История создания этнографического музея в ауле Эльбурган - ХранителиРодины.рф

Однажды, весной 1975 года уже в достаточно зрелом возрасте как-то зашел к другу Хусину Койчеву и на чердаке разбираемого сарая увидел старинное деревянное крошило - приспособление, которым раньше наши предки очищали просо от шелухи. Неимоверными усилиями выпросил эту вещь у матери друга. Ей тогда было уже 80 лет, и она говорила, что крошило принадлежало бабушке своего супруга, жалко расставаться. Это крошило стало первым экспонатом будущего музея.

В тяжелые послевоенные годы, после завершения полевых работ, длинными зимними вечерами, мужчины преклонного возраста собирались то у одного, то у другого хозяина и допоздна рассказывали всевозможные истории. Когда собирались у моего отца, сидя у печурки на табуретке, по-детски увлеченно, слушал удивительные рассказы наших мудрых предков, мысленно представляя то, о чем они говорят.

Говорили они о событиях Кавказской войны, о революции, гражданской войне, о коллективизации, репрессиях. Рассказывали о печальных страницах Великой Отечественной войны. На веселых тонах говорили о своих приключениях на свадьбах и увеселительных мероприятиях, проводимых на празднике первой борозды и о многом другом. Часто вспоминали о том, как при проведении увеселительных мероприятий особое внимание уделяли делу воспитания детей.

В детстве я был счастлив и тем, что у нас был мудрейший долгожитель Кумуков Гучипса (1839г.р.), которому было более ста лет. Согласно красивому обычаю нашего народа, в обеденное время, прежде чем накормить семью, наша мама посылала меня к мудрому соседу «с долей соседа» - хорошей порцией из приготовленного обеда. Дедушка Гучипса с благодарностью принимал обед, сажал рядом, нежно поглаживая мою детскую головку, долго рассказывал разные удивительнейшие истории.

Благодаря рассказам наших предков еще в юношеском возрасте осознал, что душа, мудрость, гордость и красота нашего небольшого аула и всего нашего народа- это его люди и стал с большим уважение относиться к их историческому наследию.

Когда научился писать относительно грамотно, уже в юношеском возрасте начал вести записи по их рассказам.

Шли годы, я взрослел, однако, неугасимая любовь к своему народу и его истории, которая была заложена в моей памяти рассказами наших предков, осталась на всю жизнь.

Однажды, весной 1975 года уже в достаточно зрелом возрасте как-то зашел к другу Хусину Койчеву и на чердаке разбираемого сарая увидел старинное деревянное крошило- приспособление, которым раньше наши предки очищали просо от шелухи. Неимоверными усилиями выпросил эту вещь у матери друга. Ей тогда было уже 80 лет, и она говорила, что крошило принадлежало бабушке своего супруга, жалко расставаться. Это крошило стало первым экспонатом будущего музея.

На следующий день у другого соседа обнаружил бурдюк из козьей шкуры и старинный кувшин. Сосед с удовольствием подарил их мне. Так начались поиски экспонатов.

Для хранения экспонатов, дома оборудовал одно подсобное помещение и разместил в первую очередь наследие моих родителей. Среди них были башлык, войлочная шляпа и черкеска, сделанные руками моей мамы.

Несмотря на большую занятость основной работой, в свободное от работы время, обошел всех родственников, от которых получил множество старинной мебели, посуды и одежды. Затем начал находить на чердаках старинных домов аула предметы старины, поиски на свалках тоже не проходили бесследно.

После ливневых дождей в расщелинах гор часто находил множество предметов археологии: глиняный кувшин, бронзовый кинжал, медный серп, различные украшения. Бывало, собирал осколки по кусочкам и склеивал их снова в кувшин.

При выполнении дорожных и строительных работ в окрестностях нашего аула, также обнаруживались предметы археологии, которые стали музейными экспонатами.

Узнав о моем увлечении, многие стали приглашать при разборке старинных домов. Так, при разборке старинного турлучного дома Джандаровых, построенного в конце XIX века, обнаружили замурованный в стене бьювер (старинная кожаная папка), в котором хранились уникальные документы.

Узнав, что занимаюсь не бесполезным делом, в 1985 году руководство школы предоставило очень скромное помещение под экспонаты, в котором разместил хранившиеся дома предметы старины.

Поняв важность происходящего, жители аула стали сами приносить бесценное наследие отцов и дедов и отдавать с надежной, что они будут сохранены в музее. Так, Мухамед Шхагошев подарил старинный столик- триногу, которому насчитывалось 150 лет и принадлежал его прадеду, Мурадин Киков обрадовал старыми самодельными лыжами, на которых в детстве катался его дед. Ручная мельница поступила от Ибрагима Кадыжева, бурдюк от Исхака Койчева, сундук, которому 130 лет, от Фатимы Джандаровой, национальное платье с орнаментами от Табуловой Бабыщ. Таким же образом, музей пополнялся ложками из рога крупного рогатого скота, деревянными тарелками, деревянным утюгом и многими другими экспонатами.

Неоценимую помощь в обогащении музея экспонатами оказали старшеклассники. Они принесли множество уникальных предметов старины, которые заняли достойное место в музее.

Испытывая большие неудобства ограниченного пространства, проводил экскурсии для учащихся школы и занимался пополнением экспонатов до 1996 года.

Ко дню празднования юбилея аула Эльбурган, сохранившийся дворянский дом Мекеровых, построенный в 1911 году, был подготовлен под музей и был официально открыт в 1996 году. Затем, ввиду отсутствия финансирования, сохранность экспонатов не представлялась возможным, и, поэтому музей был передислоцирован в среднюю школу аула. На этот раз экспонаты были размещены в просторном классном помещении.

