Новлянская школа в годы Великой Отечественной войны
Новлянская школа в годы войны, Новлянское, Ивановская область
Память о Великой Отечественной войне для нашего народа священна, и мы храним её, бережно передавая из поколения в поколение. Однако время неумолимо, и поколение героев уходит из жизни в историю: в книги, фотоальбомы, музейные экспозиции. Знаете ли вы историю своей школы? Может быть вам захочется ее узнать, прочитав о Новлянской школе в годы войны?
Введение
Память о Великой Отечественной войне для нашего народа священна, и мы храним её, бережно передавая из поколения в поколение. Однако время неумолимо, и поколение героев уходит из жизни в историю: в книги, фотоальбомы, музейные экспозиции. Сейчас на территории бывшего Новлянского сельского совета не осталось в живых ни одного ветерана Войны, с каждым годом всё меньше тружеников тыла. Но еще живы дети того страшного времени. Они помнят Войну не по кровавым сражениям, не по тяжелому колхозному труду, а по ярким, порой наивным, детским впечатлениям и ассоциациям. Война коснулась их краешком, вынудив рано повзрослеть.
В фондах нашего школьного музея хранится Книга записи учащихся Новлянской школы № 37 с. Новлянского Наволокского района Ивановской области и Книга движения учащихся 1940-1950-х гг. Контекстное исследование этих важных предметов музейной коллекции позволило восстановить списки учащихся 1941-1945 гг., выяснить, как сложилась их судьба, собрать и сохранить воспоминания о школьном военном детстве.
Целью работы является создание тематического раздела, посвященного «детям войны», в рамках музейной экспозиции «Поклонимся великим тем годам».
Для этого необходимо было решить следующие задачи:
1. Восстановить и актуализировать списки детей, обучающихся в 1941-1945 годах, по материалам Книги записи учащихся Новлянской школы №37 с. Новлянского Наволокского района Ивановской области и Книги движения учащихся 1940-1950-х гг.
2. Провести поиск людей по восстановленным спискам. Методом очного/телефонного интервью или с помощью переписки (по почте, электронной почте или в социальных сетях) зафиксировать воспоминания об учебе в Новлянской школе в 1941-1945 гг., собрать материал для экспозиции.
3. Обобщить и систематизировать собранный материал.
Основная часть
В годы Великой Отечественной войны Новлянская школа свою работу не прекращала. В 1941 году было принято в 1 класс – 19 человек, в 1942 г. – 6 человек, в 1943 году – 25 человек, в 1944 году – 40 человек . Эти сведения взяты из Книги записи учащихся Новлянской школы № 37 с. Новлянского Наволокского района Ивановской области и Книги движения учащихся. Данные книги пронумерованы и прошнурованы за подписью директора школы Пеньковой Евдокии Петровны.Сделав выборку из книги записи учащихся, мы получили списки детей по классам, а также количество детей, обучающихся в 1941-1945 годах.
В ходе поисковой работы удалось побеседовать с теми пожилыми людьми, которые хорошо помнят школу в годы войны. У одних мы взяли интервью лично, другим написали письма, с третьими связались по телефону и интернету. Своими воспоминаниями об учебе во время войны поделились Ланцова (Лагерева) Елена Сергеевна, Клюева (Матыскина) Галина Алексеевна, Горячев Адольф Дмитриевич, Балякина (Жалченко) Нина Ивановна, Олюшин Виктор Емельянович, Горелова (Лебедева) Маргарита Александровна, Забагрина (Феофанова) Инна Михайловна, Уварова Надежда Сергеевна. Все они люди преклонного возраста, о годах обучения в школе в годы войны вспоминали с теплотой, хотя война и украла их детство.
