Краевед земли Теньгушевской - ХранителиРодины.рф

В Теньгушевском районе, в селе Стандрове еще недавно жил удивительный человек- Иван Петрович Ениватов. Он никогда не занимал высоких постов, не имел высшего образования, но имел недюжинные творческие способности. Это был одаренный, кристально честный, трудолюбивый крестьянин, не переменчивый по своим идеологическим взглядам, атеист.

В Теньгушевском районе, в селе Стандрове еще недавно жил удивительный человек- Иван Петрович Ениватов. Он никогда не занимал высоких постов, не имел высшего образования, но имел недюжинные творческие способности. Это был одаренный, кристально честный, трудолюбивый крестьянин, не переменчивый по своим идеологическим взглядам, атеист.

История России складывается из истории ее республик, областей, краев. История Мордовии писалась во многом благодаря стараниям исследователей, историков, краеведов. Мы очень горды тем, что среди них - неутомимый, самобытный историк-краевед, наш земляк, Иван Петрович Ениватов. Его отличали любовь к родному краю, беззаветное служение своему делу, интерес к истории не только своего села, республики, но и к судьбам людей, выходцам из Мордовии и жившим за её пределами.

30 мая 2020 года ныне покойному Ивану Петровичу Ениватову исполнилось 75 лет со дня рождения.

Родился будущий любитель отечественной истории в селе Стандрове Теньгушевского района 30 мая 1945 года. Краеведением увлекся в 9 классе. Еще в детстве Иван услышал от отца предание о куликовском помещике, который закрепостил несколько мордовских семей. Те кабалу терпеть не захотели и обратились за помощью к Ушакову. И хотя адмирал положение их не исправил, но факт причастности великого флотоводца к событиям в Мордовском крае Ениватова И.П. заинтересовал. Краеведением Иван Петрович занимался более 40 лет и оставался верен любимому делу до конца своих дней. Оно заменило ему семью и детей.

На счету Ивана Петровича Ениватова более 800 научных статей об истории республики и родного района. Он побывал во многих архивах страны, где имелись документы о Мордовии. Ездил к людям, которые могли подтвердить или опровергнуть информацию о родном крае. Иван Петрович жил только историей. Человек со средним образованием и энциклопедическими знаниями.

Пешком и на попутках, а чаще на велосипеде, краевед исколесил все деревни и села Теньгушевского района. «Беспокойная душа»,- говорили о нем люди. Ответственный секретарь журнала «Сятко» Т.С.Баргова пишет: «робкий, смущающийся, кажется, по всякому поводу… Совсем, как школьник. Образ никак не вязался со сложившимся по известным публикациям образом. Одет Иван Петрович был очень скромно. Не хватало ему важности, солидности. Что - то от большого ребенка было во всем его облике: и во внешности, и в поведении, и в одежде, и даже, кажется, с толстенными стеклами в очках…»

Иван Петрович был очень влюблен в свой родной край. Вот как он описывает период возникновения Теньгушева в своей статье «Наши села и деревни – Теньгушево».

«Возникновение села местные предания относят ко времени царя Ивана Грозного. В одном из преданий рассказывается о том, как нароватовский мордвин по имени Тиньгуш провел войско Грозного во время его похода кратчайшим путем через глухие мордовские леса. И за такую помощь царь пожаловал его разными угодьями, на которых Тиньгуш и основал свою деревню. Другие предания называют Тиньгуша воином, отличившимся в сражении под крепостными стенами Казани. После падения Казанского ханства Тиньгуш со своими 12 братьями поселился на пожалованной царем земле на берегу Мокши.

Имеют ли под собой реальную основу эти предания? Точная дата основания Теньгушева остается неизвестной. Первое известное нам упоминание о Теньгушеве находим в документе времен Ивана Грозного, ошибочно датированном 1502 годом. Этот документ – грамота по указу Ивана Грозного из приказа Казанского дворца за подписью князя Микиты Романова, данная мордвину деревни Коляевой Бойне Мамолаеву «с товарищи» на владение разными угодьями, с приложением договора между крестьянами Коляева и Стандрова. Так, при составлении этого договора, оказывается, и «Кадомскому уезду деревни Тенгушевы ясашныя крестьяне Сыряпка Ошапкин, да Сайка Ошкин, да Сакайка Милаев свидетеля были…». Грамота могла быть написана не ранее 1552 года, когда был учрежден Приказ Казанского дворца для управления народами Поволжья. Но и не позднее 1584 года, когда умер Грозный.

Следовательно, Теньгушево уже существовало в XVI веке и является одним из стариннейших поселений края. Свое название деревня могла получить, как от имени первого жителя, так и от своего месторасположения.

Тиньгуш – старинное языческое имя. В документах XVII века встречается и такое имя: Тингей. Однако название деревни могло произойти от мордовских слов «тинге» (гумно) и «кужа» (поляна), на гуменной поляне – тинге кужа. Первые жители обычно выбирали для поселений поляны возле рек: окружающий поляну лес надежно защищал людей от знойных суховеев и холодных ветров. В пользу такого объяснения названия Теньгушева свидетельствует запись в документе: «Кадомская мордовская деревня Тиньгужи». В окрестностях Теньгушева в XVII веке было еще несколько селений, названия которых указывают на то, что они основаны на полянах: Сярдакужи (Лосиная), Серякуши (Желудевая), Верекужи (Верхняя), Ширгуши (Крайняя).

