Вспоминаем историю сквера (город Нальчик) и человека, тесно связанного с ней - ХранителиРодины.рф

О сквере, его прошлом и настоящем. О человеке, который менял его облик. Главное - дан ориентир на созидание, на укрепление позиции: сохранять всё то, что было дорого старшему поколению.

Три года назад, в силу сложившихся обстоятельств, я взяла в дом щенка, и регулярные прогулки в «Ореховую рощу» для меня стали нормой. Новый круг знакомых определился довольно быстро, и от них я впервые услышала о человеке, который в последнее время менял облик сквера, именуемого в народе «Орешка». Перемены происходили разительные, и меня это радовало, потому как этот «зеленый островок» памятен мне с детства. Я хорошо помню, как начиналась история этого района.

В начале шестидесятых годов прошлого столетия улица Ленина начиналась с домов, где жил партийный актив (сейчас это дома с №№ 21,23,25), а впереди были фруктовые сады Селекционной станции, и на каком-то отрезке к ним примыкал сад из грецкого ореха. Понятно, что асфальтированных дорожек ещё не было, а были объездчики на лошадях. Улица А. Байсултанова, в то время Горная, только начинала застраиваться. Первые пятиэтажки появились на четной стороне до нынешней улицы Кирова, затем быстро стали строить дома на нечетной стороне и тоже до тех же пределов. К сентябрю 1965 года этот участок принял вид настоящей улицы, благодаря дороге, проложенной вровень с последними домами. Как-то сразу стали удлинять улицу Мечникова (ныне Шортанова) и появился дом с № 17, где и поселился герой моего рассказа с семьёй.

Моим большим удивлением было, что человек, о котором я так много слышала как о специалисте по выращиванию деревьев, и друг детства моего отца, один и тот же человек – Александр Григорьевич Анищенко. Я знала его очень давно.

Летние каникулы с сестрой мы проводила в Баксане у наших бабушки и дедушки на улице Степной (ныне Защитников), где вырос мой отец, и по соседству жила семья Анищенко. Это было время, когда у каждого дома на улице росли в основном орех грецкий, тутовник (у одного черный, у другого белый) и вишня. По рассказам отца, наше дерево шелковицы пострадало от разорвавшегося снаряда во время войны, и вместо нее была посажена вишня. Орех запомнился крупными ядрами и тонкокорой скорлупой. У Анищенко и других соседей рос тутовник, удивляя своим обильным урожаем, и плодоносил так долго, что мы, другое поколение, успели им насладиться.

Мои воспоминания вполне объясняют выбор деревьев для посадки Александром Григорьевичем. Это был тутовник, вишня, да и ореха грецкого было подсажено много. Я пыталась сосчитать, постоянно сбивалась, но что их больше ста - точно! Главное эти деревья для Александра Григорьевича были символической памяткой того времени, когда плоды фруктовых деревьев и орехи были доступным лакомством для детей, и взрослых тоже.

Сидеть без дела он не привык. С 2008 года будучи на пенсии, нашёл себе достойное занятие, на которое уходило много времени: нужно и место для посадки определить, и пробить лопатой почву, скреплённую корнями многолетних трав, выкопать яму, посадить черенок, прикрыть его от механических повреждений пластиковой бутылкой, уже готовые к посадке саженцы перенести и высадить рядами, найти подпорку и установить, через время нарастить и поливать в первые дни обильно. Для посадки он широко использовал поросль, пробившуюся у пня срубленного дерева, но с ней тоже нужно было повозиться, так что этот участок превращался в мини питомник. Для шелковицы он ещё и привой делал, и ассортимент ягод увеличивался. На одном дереве уже плодоносят чёрные, белые и бело-розовые плоды разных размеров и формы – длинные цилиндрические и маленькие округлые. Собирать их очень удобно, деревья низкорослые, с хорошо оттянутыми ветками, что и делают многие горожане в сезон. Занимался и прививками: на старых деревьях (яблоне, сливе и айве), оставшихся из коллекции Селекционной станции, оставлял часть ствола с двумя ветками и в расщеп прививал черенки с молодых деревьев хороших сортов.

Знания по садоводству пришли ему из личного опыта, работая на своём участке в Баксане, читал справочную литературу, практиковал и этот багаж ему вновь пригодился.

Ореховый сад, заложенный в самом конце 30-х годов, официально стал зоной отдыха для горожан 45 лет тому назад и получил статус «Сквер Ореховая роща», что закреплено документально приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 11.04. 1975 года. Этот год и стал годом первых реконструкций: разбиты аллеи, сделаны площадки, спилены усохшие деревья и т. д. Появились и первые посадки из липы кавказской, платана восточного, березы повислой (бородавчатой), дуба красного, клёна платановидного, сосны Веймутова, сосны обыкновенной, ели колючей (формы зеленая и голубая). Постепенно видовое разнообразие пополнялось, и как-то незаметно появились кусты спиреи японской, орех чёрный и каштан съедобный, к девятому мая этого года были высажены кусты сирени вокруг площадки с памятником. Свой виток в общую композицию зелёной зоны внес и Александр Григорьевич.

В сквере работы много, только площадь под зелёными насаждениями занимает 11,5 гектаров (общая площадь составляет 12,7 га). Основную часть работы – обрезка сухих веток, распил ствола, рухнувшего от старости дерева и его вывоз, уборку территории, оформление клумбы, покос травы осуществляют работники Горзеленхоза, но был человек, который нес ежедневную вахту на добровольных началах, только потому, чтобы быть полезным людям и доставлять им радость.

Он успел порадоваться результатами своего труда (шелковица и вишня второй год дают обильный урожай), услышать добрые слова в свой адрес. Но были и минуты разочарования, когда видел, что укоренившийся черенок выдернут или перекорёжен. Имел место и такой случай, когда при нём какой-то малыш ломал ветку, сопровождавшая его дама замечаний не делала. На его вопрос «Почему вы не реагируете?» услышал бранные слова… Так уж устроено человеческое общество: кто-то создаёт, но есть и те, кто разрушает. С возрастом такой факт особенно тяжело воспринимается, вот и ему нелегко было с этим согласиться…

Александр Григорьевич Анищенко родился в 1933 году. Получил два высших образования: в 1956 году закончил Педагогический институт в Нальчике (ныне КБГУ им. Х.М. Бербекова), в 1968 году - Новочеркасский политехнический институт им. Серго Орджоникидзе. Свой трудовой стаж начал учителем физики в школе №10 города Баксана, закончил должностью главного конструктора на заводе Высоковольтной аппаратуры в Нальчике. Имеет множество патентов на изобретения и наград, в том числе – Ленинская медаль за доблестный труд, две серебряные медали ВДНХ, медаль «Ветеран труда». У него хорошая семья, и он был счастлив. Вместе с женой воспитали двух детей и радовались первым успехам внуков.

Несколько месяцев назад он ушёл из жизни. Для всех нас остались его плодоносящие деревья, живая память и это надолго!

Комментарии

  • Действительно достойный человек! Вспомнился советский мультик: — Это мне? — Тебе… — А за что? — Просто так! А у меня ничего нет… Так, просто так…