Школа обучала детей из окрестных сел и деревень: Новлянское, Савитово, Георгиевское, Суворово, Рупосово, Спиридово, Высоково, Семеновское, Караваиха, Заболотье, Антипиха. Интерната при школе не было, дети ежедневно ходили домой пешком. Некоторым приходилось проходить немалые километры. Для примера, от Новлянского до Суворова – 7 км. Детям разрешалось оставаться ночевать при школе. Они сами готовили себе еду из тех продуктов, которые приносили из дома. Другие дети жили у родственников или знакомых в Новлянском. Вот как об этом вспоминает Клюева (Матыскина) Галина Алексеевна (она дочь учителей, работающих в годы войны в нашей школе): «Дети ночевали в том доме, где жила уборщица и где была большая печка. Этот дом сохранился. Ребята приносили или привозили из дома продукты и сами готовили. Поскольку я жила рядом, бывала там ежедневно, а ещё мама (учитель Клюева Екатерина Степановна) по вечерам читала им что-нибудь из нашей библиотеки или они вместе пели. У нас дома тоже жили дети: Люся Сажина-Сергеева, ещё при папе тоже всегда у нас кто-нибудь жил. Помню Колю Кульпова, его брата Борю, Балясина Борю из Погорелицы» .
Дети в первый год войны мало понимали, какая беда свалилась на их родину, на их семьи. Из письма Ланцовой (Лагеревой) Елены Сергеевны, которая пошла в 1 класс в 1943 году: «О войне я узнала от Бори Лебедева. Я шла по селу, а он навстречу, Говорит: «Ленк, война началась». Я его спросила: «А что это такое?». Он сказал, что сам не знает. Потом узнали…»
Провожая своих отцов на фронт, дети не понимали, почему плачут матери и бабушки, куда уезжают их отцы. Вот как о проводах на фронт рассказывает Забагрина (Феофанова) Инна Михайловна: «Впереди ехала телега, за ней шли призывники и провожатые, буквально всё село от мала до велика. Провожали до Савитова, потом наши отцы садились на телегу, а провожатые возвращались домой в Новлянское. Всю дорогу плакали» . Горелова (Лебедева) Маргарита Александровна помнит, что отца на фронт провожали до Савитова и он нёс её на руках всю дорогу .
В трудные военные годы обучение было испытанием и для детей, и для учителей. Учебников и тетрадей не хватало. По воспоминаниям Клюевой (Матыскиной) Галины Алексеевны, «сестра Алиса, которая пошла в школу в 1941 году, писала на страницах старых журналов «Агитатор» между строк. А тетради выдавали ученикам, которые хорошо учились, в качестве поощрения» . По словам Гореловой (Лебедевой) Маргариты Александровны, «писали, кто на чем мог, на старых газетах и журналах, уже использованных тетрадях» . Это же подтверждает и Забагрина (Феофанова) Инна Михайловна: «Писали на старых книгах, тетрадей было очень мало» .
В 1942 г. в Новлянское из Ленинграда приехала семья Олюшиных: мать и двое детей. Вот как пишет об этом Олюшин Виктор Емельянович в письме от 02.12.2016 г.: «Мы – моя мама, сестра Надя (она старше меня на 5 лет – 1932 г. рождения) и я – приехали в Новлянское из Ленинграда, в котором пережили очень тяжелое время блокады до августа 1942 г. В феврале 1942 г. умерла от голода моя младшая сестра Люда и, когда стала возможной эвакуация, мы в августе 1942 г. через г.Горький, Кинешму прибыли в с.Новлянское, где жила мамина сестра Николаенко Александра Ивановна и ее дочка Нина… Я пошел в первый класс Новлянской школы в сентябре 1944 г. и учился во 2 классе до 9 апреля 1946 г…. Школа произвела на меня впечатление светлого дворца, где много света, чистота, замечательный двор у школы» . У Виктора Емельяновича Олюшина сохранились документы, подтверждающие его обучение в Новлянской школе: табель оценок за 1 класс и справка об обучении в нашей школе за подписью директора Пеньковой Евдокии Петровны. По табелю оценок можно судить о том, какие предметы преподавались в годы войны в начальных классах: чтение, письмо, чистописание, арифметика, рисование, пение, а также выставлялась оценка на поведение. После войны семья Олюшиных вернулась в Ленинград.
