"Специального музыкального образования не получил ..." - ХранителиРодины.рф

В детстве он мог стать скрипачом, а чуть позже мог получить образование историка и возможно написать монументальный труд о родном городе. Но в итоге он выбрал музыку и стал виртуозным исполнителем на самом известном "народном" инструменте - балалайке, не имея специального образования. В очерке рассказывается об одном из самых выдающихся музыкантов в истории Республики Мордовии – Леониде Ивановиче Воинове.

Определить степень вклада той или иной личности в историю родной страны, края, города или села достаточно просто. Именами указанных людей называют улицы; на зданиях, с которыми они были связаны, помещают памятные таблички или знаки. В честь них открывают дома-музеи, переименовывают профильные учреждения (школы, институты, университеты). О них подробно рассказывают во время экскурсий в местных музеях. Наконец, им ставят памятники или бюсты. В каждой стране, области, крае, республике, городе, селе есть подобные герои. Но не о каждом из них жители знают настолько, чтобы хотя бы в нескольких предложениях рассказать о заслугах данного человека. Знакомые с детства привычные названия перестают ассоциироваться с конкретной личностью, превращаясь в очередной практически безликий урбаноним. Именно поэтому крайне важна популяризация биографий выдающихся деятелей науки, культуры и искусства, которые своим примером могли бы мотивировать подрастающее поколение на трудовые подвиги и свершения.

Без сомнения, к таковым героям относится выдающийся музыкант, композитор и дирижер Леонид Иванович Воинов, родившийся 12 июня 1898 г. в г. Темникове Тамбовской губернии, старейшем городе современной Республики Мордовия. Очевидно, что сухое перечисление фактов из жизни, напоминающее чтение послужного списка военнослужащего, значительно затрудняет восприятие абсолютно любой информации. Поэтому в данном очерке основное внимание уделено первым трем десятилетиям жизни Л.И. Воинова, когда происходило его становление как личности, насыщенное интересными фактами и необычными поворотами судьбы. Родители Леонида являлись служащими, поэтому в его личном деле в графе происхождение было записано – «из мещан». Не удивительно, что с раннего детства ребенку прививали любовь к искусству. Так, отец Иван Андреевич, работавший первоначально конторщиком, а позднее счетоводом и бухгалтером, неплохо играл на скрипке, с которой у Леонида началось знакомство с музыкой. Довольно необычный факт, учитывая, что Л.И. Воинов стал широко известен как балалаечник и домрист. Первые профессиональные уроки игры на скрипке Леонид получил во время учебы в Темниковской классической гимназии в 1909 – 1917 гг. у преподавателя музыки и пения П.В. Беляева. Однако именно здесь у будущего виртуоза возник интерес к другому, по-настоящему народному инструменту – балалайке, игре на которой его обучал студент Петербургской консерватории И.П. Пономарев, гостивший в летние месяцы в Темникове. Тем не менее, как Леонид Иванович отмечал в автобиографии, «специального музыкального образования не получил, все знания по музыке приобрел путем самообразования…»

Идея создания оркестра народных инструментов, с которым впоследствии ассоциировался Л.И. Воинов на протяжении всей жизни, возникла задолго до 1918 г., его официальной даты создания. Еще в 1909 г. по инициативе темниковской интеллигенции были закуплены музыкальные инструменты, которые были переданы в мужскую гимназию. Несмотря на то, что указанная идея была успешно реализована при активном участии Л.И. Воинова, после окончания им гимназии в 1917 года оркестр распался. Леонид поступает на историко-филологический факультет Казанского университета. И снова нехарактерная специальность. Однако влечение к музыке было настолько сильным, что Л.И. Воинов бросает университет и возвращается в родной Темников, где в 1918 г. вспоминает про хранящиеся в гимназии инструменты и решает воссоздать оркестр, став его художественным руководителем и дирижером. Молодые люди с энергией взялось за дело: сами привели в порядок инструменты, дополнили собственными, некоторые из них сделали сами, смастерили пюпитры, расписали ноты, в исключительно короткий срок подготовили программу и 20 марта 1918 г. впервые выступили перед темниковскими слушателями, которые по достоинству оценили игру оркестра. С этого времени и начал свой путь замечательный музыкальный коллектив.

В 1920-е гг. последовали первые гастроли «народного» оркестра в Краснослободске и Кадоме. Энтузиазму музыкантов можно только позавидовать – почти весь пятидесятикилометровый путь от Темникова до Краснослободска и обратно они проделали пешком. Средств хватило только на две подводы, на которые были сложены инструменты, пюпитры и ноты. Являясь руководителем и дирижером оркестра, Л.И. Воинов не забывал и о совершенствовании собственных навыков игры на различных инструментах. В 1924 году он отправляется в Москву, где консультируется у пианиста А.Б. Гольденвейзера, профессора Московской консерватории, а также у Б.С. Трояновского, основоположника виртуозной игры на балалайке.

В первые годы существования оркестр исполнял произведения известных композиторов в переложении Л.И. Воинова. Но и здесь молодой руководитель, несмотря на неоспоримый успех у зрителей, решил не останавливаться на достигнутом. В 1924 г. он пишет оперу «Сказка о попе и работнике его Балде» по одноименному произведению А.С. Пушкина. Антирелигиозный настрой в период активных гонений на церковь пришелся к месту как нельзя кстати. Спустя два года Л.И. Воинов осваивает другую музыкальную форму – сюиту, написав произведение «Лесные сцены». Уделяя основное внимание оркестру, Л.И. Воинов вплоть до 1940 года также занимался преподавательской работой в школе и педагогическом училище Темникова.

В 1930-е годы оркестр становится широко известным в молодой республике (в 1934 г. была создана Мордовская Автономная Советская Социалистическая Республика), выступая на многих мероприятиях не только регионального, но и областного значения. Вскоре по совету мордовского композитора Л.П. Кирюкова Л.И. Воинов принимает решение обратиться к особенностям национального фольклора, обратив их в музыкальную форму. Именно после войны композиторский талант Л.И. Воинов раскрылся в полной мере. С середины 1940-х гг. Леонид Иванович последовательно пишет несколько концертов для балалайки с оркестром на мордовские темы, а также обработки мордовских народных песен. Тогда же, в 1940-е гг., Л.И. Воинову были вручены первые награды и грамоты «за музыкальную работу». А в 1947 году Леониду Ивановичу «за музыкальную деятельность» было присвоено звание народного артиста МАССР. Примечательно, что, несмотря на особенности времени, Л.И. Воинов до конца жизни оставался беспартийным.

Являясь композитором, дирижером и художественным руководителем оркестра, Леонид Иванович не оставлял инструмент, с которым было связано его становление как профессионального музыканта – балалайку. На ней он играл в составе оркестра имени Андреева, а также выступал по Всесоюзному радио. Умер Л.И. Воинов 29 октября 1967 году в Саранске, оставив после себя богатое музыкальное наследие.

Биография Л.И. Воинова необычна и примечательна. Она является ярким примером того, как музыкальное искусство овладевает человеком с раннего детства и не отпускает от себя вплоть до конца жизни. И для этого не обязательно быть музыкантом с профессиональным консерваторским образованием. Умение всегда двигаться вперед, не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствовать свои навыки, раздвигая границы дозволенного и допустимого – такую задачу должен ставить перед собой любой увлекающийся чем-то человек.

Л.И. Воинов после окончания гимназии. 1917 г.

Л.И. Воинов с оркестром народных инструментов. 1930 г.

Л.И. Воинов с оркестром народных инструментов. 1956 г.

Л.И. Воинов. 1926 г.

Л.И. Воинов

Комментарии