История творческой династии Хвостенко
От крепостных художников до мэтров советского агитплаката и энкаустики, Белгород, Белгородская область
Белгородчина является малой Родиной многих талантливых людей. Так, Борисовская земля подарила нам целую плеяду замечательных художников Хвостенко, внесших значительный вклад в развитие театрально-декорационного искусства, плакатной живописи и энкаустики.
Белгородчина является Родиной многих выдающихся людей. В самые трудные периоды истории нашей страны они вставали на защиту Отечества, а в мирное время обустраивали свой край, растили хлеб, воспитывали новое поколение. Белгородскую землю прославили видные деятели культуры, науки, талантливые организаторы народного хозяйства, выдающиеся спортсмены. Некоторые из них посвятили всю свою жизнь родному краю, а некоторые стали широко известны за пределами региона и даже страны. Так, Борисовская земля подарила нам династию замечательных художников Хвостенко, внесших значительный вклад в развитие театрально-декорационного искусства, плакатной графики и энкаустики.
Творческая история этой семьи началась еще в далеком XVIII веке, когда граф Борис Петрович Шереметьев отправил одного из крепостных ‒ Архипа Хвостенко, учиться в Академию художеств в Петербург. Он окончил Академию с малой серебряной медалью и получил вольную.
Сын Архипа Степан был иконописцем и работал в Борисовке. Он неоднократно избирался старостой, пользовался уважением односельчан. Внук – Вениамин Степанович стал иконописцем-самоучкой. После Октябрьской революции, в возрасте 54 лет он поступил в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) и окончил в 1929 году, получив диплом учителя рисования. По воспоминаниям сыновей, Вениамин Степанович увлекался даже супрематизмом и выставлял тарелки с наклеенной на них крупой.
Александр Вениаминович Хвостенко-Хвостов (1895 - 1968)
В Борисовке родились дети Вениамина Степановича и Пелагеи Ивановны Хвостенко: 4 апреля 1895 года – сын Александр, 15 августа 1896 года – Василий. Из-за материальных трудностей семья была вынуждена уехать в Москву на заработки.
Детство Александра и Василия прошло в столице. Александр окончил Высшее училище живописи, ваяния и зодчества в 1917 году. Его учителями были такие выдающиеся мастера кисти как В. Бакшеев и С. Иванов, М. Касаткин, А. Архипов, А. Васнецов,
К. Коровин. Уже в 1916-1917 годах Александр сотрудничал с юмористическим журналом «Будильник», на страницах которого вышла серия сатирических рисунков и карикатур художника, посвященных Первой мировой войне. В эти годы Александр стал подписывать свои работы как Хвостенко-Хвостов, чтобы отличаться от брата, такого же молодого художника.
В годы Гражданской войны Александр Вениаминович работал в Харькове как художник-плакатист, работал в «Окнах УКРРОСТА», участвовал в художественном оформлении советских праздников, политкампаний и съездов, достиг значительных успехов в области газетно-журнальной графики.
Первой значительной работой Хвостенко-Хвостова в области театрально-декорационного искусства стало оформление пьесы «Мистерия-буфф» Владимира Маяковского. С поэтом Александр Вениаминович был знаком еще с юности по учебе в МУЖВЗ. Близким по духу было для Хвостенко и раннее поэтическое творчество Маяковского. Работа с Владимиром Маяковским над «Мистерией-буфф» была для Хвостенко-Хвостова определенным итогом его творческих исканий, опыта, приобретенного в области агитплаката в первые годы революции. Спектакль, собственно, и был задуман как яркий революционный сценический плакат, как радостный праздник победы после завершения Гражданской войны. «Дорога революции» – так определял Маяковский идею своего произведения.
В 1921 году премьера спектакля состоялась на сцене Героического Театра Харькова. Декорации Хвостенко-Хвостова к «Мистерии-буфф» позволяли развернуть на их фоне яркое героико-сатирическое зрелище, проникнутое революционным пафосом.
На небольшой сцене Героического Театра возвышался купол – импровизированный Земной шар, на котором выделялись два названия – Москва и Харьков. С обеих сторон на сцену спускались ступени. Фоном этой конструкции были разноцветные плоскости, образовывавшие фантасмагорическую картину космоса. Художник сумел великолепно организовать сценическое пространство, как бы связав воедино сцену со зрительным залом. В третьем действии на сцене были одновременно изображены Ад, Рай и Земля обетованная, занавес украшала надпись «Кто был ничто – сегодня все!» «Мистерия-Буфф» с большим успехом была отыграна в Харькове 40 раз. На одном из спектаклей присутствовал сам Владимир Маяковский.
В 1920-е годы Александр Вениаминович работал в Харьковском русском драматическом театре, Украинском драматическом театре им. Е.Л. Франко, в первом на Украине Харьковском детском театре. В декорационных работах 1920-х годов художник использовал все возможные средства сценического оформления: живопись, сукна, конструкцию, подвижной станок, транспарант, фотомонтаж, свет, кинопроекции.
Более двадцати лет творческого труда Хвостенко-Хвостов отдал Украинскому театру оперы и балета, созданному в 1925 году.
С первых дней Великой Отечественной войны художник был назначен главным консультантом по маскировке военных объектов Харьковского военного округа. В 1945 году за выдающиеся заслуги в развитии украинского советского искусства А. В. Хвостенко-Хвостову было присвоено почетное звание народного художника УССР.
