О том, что понятно без слов - ХранителиРодины.рф

Его мастерская - в маленьком городе на севере Томской области. Где черпает вдохновение художник, творчеством которого восхищаются в разных городах нашей страны и за рубежом?

Мы знакомы уже много лет. Встречаемся в составе жюри всех городских конкурсов художественного творчества, на выставках в городском музее, на городской комиссии по топонимике и монументальному искусству. Вместе работали над художественной концепцией нескольких крупных социальных проектов. Он всегда откликается на предложения провести очередной мастер-класс или побеседовать с юными художниками. И мне кажется, что нет в городе человека, который не слышал бы это имя - Игорь Репников. А если по каким-то причинам и не слышал, то уж точно видел логотипы празднования городских юбилеев, дипломы городских конкурсов и соревнований, стендовые фотокомпозиции на улицах города. Их автор - самый известный стрежевской художник.

Художнику нужен зритель

Искренне жаль, что возможность лицезреть работы Игоря Репникова и по достоинству их оценить чаще имеют жители других - больших - городов: Томска, Новосибирска, Уфы, Екатеринбурга, Волгограда и многих других. А в нашем маленьком Стрежевом просто-напросто нет подходящего места и условий для их экспонирования. Небольшие персональные выставки в историко-краеведческом музее - и те редкость, хотя сотрудники музея делают все возможное, чтобы работы Игоря Анатольевича «оседали» не только в фондах их иногородних коллег. В то время как новые выставочные залы остаются в наших мечтах, единственный в Стрежевом член Союза художников России Игорь Репников активно участвует в международных, межрегиональных и областных выставках. И это логично и правильно - ведь художнику, как и писателю, нельзя все время работать «в стол», ему нужен зритель. Но одним из условий участия в крупных художественных мероприятиях является передача одной или нескольких работ организаторам, а это означает, что работы остаются там, куда их привезли или отправили.

II Межрегиональная биеннале современного изобразительного искусства «Лабиринт» в г. Магнитогорске в 2016 году принесла Игорю Репникову серебряную медаль Союза художников России. На I Елабужской биеннале уникального рисунка (Елабуга, 2017) он получил Гран–при. В 2018 получил 1 место II Международного открытого фестиваля графики «VITA-ART-TIME» в г.Волгоград. За успехи в творчестве и содействие развитию графического искусства в России был отмечен золотым дипломом III открытого Всероссийского фестиваля графики «Урал-графо», который прошел в г.Екатеринбурге в 2018 году. Год 2019 ознаменовался победой и дипломом 1 степени в номинация «Графика» Межрегиональной триеннале современного изобразительного искусства «Лабиринт» в г.Магнитогорск. В 2020 году в рамках международного проекта «Высокая печать. Графика 2020» с его творчеством знакомит Набережночелнинская картинная галерея. И это далеко не все достижения Игоря Анатольевича. Но он молчалив и очень скромен. Наградами и достижениями не кичится. Лишь глядя на внушительный, на две страницы «послужной список» (перечень выставок и конкурсов, в которых он становился лауреатом), понимаешь, что перед тобой истинный талант, который по достоинству оценивают коллеги-профессионалы.

Начало

А началось всё в 1980 году, когда Игорь с родителями переехал на Томский север в город Стрежевой. Здесь с 1980 по 1984 годы он учился в детской художественной школе у педагогов Александра Прохоровича и Нины Игоревны Никулиных. Эти педагоги, выпускники Красноярского училища имени В.И.Сурикова, организовавшие стрежевскую «художку» с нуля, за годы работы воспитали целую плеяду звёздных выпускников. Они увлекали своим примером, харизмой, своим видением и отношением к жизни и к искусству. В 1984 году Игорь Репников стал одним из первых выпускников стрежевской ДХШ и поступил в Красноярское художественное училище имени В.И. Сурикова. Будучи студентом, активно участвовал в художественных выставках. А обучение у таких выдающихся педагогов–художников, как Илья Аронович и Олег Ильич Фиреры, Валерьян Алексеевич Сергин, способствовало формированию мировоззрения будущего художника, стремлению максимально раскрывать темы и добиваться высокой выразительности образного решения. После училища была служба в армии, а затем Репников вернулся в наш город и начал активную творческую деятельность. Именно тогда, в 1991 году, он впервые заявил о своём таланте, принимая участие сразу в двух крупных выставках – XXVII областной и зональной выставке «Сибирь».

Человек большого Мира

В прошлом году Игорь Репников отметил свое 50-летие. То, что родом он из села Грачёвка, что в Оренбургской области, не мешает ему чувствовать себя истинным стрежевчанином. Но ещё больше, как мне кажется, он ощущает себя человеком большого Мира, в котором Человек гармонично сосуществует с Природой. И вовсе не ритм больших городов становится героем его полотен и графических листов, а основные и уже типичные символы Сибири – небо, тайга, река, птица, рыба. Собственно, всё это каждый может увидеть и на его фотографиях, ведь Игорь Анатольевич, бывая на природе, делится своими впечатлениями от увиденного в соцсетях. Но если снимки показывают Север как он есть, то в основе многих его художественных произведений лежит мифологичность, образность и поэтичность, присущая природосообразной культуре коренных малочисленных народов севера.

