Я благодарен нашим истокам - ХранителиРодины.рф

Каждый молодой человек не состоится, как личность, если не будет знать своих истоков. Данная статья говорит о том, как на примерах обычных людей менялась вокруг история, и каково было людям прожить все это. Мы окунемся в историю жизни двух людей проживших нелегкую судьбу, в те далекие времена, которые перенесут нас в ту эпоху.

Я благодарен нашим истокам

У каждого из нас есть малая Родина, дорогое и милое сердцу место. Дорогое потому, что здесь земля твоих предков, здесь ты родился и живешь, сделал первые шаги, испытал взлеты и падения, учился постигать прекрасное и окружающий нас мир, радуешься и огорчаешься.

Я хочу поведать о старинном, сибирском селе Красноселка, о людях, чьи судьбы представляют собой живую память истории.

По сибирским меркам село очень древнее, ему 360лет, год его основания деревни Романова лето 1660года казаком Юрием Романовым . Современная Красноселка образовалась путем слияния близко расположенных деревень – Романова, Юшкина, Чиркова, Быкова, Литасова, Болтовская, Болахнина. Особенно ценная информация та, что была записана из рассказов, сторожил Ивана Алексеевича Деревяшкина и Валентины Филипповны Кацубо (сегодня ей 95 лет).

Иван Алексеевич Деревяшкин, можно сказать коренной житель, хотя и родился в 1905году в Калуге. Оказался двух летний Ваня вместе с родителями и старшим братом в Сибири, благодаря Столыпинской аграрной реформе, и связанным с ней переселением крестьян на окраины из средней полосы России. Очень четко помнил Иван Алексеевич далекие события, с точностью до имен и чисел. Та гора, где сейчас расположена современная часть села в начале века была безлюдной, покрытой лесом.



Всего там было домов 5-6, а где размещалось здание сельсовета, до революции было Романовское волостное управление. Река Сосновка в ту пору была полноводная, уровень воды на 5-6метров выше теперешнего. По ту сторону, берега не были такими крутыми, люди брали воду из реки для бытовых нужд, потому как была она чиста и прозрачна. А про то, сколько там рыбы всякой водилось и говорить не чего.



Кедрач никто не трогал. Время боя устанавливали на сходе граждан, что проходил на Тарабыкинском мосту и имел силу закона. Если кто то собирал орех до срока, с паю долой. Такого в лес больше не пустят. Боже избавь, если кто кедр срубит. Строго лес берегли. А командовали этим старики во главе со старостой. В селе была церковно - приходская школа, где закон божий преподавал поп с чудной фамилией Аршин. В аккурат в это время в Бычково строилась церковь, местная ребятня бегали поглазеть на это диво, ведь церквей в ту пору в Сибири было очень мало. Всем миром собирали деньги, а как собрали, так наняли для строительства мастеровых. Через два с половиной года церковь была построена и в один из церковных праздников распахнулись врата «Божьей обители».



Впервые село и окрестности огласил звон трех колоколов. Все спешили в церковь разнаряженные: кто помолиться, а кто поглазеть на пышное убранство. С той поры 20 лет звонили колокола, пока не началась коллективизация. Колокола были сняты, а когда появились первые тракторы и колокола пригодились, из них стали делать подшипники, чтобы заменять изношенные. Прихожане восхищались пением церковного хора, в котором пел старший брат Ивана Алексеевича - Степан. Всю свою жизнь безвыездно прожил в Красноселке наш герой за исключением войн. Он прошел три войны.

Иван был совсем юным, когда в декабре 1919года на зимнего Николу по селу проходила армия Колчака. В Тарабыкино тогда расположился 14-й егерский Уфимский стрелковый полк. Беляки (бело – Чехи, которые занимались мародёрством) разоряли избы, уводили скот, издевались над людьми. Почти все взрослые мужики ушли в ополчение в Красную армию. Старики спрятались в лесу, а 15летний Ваня был кучером на подводе перевозил красноармейцев в г.Тайга. там где состоялся 4-х часовой бой, в результате которого армия врага была остановлена. Летом 1929года Иван Алексеевич уже, будучи отцом семейства, был участником военного конфликта китайской восточной железной дороги, а третья война в его жизни была Великая Отечественная. Воевал в кавалерийском полку на Волховском направлении. На этой войне воевали и два сына Ивана Алексеевича: старший Александр по кличке колдун, за то, что пройдя всю войну от начала до конца не получил ни единой царапины и Василий не вернулся… погиб при освобождении Румынии.

