«Целую ваши руки за Толстого»
Мемориальный музей памяти Л.Н.Толстого, Лев Толстой, Липецкая область
В небольшом районном центре Липецкой области под названием Лев Толстой одна из улиц названа именем Озолина. Кто этот человек? Как судьба забросила его в наши края?
Музей - это дом, где хранится история. В доме И.И.Озолина на бывшей станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги (ныне Лев Толстой Липецкой области) хранится печальная и трогательная история последних 7 дней жизни великого русского писателя Л.Н.Толстого.
Каждый музей имеет свои неповторимые истории, свои неразгаданные тайны. В нашем музее они тоже есть, например, до сих пор является тайной, кто же обвёл силуэтный портрет Л.Н.Толстого на обоях комнаты, в которой он скончался!?
Но сегодня мой рассказ о самом хозяине квартиры, у которого великий Лев Толстой доживал свои последние дни.
Озолин - начальник станции Астапово.
Иван Иванович Озолин, он же Иоганн Александр Яков, родился 1(13) января 1873 года в Витебске, латыш по национальности. Озолин - начальник станции Астапово, дом которого стал последним земным пристанищем великому писателю, откуда Толстой шагнул в бессмертие.
Поэт и публицист Валерий Брюсов писал: «Какое сочетание случайностей этого простого милого человека, начальника железнодорожной станции, сделало историческим лицом, имени которого забыть не хочется!..»
Дом И.И. Озолина стал для Толстого местом перехода в жизнь иную, а сам хозяин невольно превратился в «мифического Харона» - проводника между мирами.
Так, на пересечении железнодорожных путей, случайно столкнулись жизненные пути этих двух таких разных людей, Ивана Озолина и Л.Н.Толстого.
Из истории станции и трудовой биографии Озолина.
Станция Астапово возникла в 1890 году, в Российской империи в тот период шло усиленное строительство железных дорог, требовалось много рабочих рук - от укладчиков путей, сцепщиков вагонов, стрелочников, до начальников больших и малых станций.
И.И.Озолин, старший сын в семье, после смерти отца, работавшего осмотрщиком вагонов, решил тоже связать свою жизнь с железной дорогой. Иван начал свою трудовую жизнь в 16-летнем возрасте с самой тяжёлой и грязной работы. Затем окончил Саратовское железнодорожное училище и техникум при Рязанско-Уральской ж/д. В Саратове познакомился с будущей женой.
Начал он с небольшой станции Ильинка, работал и на ст. Козлов (ныне Мичуринск), в Сердобске Пензенской губернии он проработал до своего назначения в Астапово.
В экспозиции нашего музея можно увидеть служебное удостоверение И.И.Озолина, где указано, что он направлен начальником станции Астапово сроком на пять лет, с мая 1909 по май 1914 года. Здесь Озолин служил лишь три с половиной года. Но в этот короткий период времени их пребывания в Астапове произошли события, взволновавшие не только семью начальника станции, но и всю Россию.
«Пассажир поезда №12».
31 октября (ст. ст.) 1910г. с пассажирским поездом №12 «Смоленск-Козлов» в Астапово приехал Л.Н.Толстой. Это была вынужденная остановка. Направляясь до Ростова-на-Дону в сопровождении дочери Александры и её подруги, доктора Маковицкого, писатель заболел в пути. Врач заподозрил воспаление легких, в шесть с половиной часов вечера вышли на узловой станции Астапово, т.к. рядом с вокзалом здесь находилась железнодорожная амбулатория.
По «астаповской» земле Лев Толстой прошёл всего несколько сотен нетвёрдых шагов: от перрона до вокзала, где размещался дамский зал ожидания, затем, под руки его повели в служебную квартиру Озолина. А тот, не колеблясь ни минуты, устроил Толстого в одной из лучших комнат своей квартиры. Как только Лев Толстой оказался в доме, то сделал запись в дневнике: «… остановились в Астапове. Любезный начальник станции дал прекрасные две комнаты». Толстой попросил позвать хозяев, поблагодарил их за приём, а также извинился за доставленные неудобства. «Эта нежная, ласковая благодарность Льва Николаевича так взволновала меня, что я расстроился до слёз и мог только говорить Льву Николаевичу в ответ, что я делаю всё для него с радостью, от всей души», - писал Озолин в воспоминаниях. Толстой поинтересовался хозяйскими детьми, голоса которых были громко слышны из соседней комнаты: « Ах, эти ангельские голоса, ничего».
Целую неделю семья Озолина, в которой было пятеро малолетних детей от 2 до 8 лет, ютилась то в одной спальне, то в комнате станционного сторожа, куда они перебрались. Озолин ночевал в служебном кабинете на вокзале. В доме помогала 17-летняя няня детей Озолина Марфа Сысоева, она топила печи, выносила мусор, мыла пол, приносила еду в судках из вокзального буфета…
Он жил «нервами наружу».
