Знаменитый туапсинец-Григорий Иванович Щедрин - ХранителиРодины.рф

«Едва ли найдется более благородная профессия, чем наша - защищать Отечество. Военный моряк в моем представлении - патриот своего государства, хранитель и продолжатель лучших воинских и флотских традиций, хорошо понимающий интересы своего народа и своей державы, готовый защищать их в любых условиях, не щадя крови и самой жизни». Так писал знаменитый туапсинец Григорий Иванович Щедрин.

Григорий Иванович Щедрин – Герой Советского Союза, один из самых известных советских моряков, вице-адмирал, командующий Камчатской военной флотилией, автор нескольких книг. При всей масштабности своей деятельности Г.И.Щедрин всегда был тесно связан с родным городом, с Кубанью.

Григорий Щедрин происходил из казачьего рода. Его деда - Бурляева Егора, сиротой, привезли чужие люди - переселенцы с Кубани, получили на него 25 десятин земли, да и бросили. Но местные казаки не дали пареньку пропасть – к службе подготовили, обмундирование и лошадь справили. После линейной службы вернулся Бурляев Егор домой, женился. В этой семье родилась мать будущего героя, Татьяна, которая повзрослев, вышла замуж за крестьянина Ивана Александровича Щедрина. Именно крепкие казачьи корни во многом обусловили личностные качества Григория и заслуженную славу.

Г.И. Щедрин родился 1 декабря 1912 года в посаде Туапсе Черноморской губернии.

Детство провёл в деревне Небуг, расположенной на побережье Чёрного моря. Григорий, был самым старшим из шестерых детей. Чтобы помогать семье он в 12 лет уже работал на лесозаготовках. В 1926 году в период летних каникул поступил юнгой на двухмачтовую шхуну "Диоскурия", работа на которой во многом предопределила выбор профессии будущего адмирала. В 1927 году окончил 7 классов трудовой школы в городе Туапсе, по окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом. В том же году вступил в комсомол.

В январе 1930 года поступил в Херсонский рабочий техникум водного транспорта. Уже тогда определились основные черты его характера – трудолюбие, спокойствие, внимательность и вдумчивость. В августе 1932 года принят кандидатом в члены ВКП(б).

В октябре 1934 года по путёвке комсомола призван на Рабоче-Крестьянский Красный Флот и направлен на курсы командиров запаса, после окончания которых его назначили командиром БЧ-1-4, на один из эсминцев Черноморского флота. Службу совмещал с партийно-политической работой.

Окончив командирский класс учебного отряда подводного плавания, лейтенант Щедрин в 1937 году прибыл служить на Тихоокеанский флот. Пройдя стажировку на подводной лодке «Щ-301», до июля 1938 года командовал ПЛ «М-5», после чего стал командиром ПЛ «Щ-110». Благодаря высокой требовательности командира и умелому воспитанию подчиненных экипаж Щ-110 завоевал шесть флотских призов, а в 1939 году по итогам боевой и политической подготовки вышел на первое место среди подводных лодок на Тихоокеанском флоте. В 1939 году, после семилетнего кандидатского стажа, принят в члены ВКП(б).

В октябре 1940 года капитан-лейтенант Щедрин назначен командиром строящейся во Владивостоке на заводе подводной лодки «С-56». 25 декабря 1939 года подводная лодка была спущена на воду, но из-за производственных трудностей работа по окончательному монтажу затянулась и субмарина вступила в строй только 20 октября 1941 года.

30 октября был получен приказ о зачислении лодки в состав Тихоокеанского флота. 7 ноября 1941 года ПЛ «С-56» вошла в состав третьего дивизиона 1-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота. Экипаж С-56 без задержек сдал вступительные задачи курса подготовки подводных лодок. Летом 1942 года положительной сдачи всех задач курса С-56 перешла в первую линию.

