Пчеловод - удивительная профессия - ХранителиРодины.рф

История о мечте, которая внезапно стала реальностью на целых пятьдесят лет.

Пчеловод – редкая и удивительная в наше время профессия. В посёлке Запасной Имбеж Красноярского края проживает пчеловод со стжем работы более пятидесяти лет. Акулинчев Пётр Яковлевич в этом году отметил 80-летний юбилей, но опродолжает стоять у руля своего семейного дела. Вот его история.

Шёл 1968 год. Юный шофёр из Сибири Пётр Яковлевич Акулинчев со своим трехлетним сыном Анатолием приехали в гости к сестре на Кубань. На столе среди прочих угощений стояла мисочка с золотым, сладким и ароматным угощением – мёдом. Малыш Толя попробовал мёд и сказал: «Папка, как вкусно! Я бы всю жизнь ел мёд! Давай пчёл заведём!» Отец потрепал сына по головке, подкрутил свои усы и призадумался. Тогда он ещё не представлял, что посвятит пчеловодству всю свою жизнь. На обратной дороге он вспоминал, как сам ещё мальчишкой ел мёд. Их сосед по традиции пчеловодов угощал всех соседей мёдом с первой качки, давал по столовой ложке, едва хватало на хлеб намазать, но этот запах и вкус были невероятно восхитительными. За своей первой пчелиной семьёй пришлось ехать в соседнюю деревню – Хайдак (Красноярский край). Как говорит сам Пётр Яковлевич: «Понятия не имел, как с пчёлами работать, но очень любил сладкое. Мёд любил, но пчёл боялся.» Работал он тогда шофёром в Запасноимбежском совхозе, в свободное время, которого почти не было, столярничал. Ульи, магазины для них, рамки для сот - все необходимые инструменты делал сам, своими руками. Пришлось многому учиться, но Пётр был способным, целеустремленным и трудолюбивым человеком. Он выписал множество журналов и книг по пчеловодству, учился на своих ошибках, наблюдал, всё замечал, а рядом всегда крутился сын Толя.

В 1973 в Запасноимбежском совхозе была своя небольшая пасека, но хорошего пчеловода в ней не было. К тому времени у Петра Яковлевича уже имелся опыт и ему предложили должность совхозного пчеловода. В лучшие времена пасека насчитывала 140 семей, в неурожайные годы 79 семей, находилась пасека в д.Хайдак Партизанского района. Чуть позже главный пчеловод Пётр принял решение перевезти пасеку в более урожайное место и начал работать между деревнями Харина Заимка и Морская. План выполнялся на «отлично», хотя на пасеке работал только один Пётр Яковлевич, помогали ему сын Анатолий и жена Валентина. Совхозом в помощь был выделен на пасеку только один ночной сторож. Вставать приходилось рано, иногда ночами не спать, дел на пасеке всегда много. Мальчик Толя целыми летними днями крутил ручку тяжелой 24-рамной медогонки, падая с ног от усталости. Из-за дефицита не хватало тары для хранения меда – фляг, однажды пришлось переливать весь откачанный мёд в 500-литровую бочку. Отсутсвие конфет и сладостей в магазинах нисколько не удручало Анатолия, его любимое лакомство – распечатка от сот. Это тонкий слой воска, которым пчёлы закрывают соты в рамке, чтобы мед не вытек. Именно печатный мед считается вызревшим. Перед тем, как поставить рамку в медогонку, ее нужно распечатать, то есть специальной вилочкой снять аккуратно этот воск, иначе рамку разорвет потоком воздуха. В процессе качки можно жевать эту распечатку, так как на ней еще остается много мёда. Однажды, Анатолий, не глядя, взял распечатку и стал жевать, а на ней была пчела, которая больно его ужалила за язык, язык распух так, что не помещался в рот, а из глаз лились слезы. Но больничных для этой семьи никогда не было, поэтому Анатолий через два дня снова качал мед наравне со взрослыми и снова жевал распечатку, только уже внимательнее смотрел ее перед тем, как положить на язык! Пётр Яковлевич награждался множеством грамот и наград, которые, к сожалению, не сохранились, значение им не придавал, поэтому и не хранил.

