Дом, где жили Лермонтов и Бэла - ХранителиРодины.рф

Что хранит старинная усадьба в Шелковском районе Чечни? В селе Парабоч Шелковского района Чечни в самом старинном здании республики находится литературный музей Лермонтова. Здание 1760 года – бывшее поместье родной сестры бабушки Лермонтова. В этой усадьбе среди гор и лесов поэт гостил в детстве. Здесь он наполнялся силой Кавказа, узнавал людей и истории, которые легли в основу многих его произведений.

Бабушка и внук

Летом 1818 года к двухэтажному дому усадьбы в окружении живописного леса подъехала арба. Из него вышла дородная женщина в дорожном платье с четырёхлетним мальчиком. Это будущий великий поэт России – Михаил Лермонтов и его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она привезла болезненного внука лечиться на Кавказские минеральные воды и заехала в Парабоч в гости к своей родной сестре – Екатерине Столыпиной.

Екатерина Алексеевна замужем за отставным генерал-майором русской армии Акимом Васильевичем Хастатовым, владельцем шёлковой мануфактуры и имения в Парабоче, которое за красоту окружающей природы называют «земным раем».

Мануфактура, которой владеет Хастатов – первый в России завод по производству шёлка-сырца, построенный в 1718 году по указу Петра I дедом Акима Хастатова – Сафаром Васильевым. Разводить тутового шелкопряда пригласили специалиста из Венгрии по фамилии Порабоч. От него и пошло название селения – Парабоч, которое сохранилось до сих пор. Название района хранит память о том, что здесь делали шёлк. Кстати, в древности здесь пролегал Великий шёлковый путь.

Влюбился в Кавказ

- Из Дагестана караванная дорога шла по территории Чечни, непосредственно через Шелковское, а также недалеко от того места, где впоследствии была заложена крепость Грозная, – рассказывает . – А вот, что пели гребенские казаки от имени одушевлённого ими Терека.

Лермонтова Светлана Темирбулатова, первый директор литературного музея

«И хазары, и авары

Пили мои сладки воды,

Пили его даже греки,

Скифы, гунны и маджары,

Орда сильна половецка

И монголы, и татары,

И славяне не раз с битвы

Ко мне в гости приходили

И, воды моей напившись,

Благодарны уходили….».

Маленький Мишель влюбляется в здешнюю природу, культуру, самобытность кавказских народов, впитывает нравы и фольклор местных жителей: горцев, кумыков, терских казаков.

Уезжая в столицу, он тоскует по горному краю. Вот, что пишет он другу, находясь в Петербурге: «Я здесь по-прежнему скучаю… ученья и манёвры производят только усталость. Если ты поедешь на Кавказ, то это, я уверен, принесёт тебе много пользы физически и нравственно. Не знаю, как у вас, а здесь мне после Кавказа всё холодно, когда другим жарко».

Прототип Максим Максимыча

В 1837 году, когда Лермонтова выслали на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта», он вновь приезжает к Хастатовым. Его дядя Аким Акимович, по мнению лермонтоведов, прототип Максим Максимыча, поведал Михаилу о своем романтическом приключении.

«Аким рассказал, как влюбился в юную красавицу-кумычку по имени Бэла и по горскому обычаю похитил её. Эта история легла в основу романа «Герой нашего времени».

Настоящая Бэла тоже полюбила своего похитителя, но дальше платонической влюблённости дело не зашло. Девушка, понимая, что отец не даст разрешение на брак, вернулась домой и осталась жива. В одной из комнат поместья она провела три месяца», – рассказывает Светлана Темирбулатова.

Хранительница

Светлана Батиевна давно уже на пенсии. В августе 2019 года ей исполнилось 75 лет. Сейчас музей возглавляет её дочь Рената, но Светлана Батиевна будто срослась душой со своим детищем и неотделима от него.

А ведь, когда ей было 16, ничего не предвещало, что она станет музейщицей, хранительницей памяти всемирно известного поэта. Разве что, участвуя в художественной самодеятельности медучилища, где Светлана осваивала профессию фельдшера, она исполняла песню Бэлы из одноимённого спектакля по произведению Лермонтова.

А в 1967 году, когда она заведовала ФАПом в одном из чеченских сёл и туда приехал с гастролями Чеченский драматический театр, в одной из комнат ФАПа расположили гримёрку знаменитой тогда в Чечне актрисы театра Зулейхан Багаловой, исполнявшей в числе других и роль Бэлы.

С рвением истовой поклонницы Светлана начала собирать всё, что могла найти об актрисе, спектакле, театре. Затем увлеклась историей Чечни, Кавказа и творчеством писавших о нём классиков. До сих пор она хранит многочисленные вырезки из газет, журналов, книги, театральные афиши.

- Мама выписывала по 25 изданий одновременно. Не было такого журнала или газеты о культуре, театре, истории, которые не приходили бы к нам домой. Они не помещались в почтовый ящик, почтальон приносила тяжёлые стопки к нам домой.

Рената Хамдиева, дочь Светланы Батиевны, директор литературного музея Лермонтова в ЧР

Вторая жизнь здания

В 2006 году, спустя почти 250 лет со времени постройки обветшавшее имение, ни разу не видавшее ремонта, отреставрировали по поручению главы республики Рамзана Кадырова. На средства регионального общественного фонда имени Героя России, первого Президента ЧР Ахмата-Хаджи Кадырова усадьбу привели в порядок, сохранив дух XIX столетия. Здесь разместили литературный музей Лермонтова – филиал национального музея Чеченской Республики.

Когда встал вопрос, кого назначить руководителем, – не было сомнений, что это должна быть Светлана Темирбулатова, известная в культурных кругах как человек с богатейшим багажом знаний о Кавказе и Лермонтове. Учёные в своих исследованиях не раз прибегали к собранному ею за многие годы архиву.

В литературный музей Лермонтова в Парабоче устремились посетители со всего мира. Известные учёные-лермонтоведы, побывав здесь и прочувствовав среду, которая вдохновила классика на создание бессмертных произведений, возвращаются сюда вновь и вновь.

В комнате, где останавливался Лермонтов, когда приезжал к Хастатовым, есть русская печь с лежанкой, где он отдыхал. Хранится здесь и часть огромного дуба, росшего на берегу речки Валерик. Лермонтов описал вековое дерево в стихотворении «Валерик» о кровопролитной битве русских с горцами, в которой участвовал сам. Сейчас от дуба осталось только внушительных размеров корневище.

Обстановка усадьбы: мебель, утварь, костюмы, ковры, – всё это воспроизводит убранство домов, которые Лермонтов видел, бывая на Кавказе. Вещей, принадлежащих самому поэту, здесь немного. Но в этом доме он жил, любил, размышлял, прогуливаясь по саду и соседнему лесу, впитывая аромат горных трав и журчанье ручьёв. Здесь он влюблялся в Кавказ, здесь зарождался в нём великий поэт.

Комментарии