Ижморский музей - ХранителиРодины.рф

история маленького провинциального музея

История музея начиналась так…

В 1955 году Порфирий (Перфилий) Наумович Соснин – участник Великой Отечественной войны, учитель истории, начал изучать историю Ижморского района, работая в школе, он сумел заинтересовать своей идеей молодых учителей и школьников. И начались походы и поиски, раскопки и находки, встречи с фронтовиками и их семьями...

Музей он замыслил создать как краеведческий: в нем должно было быть две экспозиции: природа, растительность и животный мир родного края, его культурно-этнографическое наследие и раздел истории Ижморского района, подвиги земляков в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

Создание музея для П.Н.Соснина стало оправданием перед памятью павших в годы войны. Музей нужен был всем живым, через него должно было осуществляться военно – патриотическое воспитание молодёжи. В нём следующие поколения должны были знакомиться со своей Родиной и также свято и чисто любить её, как Порфирий Наумович и его ученики.

Вместе с ребятами Соснин ездил по сёлам Ижморского района, записывал воспоминания и собирал материал. Им отвели маленькую комнату в бывшей конторе Ижморской МТС, затем из неё перевели в школу, в комнату размером 18 кв.м. Из-за перевозок и ненадёжной охраны были утеряны многие ценные интересные экспонаты: мушкет крымской войны 1854-1855 гг., боевой топор польской шляхты, завезённый ссыльными поляками, полный набор сибирских монет XVIII века и другие.

Накопилось экспонатов столько, что музей расширили до двух классных комнат. Силами ребят они были оборудованы. Музей посещали классами, приезжали ученики из школ всего района, посещали его учителя и родители. Экспонатов собралось столько, что стал вопрос о создании и открытии районного музея. Школе потребовалось помещение для школьной библиотеки, и музей был закрыт. Экспонаты убрали в одну маленькую комнату, которую засыпали доверху. Доступа к экспонатам не стало.

В сентябре 1978 года выделили одну комнату в музыкальной школе.

В 1981 году музей перевели в здание, которое было построено в 1936 году и подлежало сносу. Реставрировать здание власти района отказались.

На сессии Бюро райкома партии в ноябре 1982 года было принято решение о создании Ижморского краеведческого музея, выбран совет музея и определена концепция основных мероприятий по создания музея.

Но до 1985 года ничего предпринято не было. В марте 1985 года было предложено перенести все экспонаты в подвал райисполкома.

В мае 1985 года Соснину предоставили помещение в бывшем автогараже ДРСУ. Экспонаты расположили на столах и на полу. Даже при беглом осмотре обнаружили, что исчезли редкие экспонаты: буддийский наскальный храм эпохи Хан – уникальное произведение искусства китайского народа, найденное на улице Западной на глубине двух метров, и две бронзовые иконы из иконостаса XVII века, завезённые в Ижморский район старообрядцами-переселенцами.

«Кто будет нести ответственность за исчезновение экспонатов музея? Что я скажу тем, кто дарил экспонаты?» - писал в письме, сохранившемся в фондах краеведческого музея, секретарю Кемеровского обкома КПСС тов. Ермакову Н.С. Соснин П.Н. в марте 1986 года.

В 1986 году музей, наконец – то, открыли. Победу Порфирия Наумовича Соснина праздновал весь Ижморский район. Музей расположили в двухэтажном здании по ул.50 лет Октября 1а, где он располагался до 2009 года.

История не стоит на месте…

В 2009 году музей сменил адрес и перебрался в другое здание в центр посёлка Ижморский по улице Ленинская 88, был заново воссоздан и переосмыслен комплекс экспозиций музея. Особенностью созданного комплекса стало органичное сочетание экспозиций, взаимосвязь разделов выставки, их открытый характер – возможность оперативного обновления материалов, попытка представить экспозицию как своего рода сцену – театрализацию, осматривая которую посетитель может «попасть и стать частью жизни района того периода». Экскурсии стали частью театрализованного представления. Они дают возможность учащимся увидеть подлинные памятники материальной культуры, документы, а через них прикоснуться к прошлому, они в значительной мере конкретизируют знания и помогают по-новому увидеть и осмыслить исторические явления.

Музей развивается и меняется.

Комментарии