А что и как было во время ВОВ в Красноселке, нам поведала Валентина Филипповна Кацубо. Весть о начале ВОВ Валентина Филипповна, как и ее односельчане, получала вероятнее всего от уполномоченного с района, так как радио на тот момент в селе не было. А вот окончание войны она помнит очень хорошо. В тот момент она находилась в поле, была весна, шла посевная. Полям тогда давали имя прежнего владельца, то есть того, который владел им до раскулачивания (владельцев полей Валентина Филипповна называет единоличниками). Услышали новость об окончании войны на Крупочкином поле, прежний владелец носил фамилию Крупочкин. Сначала все услышали колокольный звон, а затем кто-то прискакал на коне и сообщил эту новость. Валентина Филипповна говорит: «Что началось! Бабы, как завыли! Война кончилась! У кого живые, те от радости, у кого погибли те от горя. Вообще выли от горя, конечно, считай, у каждой муж не вернулся…»

В основном с села, по словам Валентины Филипповны, мужчины уходили на фронт по повестке из воен.комата, добровольцами никто не шел, все понимали, что идут на верую смерть. Сначала женщин не призывали на службу, а уже , когда в армии возникла нехватка людей, примерно в 1943 году, стали призвать и женщин. Например, призвали Антонину Пронину, она там была зенитчицей . Их сначала отправили на обучение, на курсы зенитчиц, она там отучилась. А когда ей сказали, что она едет на фронт она сказала: « Я не хочу! Я не поеду! Я боюсь!» «Они совсем молоденькие были, - говорит Валентина Филипповна,- конечно, страшно было!»

Так же Валентина Филипповна вспоминает, что собирали посылки на фронт. Говорит, что из еды особо положить было нечего, зато вязали носки и рукавицы, ее мама научила прясть и вязать. Они в то время держали овец, которых стригли и на веретене пряли пряжу, из которой потом и вязали то, что было необходимо.

В колхозе в то время Валентина Филипповна не занимала никакой определенной должности, выполняла ту работу, которую поручали: тогда пололи поля вручную , тракторов и машин не было, всю работу по уходу за растениями выполняли люди. За работу сверх нормы или отличную работу, как в мирное время, не было никаких поощрений и наград. Это было само собой разумеющиеся , все так жили, никто не хитрил, каждый старался сделать, как можно больше и лучше. За выполненную работу давали трудодни, на которые потом получали продукты: мука, крупа, соль …

На вопрос: были ли какие-то развлечения, танцы или во время войны это было под запретом отвечает, что в войну было веселее, чем в мирное время. Часто собирались после работы, пели песни, частушки, и во время работы и по дороге на работу тоже пели , а вечером уже танцевали. Хорошо на гармошке играл старший брат, который не ушел на фронт, под его гармонь и танцевали и пели, а также иногда возвращались домой раненные, которые тоже умели играть на гармошке. Ребятишки помладше любили играть в «третий лишний», в тряпичные куклы. Кукол было мало, так как сшить их было не из чего, какую-нибудь ткань накрутят, вот тебе и кукла. Утащит девчонка какую-нибудь тряпочку у мамы для куклы, а мама ее ругает, так как каждая тряпочка была на счету. Все игрушки были самодельными, так как купить фабричную было не на что.

Во время войны в селе работала школа. В школу брали тогда с 9 лет. Валентина Филипповна говорит, что в их селе было всего четыре класса, а семилетку в Балахнино ходили. «А я и семи классов не закончила,- говорит Валентина Филипповна,- у нас отец был бригадир-полевод. Народу то не было. Народ весь на фронте. Мы сидим с отцом, а он горюет, что поле вспахали, а боронить некому. А я ему говорю, тятя, давай я пойду боронить. А ему бы нет сказать, что мол – иди, учись, а он говорит, что айда, я тебе с лощадью помогу, запрягу. На этом и закончилось обучение в пятом классе».

На вопрос во что одевались: отвечает Валентина Филипповна, что всю одежду покупали, сами ничего не изготавливали. Валенки покупали точно, сами не катали.

Вся семья Валентины Филипповны была верующая, во время ВОВ вера их не покидала, помогала им и до сих пор поддерживает, и помогает жить. Веру пронесла эта семья через все время существования СССР. Когда в 30-х годах закрыли Красносельсую церковь, мама Валентины Филипповны взяла домой икону, перед которой молились. После реставрации церкви в 1990х годах, икону вернули в храм. К сожалению, данная икона сгорела вместе с отреставрированной церковью. По словам Валентины Филипповны в те времена народ верил в Бога, не всегда открыто, но собирались в избах под предлогом выполнения какой-то работы и молились.

Валентина Филипповна рассказала курьезный случай, который произошел во время ВОВ с ее отцом. Вернее, как его веселый нрав и смекалка помогли избежать наказания, а может быть и даже штрафов. Он работал, как говорилось ранее, бригадиром-полеводом. Поля тогда пололись вручную, рук, естественно не хватало, а требования были жесткие к обработке земель: не должно было быть не одной сорной травинки на всходах. Так вот, когда приехал важный начальник с проверкой с района отец Валентины Филипповны повел его на самое чистое поле, показал его, проверяющему, конечно, поле ему понравилось. Затем провел проверяющего уже другой дорогой, но к этому же полю, поверяющий опять похвалил работу, а затем еще раз, но через болото. Так удалось избежать наказания и не изматывать людей невыполнимой работой.

Почти не осталось людей, кто помнит с.Бычково(прежнее название Красноселки), кто помнит как строилась церковь Александра Невского и красовалась в течении двух десятков лет, оглашая окрестности перезвоном колоколов, кто помнит , как и чем жили крестьяне за долго до войны и после нее… и многое другое. И память эту нужно беречь, чтобы знали потомки историю своего края.











Комментарии