До 2011 года я работал преподавателем физики в Республиканском лицее, после чего уволился с хорошей работы, чтобы заниматься только музейными делами. До этого занимался поисками экспонатов и сбором информации об истории аула Эльбурган для создания историко-этнографического музея исключительно на общественных началах.

И так, как официально оформленный педагог дополнительно образования начал заниматься только музейными делами. Учащиеся, работники школы и жители аула имели возможность в любое время зайти в музей и посмотреть наследие наших предков, узнать название и краткое пояснение каждого экспоната. Воспользовавшись такой возможностью, стали приводить в музей учащихся нашей школы, привозить учеников с других аулов, с которыми проводил тематические уроки по родному языку.

Постепенно радиус круга посетителей увеличивался. Посещали музей студенты училищ и вузов нашей республики, научные работники республики, а так же Москвы и Санкт-Петербурга.

В 2017 году были в гостях работники телевидения города Уфа республики Башкортостан, с которыми работал несколько часов. Посещали музей почти все зарубежные абазины и абхазы, приезжавшие в нашу республику. В разное время посещали музей гости из Франции, Иордании, Турции, Словении, США и Австралии, которые с большим любопытством рассматривали экспонаты, интересовались кратким описанием отдельных предметов.

Экспонаты музея часто используются при проведении различных мероприятий в нашем районе, республике и за ее пределами. Так, по просьбе председателя Совета Национально-Культурной Автономии Ставропольского края «Абаза», при проведении абазинского подворья 7 сентября 2013 года в городе Ессентуки на фестивале, посвященном празднованию 210-летия образования Кавказских Минеральных Вод ,были выставлены экспонаты нашего музея. Аналогичным образом, были выставлены экспонаты музея в День 240-летнего юбилея города Ставрополя 23 сентября 2017 года, в день празднования 80-летнего юбилея университета в городе Карачаевск и многих других.

По предложению специалистов Российского Этнографического музея, посетивших наш музей, в Санкт-Петербург были отправлены фото экспонатов музея. Спустя неделю, к нам поступила информация от Герасименко Елены Евгеньевны, зам. директора этнографического музея по научной работе относительно подготовки выставки экспонатов музея аула Эльбурган в Санкт-Петербурге в ноябре 2018 года следующего содержания: «Специалисты ознакомились с присланными фотографиями и оценили высоко ценность экспонатов аула Эльбурган. Выставить можно всё, но при выборе экспонатов необходимо учитывать условия перевозки. Сарматскую керамику, а также вещи в сомнительном состоянии перевозить без предварительной реставрации крайне не желательно. Выбрать желательно не тяжелые предметы так, как они будут выставляться в двух витринах. При выборе приоритет желательно отдавать этнографическим экспонатам: костюмам, предметам быта, ювелирным украшениям, то есть предмет должен подчеркнуть уникальную культуру народа. Для предметов из органических материалов, таких как кожа, дерево, необходимо произвести обработку. Для этого экспонаты нужно поместить на три дня в морозильную камеру. После этого они должны три дня «отдохнуть» при комнатной температуре».

С учетом этих требований отобрали 103 экспоната, произвели предварительную обработку, упаковали в трех контейнерах и, при спонсорской поддержке Муссы Экзекова, поездом привезли в Санкт-Петербург в Российский Этнографический музей.

13 ноября 2018 года экспонаты передали старшему научному сотруднику экспортно-выставочного отдела Ушаковой Е. И. на временное хранение указанные в списке произведения с целью экспонирования в РЭМ на выставке «Музей аула Эльбурган». Составили акт приема памятников на временное хранение.

С 14 ноября по 15 декабря 2018 года экспонаты музея аула Эльбурган экспонировались в РЭМ.

В газетах и журналах часто освещается деятельность музея. К ним относятся газеты «Абазашта», «День Республики» и «Аргументы и факты», журнал «Вокруг Света» русского географического общества, альманах «Русский меценат» и другие. Не остается в стороне и республиканское и федеральное телевидения.

Имеется актив музея из трех мальчиков и пяти девочек. Они принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых в школе и ауле, используя материалы музея, способствуют пополнению музея новыми экспонатами. Благодаря их стараниям, Гумжачев Магомет подарил музею коврик из Иордании и поведал нам его происхождение. Приведу его со слов Магомета. В середине XIX века, когда на Кавказе шла кровопролитная война, семья Гумжачевых из аула Бибердов (ныне Эльбурган) эмигрировала в Турцию. Затем оказалась в Сирии, а окончательно осела в Иордании. Перед смертью старшая из рода Гумжачевых завещала своим детям, а если не получится у детей,- внукам передать свой коврик для совершения намаза на свою историческую Родину. Завещание бабушки выполнил внук, который в 1957 году передал этот коврик своим родичам Гумжачевым, жившим в ауле Эльбурган. Сейчас этот коврик в числе многочисленных экспонатов хранится в музее.

Каждый экспонат имеет свое название, предназначение и неповторимое происхождение. К ним относится, так называемый, «девичьи кинжал», подаренный 104-летней бабушкой Зули Хапачевой. Она же поведала его предназначение. Раньше каждая абазинская девушка носила при себе кинжал небольшого размера. Если какой-то парень или кавалер слишком вольничал, распускал руки, девушка могла поцарапать, поранить этим кинжалом, да так, что окружающие понимали, откуда отметина. Такое поведение парня считалось величайшим позором и виновного навсегда изгоняли из аула. А навлечь позор на свою голову никто из парней не решался.

Однажды, один посетитель спросил меня: «Считаете ли работу по созданию музея завершенной?».

«Музейная работа никогда не бывает завершенной»- ответил я.

Всегда помня эту истину, со своим активом продолжаю работу по обогащению музея экспонатами и их использованию в целях патриотического воспитания подрастающего поколения.

Комментарии