И это совершенно не случайно. Другом Игоря Репникова был представитель коренных народов севера, писатель Юрий Кылевич Айваседа (Вэлла) (1948 – 2013), член Союза писателей России, Почётный гражданин Нижневартовского района, лауреат многочисленных литературных премий, «шаман, отец и вождь племени лесных ненцев».  В одной из своих книг Вэлла писал: «Вообще-то бабушка моя была разговорчивой. Но иногда, идя вдоль берега, остановит меня, отпустит свою корявую, лёгкую, иссушенную руку мне на голову, стоим и молчим перед спокойными водами реки. Но наши сердца не молчат. Они продолжают беседовать. Незримо-неслышно она передаёт мне свои ощущения, своё восприятие мира. Нет, она не передаёт мне своих мыслей. А я начинаю видеть её глазами нашу залитую солнце прохладную реку, я начинаю слышать её ушами дальнее курлыканье журавлей за болотом, я начинаю воспринимать её сердцем наше стойбище и каждый звук, каждый шорох, каждый вздох в нём…».

И, глядя на репниковскую графику, невольно вспоминаются слова Юрия Вэллы о том, что людей объединяет не слово, а молчание - вечное переживание того, что не требует выражения, понятно без слов, как природа, страх, жалость, любовь...

Искусствоведы и журналисты отмечают, что творчество Репникова «относится к особому философско–символистскому направлению, «сибирской неоархаике», что он «создаёт лаконичные произведения на грани реализма и символизма». Что его пейзажи становятся «предметом размышления для зрителей», ведь многие работы «заряжены энергетикой уединения и спокойствия». Что, глядя на них, зритель дистанцируется от городской суеты, «осознавая как мимолетность момента, так и глубинность и актуальность первообразов», а состояние одиночества и спокойствия, проходящее лейтмотивом, придаёт листам удивительную гармонию. «Завораживающие», «волшебный мир сбывшихся невероятностей», – так говорят о его работах. «Самобытный художник», «стрежевской самородок», «просто гений», – так отзываются о нём самом.

Когда в 2009 г. Томск объявил тему II областного Музейного форума - «Художественные сокровища Томской области», у стрежевских музейщиков сомнений не было. Совместно с автором музей представил выставочный проект «Влекущие в глубину, или О чём молчат рыбы», который вошел тогда в число победителей. «Искусство должно обращаться к нашей душе, поднимать нас выше обыденности. Нельзя рассматривать выставку, как рассматривают витрины в магазине… Искусство – это больше, чем реальность. Спасибо Вам и Вашему художнику». Такие слова услышали мы во время Музейного форума.

Творчество Репникова включено в Электронную антологию «Культурное наследие Югры» – аннотированный иллюстрированный сборник, созданный при поддержке Правительства Ханты–Мансийского автономного округа – Югры. И именно его работы избрал в качестве иллюстраций к своей книге «На тонкой ниточке луна…» известный писатель Югры Валерий Михайловский.

Славлю тебя, мой город!

В 2007 г. Репников окончил Нижневартовский государственный гуманитарный университет, а спустя 10 лет появилась реальная возможность передать свои знания и умения подрастающему поколению. Теперь по субботам он ведёт авторский курс в студии печатной графики. Он учит подростков не бояться выходить за рамки, экспериментировать, с помощью выразительных средств графики показывать сюжетные эмоции и настроение. Активными студийцами стали и преподаватели художественного отделения ДШИ. С большим удовольствием они осваивают новую технику, для многих собственный творческий процесс - долгожданный релакс и новая возможность самовыражения.

В 2019 году в фонд стрежевского историко-краеведческого музея поступили новые графические работы художника Игоря Репникова. Пополнение художественной коллекции стало возможным благодаря поддержке депутата Законодательной Думы Томской области Игоря Николаевича Чернышева. И музей сделал прекрасный подарок ко Дню города всем любителям изобразительного искусства, представив стрежевчанам новые работы знаменитого земляка на юбилейной выставке «Отражение памяти». Пришедшим на открытие представилась возможность пообщаться с автором, задать ему свои вопросы, получить автограф, обсудить свои впечатления и понять, что сюда обязательно нужно вернуться ещё и ещё - чтобы продолжить уже внутренний диалог с удивительными, иногда обманчиво простыми, а иногда изначально многозначными образами.

Достижения Игоря Анатольевича отмечены знаком «За заслуги перед городом» (2016 г.) и премией Томской области (2019). Благодаря его таланту и творческой активности, название нашего маленького городка часто произносят, когда говорят не только о нефти, всесоюзных ударных комсомольских стройках и романтике стройотрядов, но и во время бесед о высоком искусстве, в профессиональной художественной среде. И слова «Славлю тебя, мой город» можно отнести не только к людям рабочих профессий, но и к нему, человеку творческому и очень увлечённому.

Комментарии