом. Этя Юльевна – книгочей каких поискать! Мы последние три года читаем почти одни и те же книги, делясь новинками.
Она с интересом читает литературные мемуары, дважды перечитала историю про Зулейху. В семейной библиотеке – подписные издания русских классиков, но больше всего книг, посвящённых Великой Отечественной войне.
Родилась Этя Юльевна Коган в Днепропетровске, окончила 10 классов. Отец перед войной получил назначение на работу по укреплению западных границ.
22 июня 1941 года проснулись от взрывов. В этих условиях руководители объекта организовали эвакуацию. Добрались до родного города и потом вместе с эвакуировавшимися заводами выбирались на Урал. Работала в Кургане на военном заводе № 761. В июле 1943 года Этя Коган была мобилизована Курганским военкоматом и направлена на курсы радисток. Служила в 4 полку службы ВНОС – воздушное наблюдение и оповещение связи, Второй Украинский фронт. Уволена в запас в мае 1945 года.
Война осталась в памяти тяжёлым, не женским испытанием. Этя Юльевна не любит вспоминать о ней.
- Вот один счастливый день остался в памяти. В расположение части приехала кинопередвижка. Демонстрировали фильм «Леди Гамильтон». Сидели в огромной воронке от разбитого бомбой железнодорожного депо.
На экране обворожительные дамы в роскошных туалетах, а мы в тяжёлых сапогах не по размеру, в застиранных гимнастёрках, сидим на земле. Фильм несколько раз прерывался из-за налётов вражеской авиации. Но волшебная сказка осталась в памяти.
Мы часто с Этей Юлевной забываем о времени в долгих разговорах. Ей интересно всё: события в музее, городе, стране. Она живёт с доброй и благожелательной памятью о людях с которыми её сводила судьба.
В свои легендарные лета удивительно красива, умна и полна интереса к жизни. С ней можно говорить обо всём.
Позволь ей, Господь, пожить на этой земле и праздновать новые юбилеи.
Комментарии