Замечателен тот факт, что Виктор Емельянович Олюшин стал известным нейрохирургом, одним из организаторов школы нейроонкологии в Санкт-Петербурге. В письме от 12.11.2016 г. он пишет: «Я очень благодарен Новлянской школе, которая открыла мне дверь в большой мир. Благодарен своим первым учителям, своим родным Балякиным, которые нас приютили, и всем жителям Новлянского, которые так по-доброму относились к нам» .
По словам большинства опрошенных, питание детей в школе не было организовано, а вот Балякина (Жалченко) Нина Ивановна утверждает: «Нас кормили супом из опят. Ложки носили с собой» .
В годы войны в школе было очень холодно. По воспоминаниям Гореловой Инны Павловны, «шел военный 1944 год, когда я, молодая учительница, переступила порог школы. Школа показалась мне очень красивой, хотя в самой школе было холодно, с топливом было плохо, отопительная система была испорчена» . В письме от 03.02.2016 г. Клюева Галина Алексеевна пишет: «Всё плохое забылось. Например, как дикий холод в школе, когда замерзали чернила в «непроливашках», и мы сидели в пальто» .
Ярким воспоминанием «детей войны» было проведение новогодней елки в школе. Вот как пишет об этом Клюева (Матыскина) Галина Алексеевна: «Новый год. Ёлка. Она всегда была роскошной, настоящей. Гармонист – единственный Боря Лапшин. Мы – снежинки в марлевых платьях - кружимся и поём: мы белые снежиночки спустилися сюда. С нами учителя. И вдруг всем подарки в уборочных корзинах: булочки из настоящей муки без добавок, а запах... Пекла их Анастасия Павловна Верещагина. Помню, как украшали ёлку, клеили цепочки из цветных стружек, получалось очень нарядно» . Даже в годы войны учителя старались сделать для детей праздник и подарки – булки из муки без примесей, которым особенно радовались голодные дети.
В годы войны дети не только учились, но и работали. Вот как об этом вспоминает Балякина Нина Ивановна: «В свободное время помогали колхозу, собирали колоски, теребили лен, собирали черную смородину в колхозном саду» . Порой, работали больше, чем учились, из-за этого оставались на второй год или совсем бросали учебу. Подросткам надо было помогать своим семьям, заменяя ушедших на фронт отцов. Горячев Адольф Дмитриевич вспоминает: «Учиться мне пришлось мало, ушел работать в колхоз вместе со своими ровесниками. Делали всё, что было необходимо: пахали на быках, боронили, косили, помогали на фермах, заготавливали дрова. Было не до учебы» . В Книге движения учащихся за 1940-50–е г.г. часто можно встретить запись: «Ушел работать в колхоз из 6 класса» .
Дети, как и взрослые, конечно же, ждали писем с фронта. В личном архиве Клюевой Галины Алексеевны сохранились письма ее отца Клюева Алексея Григорьевича, учителя Новлянской школы, который погиб на фронте в 1944 г. Письма написаны дочерям Алисе и Галине. Вот одно из них от 28.04.1944 г., адресованное Алисе, которая училась в 3 классе: «Привет Алечка! Письмо твое получил и спешу ответить. Очень рад, что твои дела идут хорошо, что ты здорова, как и я. Учись хорошо и дальше, смотри, чтобы у тебя были только отличные оценки или как у вас теперь – только «5», ну иногда разрешаю и одну «4» . Или еще одно письмо другой дочери: «Привет моей маленькой птичке Галочке! Как ты живешь мой милячок? Что делаешь? Наверное стала большая и умная, папка приедет весной и не узнает свою Галку. Расти, милая, будь умной, скорей тогда фашистов прогоним. Целую крепко, крепко. Твой папка» .
Заключение
Дети военной поры прошли через трудное детство. У них всё было по-другому: нелегкая дорога в школу, холодные классы, нехватка учебников и тетрадей, голод, тяжелый труд после уроков, гибель отцов на фронте. Ребята рано повзрослели, но сегодня, будучи уже пожилым людьми, часто вспоминают о тех далеких годах, когда закалялся их характер. Примеры из военного детства, кроме собственно исторической ценности, могут быть полезны также в процессе современной воспитательной работы в школе.
Комментарии