Как видно, в 1614 году в Теньгушеве было 13 мордовских и три двора русских. Пустые 10 дворов появились в результате карательных мер правительства против участников крестьянской войны 1606-1609 годов под руководством И.И. Болотникова, причем среди убитых и казненных теньгушан были и женщины, и дети. Это говорит о том, что кровавые события разыгрались в самом Теньгушеве. Через Теньгушево проходила большая Московская дорога, связывавшая Москву с Казанью и другими окраинами русского государства. В XVII веке в Теньгушеве уже бывали базары. У деревни Баевой на берегу Мокши располагались хлебные амбары. К XVIII столетию, благодаря своему выгодному положению у судоходной Мокши и на Большой Московской дороге, Теньгушево становится самым крупным поселением в районе (Кадомско-Темниковском крае). Из него выселяются деревни Новая Теньгушева (Белорамино), Клемещей, Хлебино».

В своей статье «Теньгушевская старина» Иван Петрович Ениватов рассказывает нам о последующей истории становления нашего села:

«В 1798 году в Теньгушеве было уже 219 дворов с 1489 жителями, имелись три водяных мукомольных мельницы. «В селе каждогодно бывают две ярмарки, на которые приезжают купцы из города Темникова, Ардатова, Арзамаса и посада Кадома с сукнами, шелковыми и кумажными и разными мелочными товарами, из ближних селений крестяне с хлебом, сьестными припасами и своими разными изделиями. Бывают же еженедельно по средам торги» - свидетельствует документ от 1798 года. В этом документе о занятиях крестьян сказано так: «Крестьяне на казенном оброке промышляют хлебопашеством, женщины сверх полевой работы прядут лен и шерсть, ткут холсты и сукна для себя и на продажу. Зажитка средственнаго».

«В 1806 году Теньгушево даже удостаивается отдельной справочной статьи в Географическом словаре Российской империи. В 1830 году в Теньгушеве освящен каменный храм во имя Казанской Божией Матери, а до этого обрусевшая и языческая мордва обходилась без церкви, предпочитая платить специальный налог «за небытие в церкви».

«Перед революцией Теньгушево развивалось как волостное и торговое село. В большой энциклопедии под редакцией Южакова рассказывается, что в 1901 году «Теньгушево значится селом и пристанью. Жителей 3300, большие хлебные склады; в 1901 году отправлено вниз 89 судов на сумму 414 тысяч рублей, прибыло и разгрузилось 21 судно и пять плотов на сумму 25 тысяч рублей».

На основе документов, собранных И.П. Ениватовым, были открыты в 1987 году районный краеведческий музей в с. Теньгушеве и в 1997 году историко-краеведческий музей в Стандрове, которым краевед заведовал на общественных началах.

Иван Петрович Ениватов много работал в московских и ленинградских центральных архивах, а также в архивах Саранска, Тамбова, Горького, Рязани.

В 2004 году в Рязани вышел составленный И. П. Ениватовым библиографический справочник «154 Героя Труда Мордовии». В нем для всех, кто интересуется историей родного края и знаменитыми людьми Мордовии, впервые вместе представлены краткие биографии Героев Социалистического Труда, лауреатов Ленинской, Сталинской и Государственной премий.

Больше всего Иван Петрович дорожил материалами к справочнику «Генералы и адмиралы Мордовии». Всегда было известно о 164-х, но Иван Петрович нашел гораздо больше имен. Он тщательно относился к документальному материалу, много раз перепроверял известные данные.

Библиографический справочник о Героях Советского Союза, Героях России и полных кавалерах ордена Славы «Геройские звезды» краевед заканчивал, будучи больным, почти не вставая с постели. Книга вышла в свет уже после смерти автора – в 2005 году, в год 60-летия Великой Победы. До И. П. Ениватова еще никто не брался за такое исследование. «Всегда считалось, что в Мордовии было 104 героя. По моим данным, их 230. В числе последних – лыжница Любовь Егорова и Александр Матросов», - вспоминал краевед.

Не все еще сказано о войне, ее героях, поэтому справочник И. П. Ениватова занимает особое место в ряду книг о героическом прошлом нашего народа. Краткие биографии отважных сынов мордовского народа, без преувеличения, свидетельствуют о мужестве, бесстрашии и боевой отваге.

И.П. Ениватов неоднократно был участником районных и республиканских творческих конкурсов, за победу в которых награжден Почетными грамотами Теньгушевского райкома КПСС и райкома ВЛКСМ. В 2001 году за большую работу по пропаганде и изучению истории и культуры Теньгушевского района был награжден Почетной грамотой Госсобрания Республики Мордовия.

.

Находясь на попечении родного брата в Кадоме, в последние дни жизни писал: «…Я еще живой. Но писать уже очень трудно – пальцы не слушаются. Печатать на машинке тяжелее. Полноценно работают только сердце и голова».

Иван Петрович Ениватов прожил недолгую жизнь, всего 59 лет. Он скончался 20 сентября 2004 года, оставив на память о себе добрые воспоминания и немало интересных краеведческих находок

Подзаголовок H2

Комментарии