Скромный человек, в квартире которого случились события мирового масштаба, так и не дал интервью ни одному корреспонденту и не заработал денег для своей семьи, а ему ведь предлагали писать и «тарифом не стесняться». «Лев Николаевич просил о нём никаких сведений не печатать»,- сообщал Озолин «Русскому слову». Своё интервью под названием «Последний приют» он даст позже. Эти воспоминания были опубликованы всего дважды: первое - 7 ноября 1912г. в газете «Русские ведомости», второе - в «Литературном обозрении» № 9 за 1978 год.
Многие люди из окружения Толстого отзывались о начальнике станции очень тепло. Дочь писателя А.Л.Толстая писала: « Начальник станции Озолин, милейший человек, помощь, доброту и сердечную отзывчивость которого я никогда не забуду, всё время между своими служебными обязанностями помогал нам…»
А начальник станции следил, чтобы вовремя прибывали и отправлялись поезда, встречал и провожал то Рязанского губернатора князя А.Н. Оболенского, то жандармское начальство, то посланцев Синода или художника-иллюстратора произведений Толстого Л.О.Пастернака с юным сыном Борисом, друзей и членов семьи Толстого, корреспондентов газет или операторов кинематографической фирмы «Пате». В телеграммах, отправленных Озолиным, содержались десятки просьб: прислать кислород, кровать с пружинным матрацем для удобства больного, постельные принадлежности с других станций… В свободную минуту он спешил узнать о состоянии больного, переживал, если сообщения в бюллетенях были безрадостными. «Нет, это я не могу допустить, чтобы у меня в доме умер Лев Толстой», - твердил Озолин. В 15-метровой комнате под стуки проходящих товарных и пассажирских поездов, на чужой кровати, под чужой кровлей, в окружении простых людей умирал великий Лев Толстой.
Друг Л.Н.Толстого Петр Сергеенко позднее написал о начальнике станции: «… я заметил в нём одну черту-это необыкновенно глубокое переживание событий общественного характера». Озолин был человеком, живущим «нервами наружу».
Скромный начальник станции получал телеграммы с благодарностью за приём Толстого. 9(22) ноября 1910 г. из Ростова (Ярославского) написал Озолину Тизенгаузен: « Целую ваши руки за Толстого». Так современники оценили его участие в этих событиях, а он, просто и естественно, исполнил толстовскую заповедь - помочь нуждающемуся, бескорыстно творить добро.
Музей в доме И.Озолина.
Комната с подлинными предметами была сохранена И.И.Озолиным, он стал показывать её всем желающим, вернувшись с похорон из Ясной Поляны.
Начиная с ноября 1910 года, Озолин вёл переписку с железнодорожным начальством по вопросам сохранения этого исторического места. В письме к Управляющему Рязанско-Уральской ж/д Д. А. Матрёнинскому он предлагал: « …выступить с призывом к обществу о постройке в Астапове сельскохозяйственной школы, или среднего специального училища», а также « соорудить» перед домом памятник Л.Н.Толстому.
Ивана Озолина по праву можно считать основателем музея Л.Н.Толстого в Астапове и первым хранителем мемориальной комнаты. Вещи, окружавшие Толстого в последние дни жизни, стали музейными экспонатами: железная кровать под клетчатым пледом, ширма, ночной столик рядом с кроватью, кислородные баллоны из московской аптеки В.К. Феррейна … Их передал И.И.Озолин по описи в ноябре 1912 г. новому начальнику станции Астапово, уезжая в Саратов после перенесённого инсульта. В январе 1913 года его не стало, он прожил всего 40 лет.
После смерти Льва Толстого на станции Астапово 7(20) ноября 1910 года прошло почти 110 лет, в текущем году и самой станции исполнится 130 лет с момента образования. Музейный комплекс станции с постройками конца XIX-начала XX столетия находится в хорошем состоянии. Сохранили здание вокзала с чугунными часами на фасаде, остановленными на времени кончины Толстого - 6 часов 5 минут утра, мемориальный дом и двухэтажные дома из красного кирпича, где жили служащие. На платформе станции установлен паровоз-памятник серии «ОВ», а через железнодорожный путь расположено здание бывшей амбулатории, где для больного готовили лекарства.
В мультимедийной программе экспозиции нашего музея «Астаповский меридиан. На пороге вечности» посетители могут увидеть хронику событий 1910 года, когда Россия прощалась со своим великим сыном.
В декабре 1946 года в доме Озолина, был открыт филиал Государственного музея Л.Н.Толстого. Основой для создания музея стала та самая комната с подлинными предметами, которую сохранил начальник станции. Один из залов музея посвящен хозяевам квартиры , в нём представлена копия парадного мундира начальника станции, железнодорожный фонарь, фотографии Озолина в рабочем кабинете, на вокзале… А на двери дома, в которую осенью 1910 года вошёл Л.Н.Толстой, как и прежде, висит табличка «Начальникъ станцiи».
Имя И.И. Озолина навеки вписано в биографию Л.Н.Толстого.
Как найти: Липецкая область, пос. Лев Толстой, ул. Привокзальная, д.12.
Тел.: 8-47464-21737; 8-47464-26092.
Время работы: ежедневно, кроме понедельника, 9.30-18.00 (летний период); 8.30-17.00 (зимний период). Последняя пятница месяца - санитарный день.
Комментарии