В 1988 году совхоз развалился и совхозная пасека стала никому не нужна, тогда Пётр решил начать работать на себя. Опыт и здоровье позволяли, сын подрастал и уже многое умел и понимал. Стали работать вдвоем, на себя, так и появился мёд семьи Акулинчевых. К Петру начали приезжать начинающие пчеловоды с просьбами научить их этому ремеслу. Пётр Яковлевич охотно делился своими знаниями, давал рои для разведения семей. Однажды к нему приехал старый знакомый и припомнил ему, как тот боялся пчёл. На что, задетый Пётр Яковлевич предложил спор - соберёт пчелиный рой абсолютно голым, без пчеловодного халата и сетки! Это около 2000 пчёл, которые могут легко разозлиться и напасть. Но спор, конечно же, он выиграл. Обладая отличным здоровьем, крепкими руками, он отлично лазал по деревьям и легко снимал самые сложные рои с веток и даже верхушек деревьев. Работа на пасеке хоть и кажется сезонной, но приготовления к ней занимают весь год –осенью нужно пчёлам поставить рамки для кормления зимой, затем занести в зимовник (вес одного улья примерно 50кг.), перетопить воск, покрасить ульи, натянуть вощину на рамки. Весной вовремя вынести пчёл, приготовить пасеку, носить воду для расплода, следить за семьями, за воровством между ульями. Летом следить и собирать рои, высаживать новые семьи в ульи, убирать лишних маток, косить траву на пасеке, следить за чистотой всех помещений, качать мёд. Пётр никогда не боялся делать что-то новое, поэтому однажды рискнул вывезти пасеку в лес, на места с хорошим цветением, но внезапный дождь погубил все вывезенные семьи. Отец и сын Акулинчевы погоревали, но рук не опустили. Наоборот, начали работу ещё более активную и насыщенную. Через некоторое время на пасеке снова восстановилось прежнее количество пчелосемей. Анатолий к тому времени уволился с работы шофером и решил полностью посвятить себя пчеловодству. Дело есть у каждого, особенно в сезон качки – дымить дымарём, распечатывать рамки, крутить медогонку, сливать мёд в тары, уносить откачанные рамки и так по кругу целыми днями.

Случались, конечно, и неурожайные годы, когда зиму не переживали самые даже сильные семьи. Но любовь, забота и трудолюбие все равно берут верх и снова восстанавливаются пчелиные семьи и работа кипит. В 2020 году Петр Яковлевич отметил свой 80-летний юбилей и уже открыл 52-й пчеловодный сезон в своей жизни. Кажется, что он знает всё об этих полосатых насекомых и их жизни, но сам он утверждает, что никогда не скажет, что знает об этом деле абсолютно всё. До сих пор удивляется укладу и жизни пчелиных семей и что-то постоянно открывает для себя. Тонкостей в пчеловодном деле очень много, описать всё и книги не хватит. Но пчеловоды в один голос говорят, что мир пчёл, устройство пасеки и качка меда – удивительные и необычайно интересные процессы, их одежда пропитана восхитительным запахом трав, мёда и дыма. И после насыщенного трудового дня, аромат мёда, исходящий от медогонки, запах целебного прополиса на руках дают силы и энергию на такой же трудный завтрашний день. Иногда Петр Яковлевич и его 54-летний сын начинают спорить так, что пыль до потолка, опыт большой, знаний и наблюдений у каждого много, вот и отстаивают каждый свою точку зрения, они даже погоду на весь год могут предсказать по поведению своих подопечных.

Несмотря на солидный возраст, Акулинчев Пётр Яковлевич работает на своей пасеке целыми днями, строит планы по расширению, другую жизнь он просто не представляет, до сих пор не может сидеть без дела. Мёд Петра и его сына знают и любят не только жители п. Запасной Имбеж, но и жители г. Красноярска, постоянные покупатели приезжают и из северных городов края – Норильска, Дудинки. Покупатели знают, что качество этого меда и добросовестность продавцов проверена годами. Его характерный треск при наливании, плотность вызревшего мёда, и восхитительный золотой цвет ценятся настоящими знатоками мёда уже много лет. Подрастает правнук Пётра Яковлевича, ему пока 8 лет, но он очень хочет перенять опыт своего прадеда, уже умеет дымить дымарём, сжать новые семьи в ульи, крутить медогонку. Прадед охотно передает ему свои знания, рассказывает удивительные истории и надеется на продолжение своего дела уже в четвёртом поколении.







Комментарии