Чехов, Сонька, Сахалин - ХранителиРодины.рф

Уникальную коллекцию первый музей первой столицы острова Сахалин Александровска-Сахалинского несколько раз воссоздавал с нуля.

Александровск-Сахалинский – сегодня небольшой районный центр, затерянный посреди острова на берегу Татарского пролива. Население, как у среднего по российским меркам посёлка – около 10 тысяч человек. Однако музей, который местные называют главной жемчужиной городка угольщиков, явление уникальное. Он старейший на Дальнем Востоке, прошел несколько перерождений, его коллекция стала основой областного краеведческого музея. Сегодня в фондах историко-литературного музея «Чехов и Сахалин» примерно 20 тысяч экспонатов и среди них предметы с неповторимой судьбой, а история самого музейного комплекса больше похожа на детектив.

Основанный каторжанами

Основанный в 1869 году Александровск-Сахалинский один из немногих населённых пунктов с «царским» именем, который в советские годы не был переименован. Видимо, советская власть решила, что названный в честь царя-освободителя Александра II, при котором был положен конец крепостному праву в России, может носить его имя и дальше.

Александровский пост на берегу Татарского пролива появился благодаря залежам угля. Ещё в XVII веке, когда первые русские казаки-землепроходцы Москвитин и Поярков добирались до устья Амура, они видели на горизонте за морем полоску неизведанной суши. Местные аборигены объясняли им на своём языке – это, мол, «Сахалян ула анга хата», что в переводе означает «Чёрные камни в устье реки» (Амура). Так и закрепилось за крупнейшим российским островом название Сахалин.

Те самые «чёрные камни» дали после экспедиции Геннадия Невельского в середине позапрошлого века старт интенсивному освоению Сахалина. В местечке Дуэ, под нынешним Александровском, уголь выходил прямо на поверхность. Российский флот тогда начал переход от парусников к пароходам, и это месторождение было кстати.

– Но в Дуэ, где начались угольные разработки, место было непригодным для сельского хозяйства. Вот и присмотрели в 6 верстах к северу место в долине на слиянии двух речек. Население стало расти. Людей на Сахалин российское правительство пыталось завлечь при помощи беспрецедентных льгот: мужчин полностью освобождали от воинской обязанности, а все члены семьи освобождались на три года от уплаты подушной пошлины. Но вольных переселенцев на остров набралось только около 800 человек. Потому и решено было по примеру той же Англии, которая усилиями заключённых освоила целый континент – Австралию, развивать Сахалин за счёт каторжан.

Темур Мироманов, директор историко-литературного музея «Чехов и Сахалин»

Одним из центров Сахалинской каторги стал Александровский пост. При этом каторжане могли за счёт хорошего поведения и исполнения распорядка за короткий срок переходить в положение ссыльных, а затем и вольных, строили дома, заводили хозяйство.

С именами сосланных на Сахалин «политических» заключённых Пилсудского, Штернберга, Миролюбова связано открытие первого на острове музея. Сделали это они в 1896 году по инициативе тюремного врача Лобаса, чиновника Поддубского, собрали уникальную коллекцию из жизни сахалинских аборигенов.

Правда, в 1905 году во время Русско-Японской войны Александровский пост был захвачен японцами, а всю коллекцию они разграбили и увезли к себе на родину. По итогам мирного соглашения Сахалин тогда поделили пополам. Александровск остался на российской части. Там вновь воссоздают музей. Но в 1920-м японцы опять оккупируют город, как и всю северную часть острова. Все экспонаты музея были отправлены в Японию.

После того, как по итогам Советско-Японской войны 1945 года весь Сахалин был освобождён, коллекцию из Александровска переводят в середине 50-х годов прошлого века в Южно-Сахалинск. Там был создан областной краеведческий музей. И только благодаря усилиям общественников, среди которых был Илья Георгиевич Мироманов, в 1967-м музей в Александровске-Сахалинском воссоздаётся с нуля.

Чем ценна ложка Чехова

Во всём мире насчитывается только 8 музеев, посвящённых в той или иной степени великому русскому писателю Антону Павловичу Чехову. Один из них в Александровске-Сахалинском. Одно время считалось, что он даже расположен в доме, где жил и работал Чехов во время своей жизни тут, где он собирал материал знаменитой книги «Остров Сахалин».

– Это оказалось мифом. Мы изучили исторические документы и доказали, что дом, где располагается наш музей принадлежал хорошему сахалинскому другу Антона Павловича Карлу Ландсбергу. Чехов часто бывал тут, обедал. Но дом, где он жил в свой сахалинский период, был снесён в советские годы, когда шла в Александровске борьба со следами наследия каторги.

Темур Мироманов

В коллекции александровского-сахалинского музея есть три вещи, которыми стопроцентно при жизни пользовался Чехов: его носовой платок, дорожный саквояж и ложка.