С 6 октября 1942 года по 8 марта 1943 года, Г. И. Щедрин в качестве командира подводной лодки «С-56» участвовал в переходе подводных лодок, в составе «азиатской эскадры» из Тихого океана через Атлантику, на Северный флот - в Полярное. За время 153-суточного перехода подводная лодка прошла Тихий океан, Атлантический океан и девять морей. Провела в море 67 суток, пройдя 16632 морских миль.

31 марта 1943 года «С-56» начала свои боевые походы. В марте 1944 года лодка, на счету которой было 6 потопленных кораблей и 3 поврежденных, награждена орденом Красного Знамени.

Всего за время войны Г.И. Щедрин совершил 8 боевых походов с пребыванием в море продолжительностью 137 суток. Выполнил 13 торпедных атак, в которых потопил 9 кораблей и судов противника общим водоизмещением 41 200 тонн и повредил 5 общим водоизмещением 24 600 тонн.

В боевых походах Щедрин показал себя талантливым подводником. 17 мая 1943 года добился самого большого успеха в советском подводном флоте за одну атаку. За успешное командование подводной лодкой и проявленные при этом личное мужество и героизм, капитану 2-го ранга Щедрину, Указом Президиума Верховного Совета СССР, присвоено звание Героя Советского Союза.

С-56 является самой результативной советской подводной лодкой в Великой Отечественной войне, она уступает лишь воевавшим на Балтике С-13 и Л-3.

23 февраля 1945 года Краснознаменная подводная лодка «С-56» была удостоена гвардейского звания. Весь экипаж лодки за заслуги перед Родиной имел по 4—5 правительственных наград, а её командир помимо звания Героя Советского Союза был награжден тремя орденами Красного Знамени.

Г. И. Щедрин командовал подводной лодкой «С-56» до июля 1945 года. 15 ноября 1954 года он был назначен командующим Камчатской военной флотилией. К исполнению служебных обязанностей приступил 18 января 1955 года и командовал флотилией по 21 сентября 1959 года. Григорий Иванович был в эти годы не только командующим флотилией, но и депутатом Камчатского областного Совета народных депутатов, членом бюро обкома КПСС.

Затем на протяжении девяти лет являлся председателем постоянной комиссии Государственной приёмки кораблей ВМФ, в том числе занимался приёмкой атомных подводных лодок. В это время издаёт три книги "На борту С-56", "Подводники", "Под глубинными бомбами".

С ноября 1969 года Г.И. Щедрин назначен главным редактором журнала «Морской сборник». На этой должности он сделал очень многое для пропаганды истории российского и советского Военно-морского флота.

С декабря 1973 года вице-адмирал Щедрин – в отставке. Жил в Москве. Продолжал работать в «Морском сборнике», до последних дней своей жизни был членом редколлегии журнала. Обращаясь со страниц журнала к молодым, он писал: "Едва ли найдется более благородная профессия, чем наша — защищать Отечество. Военный моряк в моем представлении — патриот своего государства, хранитель готовый защищать в любых условиях, не щадя крови и самой жизни".

Умер Григорий Иванович 7 января 1995 года. Похоронен на Химкинском кладбище в Москве.

Григорий Щедрин избрал своей профессией одну из наиболее благородных – профессию защитника Родины, и продемонстрировал несомненный талант и прекрасные человеческие качества.

Почетный гражданин городов Туапсе и Петропавловска-Камчатского, в котором именем Щедрина названа площадь перед Домом офицеров флота. В Туапсе его имя носят СОШ №5 и одна из улиц города. В мае 2005 г. в Москве открыта памятная доска на стене дома, где длительное время проживал Щедрин.

В 1975 году подлодка «С-56» установлена на Корабельной набережной города Владивостока, став памятником славному её экипажу и музеем, где собран уникальный материал, посвящённый героизму советских моряков-подводников.



Щедрин Григорий Иванович       

Родители Г.И. Щедрина                

Г.И. Щедрин в юности                  

Подводная лодка "С-56"              

Г.И. Щедрин на подлодке            

Комментарии