«Я гуляла по войне» - ХранителиРодины.рф

Муста-Тунтури в переводе с саамского означает «чёрная гора». Это единственное место, где фашисты не смогли пересечь границу СССР

Полуострова Рыбачий и Средний – одни из самых красивейших мест на Кольском полуострове. Невероятные рассветы и закаты, гранитные скалы, обласканные студёным Баренцевым морем. Это место силы. Силы и воли советских воинов. В Великую Отечественную здесь шли ожесточённые бои за каждую высоту. По сей день под ногами, в ягеле, находят гильзы. Когда-то эти сопки были белыми от человеческих костей.

«Закапывались в скалы»

Стараниями Юрия Александровича Кобякова и других неравнодушных северян это место стало музеем под открытым небом.

- В 90-е годы на полуострове Средний, недалеко от Кольской сверхглубокой скважины, был посёлок Геологов, там я и обосновался. Это место находится у подножия хребта Муста-Тунтури, где проходили ужасные бои. На сопках лежали останки воинов, мы их стали перезахоранивать вместе с военными, мурманчанами.

А после развала СССР положение резко ухудшилось, в лихие 90-ые годы музей под открытым небом был спасён неравнодушными людьми. Потом здесь поставили три часовни: Александра Невского – у сопки с погранзнаком, по центру полуострова Среднего – Георгия Победоносца и на батарее Поночевного – Андрея Первозванного. Всё это входит в музей под открытым небом.

Юрий Кобяков, создатель и хранитель музея

Муста-Тунтури в переводе с саамского означает «чёрная гора». Это единственное место, где фашисты не смогли пересечь границу СССР.

- Все люди, побывавшие на хребте Муста-Тунтури, спрашивают меня: «Как же наши здесь воевали?». Вот так и воевали. Муста-Тунтури, по моему глубокому убеждению, сакральная зона. Это земля, освоенная поморами и нашими земляками, не пустившими дальше самый отборный горно-егерский отряд.

Юрий Кобяков

А ведь лучше подготовленных войск в фашистской Германии не было. В неимоверно трудных условиях наши воины выстояли и в 1944 году во время Петсамо-Киркенесской операции вышвырнули их с Севера. Здесь есть место, где фашисты за всю Великую Отечественную не смогли перейти государственную границу.

- 1200 дней и ночей фашисты от страха закапывались в скалы, строили железобетонные доты. Я всё это показываю гостям. Все под впечатлением. Люди получают мощный заряд энергии, множество эмоций. Я знаю это со слов тех, кто к нам приезжал, потому что все благодарности записаны в журнале. Одна девушка написала мне: «Я гуляла по войне. Я смотрела войну. Она у меня под ногами была кучами гильз, осколков, колючей проволокой. И всё это я видела собственными глазами». Я всегда вспоминаю, что люди говорят.

Юрий Кобяков

От Сахалина и Нарьян-Мара

В одном из маленьких домиков посёлка Геологов, у подножия Муста-Тунтури, 15 лет назад был открыт музей обороны полуостровов Рыбачий и Средний. Здание музея построено под открытым небом, вокруг такой вид будто бы только вчера закончилась война.

Здесь в гильзах находили записочки павших воинов. В музее есть всё, чтобы показать людям, что такое Великая Отечественная война. Как были подготовлены фашисты, какое у них было обеспечение. Всё-всё можно посмотреть и потрогать. Есть бутылки из-под вина, пива, банки тушёнки.

Можно увидеть, в чём были одеты горные егеря: башмаки, грунтозацепы, чтобы лазить по ледникам. Ну и, конечно, масса листовок, которые фашисты разбрасывали над нашей территорией в агитационных снарядах. На стене перечислены все опознанные погибшие советские бойцы – более 3,5 тысяч имён.

Сегодня сюда приезжают гости от Сахалина до Калининграда и от Нарьян-Мара до Одессы. Были и японцы, и французы, и немцы, и чехи, и эстонцы, и литовцы, и австрийцы. Чаще всего школьников интересуют каски, боеприпасы, старое оружие и личные вещи бойцов. Особенно дорога хранителю музея крышка от котелка нашего разведчика Александра Бакина. Это очень трагическая история.

Крышечки с историей

29 марта 1943 года сводный отряд Александра Юневича был высажен десантом на южное побережье Мотовского залива, занятое фашистами. Отойдя от берега полтора километра, разведчики попали в засаду, и двое суток эти отважные краснофлотцы бились в окружении противника с превосходящими силами 138-го горно-егерского полка.

На подмогу им отправился десант Кравцова, он должен был их прикрывать. Но фашисты об этом прознали и устроили им горячую встречу. Кравцов не оказал помощи Юневичу. Были вызваны торпедные катера, чтобы снять десантников, но и они к берегу подойти не смогли. Все воины отряда Юневича погибли, дважды вызвав огонь на себя. В живых остались только Бакин и Соломонов, который год провёл в плену.

Во время боя Александра Бакина ранило разрывной пулей, у него отказали ноги, в дальнейшем он передвигался только на локтях. Второе ранение он получил от удара штыка в спину, когда фашисты ходили по полю боя и добавили наших разведчиков.

Превозмогая адскую боль, Бакин спустился к Мотовскому заливу, в ближайших камнях нашел брёвнышки и доски, связал их брючными ремнями, лег на импровизированный плот, и приливом его понесло. Сначала он пытался грести руками, но они быстро окоченели, тогда он сдался на милость судьбы. Обмороженного и без сознания его выбросило к своим. Так вот найденная спустя год, как он ушёл из жизни, крышка с подписью «Бакин» сегодня хранится в одной из школ Мурманска. Но в музее имеется и ещё одна крышечка с историей.

- Это крышка от бочки, которую мы подняли со дна озера. Таких бочек на Муста-Тунтури, с немецкой стороны, валяется очень много, но ни одной крышки за 50 лет мы никогда не находили! Фашисты крышки эти предусмотрительно собирали и сдавали.

А эта бочка, видно, упала в озеро, и всё. В ней было топливо для фашистских огнемётов, на Муста-Тунтури очень много стояло стационарных огнемётов, они заправлялись топливом, которое поставляли, знаете кто? Соединенные Штаты Америки. Но это не разглашалось, ведь получается они работали на два фронта. А сейчас эта крышечка хранится у меня.

Юрий Кобяков

Фигурка мальчика

Есть в музее ещё один экспонат, дорогой сердцу хранителя, – фигурка мальчика. Однажды здесь нашли вырезанную из полена, которым печки топили, статуэтку. Видно, австриец до войны был хорошим художником и сильно тосковал по своему сыну.

Маленький музей у подножия хребта Муста-Тунтури держится на энтузиазме хранителя, которому и самому-то уже под 80 лет, а также на пожертвования путников, приезжающих сюда со всего мира, чтобы поклониться этому удивительному месту.

Как найти

Из Мурманска надо доехать до посёлка Старая Титовка, оттуда по дороге на полуострова Средний и Рыбачий. В одном из домов посёлка Геологов открыт Музей обороны полуостровов Рыбачий и Средний. Координаты 69.642468, 31.892420.

Мурманская область

Комментарии