– Про эту ложку Чехов писал: однажды мы были на шахте Макарьевской и пили там чай. Бывший купец Бородавкин, сосланный сюда за поджог, вытащил из кармана ложку и, обтерев об штаны, протянул её мне. В результате чего я окончательно испортил себе сердце и дал себе слово на Сахалин больше не ездить, – приводит воспоминания Чехова директор музея.

Есть в коллекции и некоторые другие вещи, которыми мог бы пользоваться Чехов в свой период жизни на Сахалине. Например, знаменитое пенсне. Его подарила музею вдова племянника Чехова – театрального художника Сергея Михайловича Чехова. С их семьей был очень дружен дедушка Темура Мироманова. Однако со стопроцентной гарантией подтвердить, что это именно то самое пенсне, в котором Чехов запечатлён на фотографиях, музейщикам пока не удалось.

Сонька Золотая ручка

Ещё один широко известный персонаж, который привлекает внимание к музею в Александровске-Сахалинском – знаменитая аферистка Софья Блювштейн. Её помнят под её воровским прозвищем «Сонька Золотая ручка». Именно в Александровске она отбывала каторгу после разоблачения, суда, побега, нового суда.

– Я помню, как с дедушкой Ильёй Георгиевичем Миромановым мы обходили дома ещё живших в 60-е годы бывших каторжан. Они прекрасно помнили Соньку Золотую ручку или мадам Соню, как они её называли, показывали место, где стоял её дом на улице Рельсовой. Там она жила до самой японской оккупации в 1905 году. Софью Блювштейн запомнили, как маленькую некрасивую женщину с жуткой бородавкой на лице. Но она обладала каким-то магическим влиянием на мужчин. Когда её первый раз поймали и поместили в Смоленский каторжный централ, она через три дня умудрилась очаровать сына начальника этого централа и бежала.

Темур Мироманов

Пыталась устроить побег Сонька Золотая ручка и с Сахалина. Она переоделась в солдатскую форму. Её поймали на мысе Погиби, где самый узкий пролив между островом и материком, и можно на лодке доплыть до другого берега.

– Здесь её после побега поместили в каторжную тюрьму. Но даже находясь там, она умудрилась организовать ограбление и убийство местного купца. Её долго допрашивали, применяли наказания. Но доказать ничего не смогли. Хотя все знали, кто именно организатор. Надо отметить, что Софья Блювштейн была единственной женщиной, которую били кнутом, которую заковывали в кандалы и помещали в каторжную тюрьму. В России такие меры к женщинам-заключённым официально не применялись.

Темур Георгиевич

Сахалинская каторга всё-таки смирила Соньку Золотую ручку. В конце концов её перевели на поселение. О том периоде жизни Софьи Блювштейн сохранились фотографии в фондах музея «Чехов и Сахалин».

– И эти фото вовсе не из уголовного дела. Понимаете, Сонька Золотая ручка стала популярной уже при жизни. Со всей страны на Сахалин приезжали фотографы, чтобы сделать её снимок и потом продавать в качестве открыток. Она жила уже на вольном поселении в посту Александровск. Её вызывало тюремное начальство. Софью Блювштейн переодевали в тюремное платье, выводили к наковальне и якобы заковывали в кандалы. Фотографы всё это снимали, потом печатали открытки и на всех станциях почтовых продавали их.

музейщик

Такая «открыточная» популярность сыграла с Золотой ручкой злую шутку. Отбыв всё наказание на Сахалине, она решила перебраться на материк. Попыталась было обосноваться в Приморье, но местные жители, насмотревших открыток, тут же сдали Соньку полиции как опасную преступницу. В общем, решила Софья Блювштейн вернуться на Сахалин. По одной из версий она там и похоронена, по другой, воспользовавшись японской оккупацией в 1905 году, уехала в Японию, а оттуда в Америку. Какая из них верна, история умалчивает.

Рассказывает директор музея Темур Мироманов, внук человека, который стоял у истоков возрождения музея в 1967 году:

– Мой дед, Илья Григорьевич Мироманов, учитель русского языка и литературы, всю жизнь увлекался Чеховым. Он возглавлял музей с момента его воссоздания и до самой своей смерти. Тогда, в 1988, я уже закончил исторический факультет и тоже увлекался Чеховым, как и вся наша семья. Местные музейные работники предложили мне продолжить дело моего деда и возглавить музей. За эти тридцать лет удалось создать на месте единственного здания целый музейный комплекс. Дело своего деда я продолжаю.

И сегодня развитие комплекса продолжается. В планах у музейщиков воссоздание еще двух зданий характерных для Сахалина времен Чехова. В первую очередь, планируют дополнить комплекс пожарной частью, которую часто упоминал в своих трудах Чехов. Кроме того, тут появится здание детского приюта, где развернется композиция, посвященная сахалинским детям и подросткам.

Как найти

ГБУК "Историко-литературный музей "А. П. Чехов и Сахалин"
694420, г. Александровск-Сахалинский, ул. Чехова, 19.

Комментарии