В послевоенные годы Александр Вениаминович с семьей перебрался в Киев и стал главным художником Киевского академического театра оперы и балета
им. Т. Г. Шевченко. В эти годы он работал над оформлением таких знаковых произведений, как «Честь» и «Молодая гвардия», «Тихий Дон», балет «Лесная песня» М. Скорульського, опера «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича.
В 1952 году Хвостенко-Хвостов по состоянию здоровья оставил театр и работал как иллюстратор книг и пейзажист. Художник ушел из жизни 16 декабря 1968 года в возрасте 73 лет.
Василий Вениаминович Хвостенко (1896 - 1960)
Трудолюбие старшего брата Александра, его фанатичная преданность искусству оказали большое влияние на Василия Хвостенко. Василий Вениаминович родился 30 июля 1896 года. Как и старший брат, окончил МУЖВЗ и с воодушевлением принял Октябрьскую революцию. В 1920 году в Москве вместе с В. Маяковским, Н. Денисовским и своим товарищем по училищу М. Черемных работал над выпусками знаменитых «Окон РОСТА». Вскоре художник приобрел имя и как станковист. Круг его интересов в те годы был необычайно широк: бытовой жанр, русская песенная старина, революционные события, запечатленные в живописи и графике, роспись тканей, подносов, фарфора, реставрационное дело. Его миниатюры на русские темы на кости и фарфоре в 1925 году получили золотую медаль на Международной выставке прикладного искусства в Париже.
В.В. Хвостенко был также участником тематических выставок в честь Красной Армии, «Индустрия социализма», «Наши достижения», «Гиганты Урала», выставки, посвященной московским метростроителям. Мало кто знает, что Василий Вениаминович вместе с другими членами МОСХа в дни героической обороны Москвы, работал над созданием выставки «Великая Отечественная война» для журнала «Москва героическая», издаваемого МОСХом и серией периодических альбомов, издаваемых Советом Народных Комиссаров СССР и посвященных подвигу народа.
Истинным призванием Василия Вениаминовича стала работа по изучению и возрождению энкаустической живописи. Энкаустика – одно из самых ярких и удивительных сокровищ античного искусства, создание изображения разогретыми восковыми красками. Оплавленные пламенем жаровни, краски приобретали удивительное свойство сохранять яркость и сочность цвета в течение тысячелетий. Впоследствии, секреты энкаустической живописи были утрачены, и лучшие художники и ученые Нового и Новейшего времени практически безуспешно пытались их раскрыть. В нашей стране в начале 1930-х годов изучением энкаустики занимались А. Тихомиров, художник Н. Бонч-Осмаловский, реставратор Е. Кудрявцев.
В результате многолетних опытов В.В. Хвостенко энкаустика получила вторую жизнь. Можно сказать, что она была изобретена заново на современной технической основе. Приоритет Хвостенко в разработке энкаустики официально закреплен в его первых публичных докладах, в двух изданиях его практического пособия. В качестве патентного образца его изобретение приведено в книге А. Гармашева «Изобретательство в СССР». Патентная формула В.В. Хвостенко четко разделяет восковые (твердые) и воско-масляные (мягкие) краски.
Благодаря методам В.В. Хвостенко, энкаустика из былого «утруждающего рода живописи», как писал о ней Плиний, превратилась в удобную, доступную для каждого художника технику.
Изобретение Василия Вениаминовича вызвало большой интерес в художественных кругах. На подготовленную в начале 1950-х годов рукопись его книги об энкаустике одобрительные отзывы дали Б. Иогансон, И. Грабарь, П. Соколов-Скаля, Ф. Решетников, Г. Горелов, профессор архитектуры А. Фисенко и другие. Ученый совет Московского высшего художественно-промышленного училища в 1954 году рекомендовал ее к печати.
В станковых работах Василия Вениаминовича были использованы богатые возможности его новых технологических разработок. Первым художник восстановил и освоил так называемый «фаюмский жирный способ» энкаустической живописи. Василием Хвостенко был разработан подробный рецепт «пунического воска», опробованы различные способы его очистки. Помимо традиционной деревянной основы, художник предложил использовать твердые породы мрамора, «репинский холст», и весьма дешевые материалы: цемент, железобетон, ацеитовую фанеру. Современные электроприборы позволили обходиться практически без грунтовки.
Подлинным триумфом энкаустики Хвостенко явилась итоговая выставка работ его и его дочери Татьяны Васильевны в 1959 году, ставшая для художника последней. Еще при жизни мастера его работы вошли в собрания Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Центрального государственного музея В. И. Ленина, Центрального музея Вооруженных Сил СССР, музеев Киева, Волгограда, Баку, Кишинева, Днепропетровска, Николаева, Загорска и других городов.
Жизнь Василия Вениаминовича трагически оборвалась в 1960 году после опытов с энкаустическими красками, содержащими ртутную киноварь.
Творческие искания отца продолжила Татьяна Васильевна Хвостенко – художник в шестом поколении, член Союза Художников, реставратор, член Международной Академии Энергоинформационных Наук. В научной среде она известна как специалист и ученый, занимавшийся практической наукой в области реставрации камня и энкаустики.
Представители творческой династии Хвостенко, впитав лучшие традиции родной земли, внесли огромный вклад в развитие современного Отечественного искусства. Земляки гордятся их успехами, чтят и преумножают память о них.
Комментарии