Коми-зырянские традиции тюменской глубинки - ХранителиРодины.рф

Среди русских и татарских деревень Ялуторовского района Тюменской области затесались три населенных пункта коми-зырян. Покинуть обжитые края западной части Урала, Яринский и Усть-Сысольский уезды Вологодской губернии, согласно истории, их заставил неурожаи и голод. Разрешения поселиться в Тобольской губернии общине пришлось ждать три года. Местные татары не хотели уступать свои земли. 7 июля 1844 года коми-зырянам разрешили обосноваться на берегу Тобола от Юрт Чечкинских до Юрт Новоатьяловских.

Ремесленники и земледельцы

На новом месте переселенцы жили дружно, со­блюдали традиции своего народа в одежде, в постройке домов. Как правило, их жилье был высокое, на подклетях с довольно большими сенями. Конюшни были двухэтажные, на верхнем ярусе которых размещён сеновал. Добротными были и изгороди, сооруженные из брёвен наподобие прочной и высокой стены. Такие заборы до сих пор можно встретить в Ивановке.

Коми-зыряне, поселившиеся в Ялуторовском районе, были искусными ремесленниками. Они производили уголь, смолу и дёготь, валяную и кожаную обувь, бондарные изделия и телеги, льняные и шерстяные ткани. Всё это делали не только для себя, но и на продажу. Недалеко от Ивановки до сих пор сохранились остатки так называемой Пашков Вань пачь, там в советские годы производили смолу и деготь. Хорошо было развито у коми и ткачество. Старожилы и сегодня умеют прясть и ткать довольно сложные узорные ткани из льняного и шерстяного волокна.

– Эти ремёсла, вместе с земледелием и разведением скота обеспечивали довольно высокий уровень жизни. По словам старожилов, в коми деревнях практически не было лаптей, вся деревня ходила в кожаной обуви.

Надежда Пунегова, директор музея

Съезжие праздники

Национальные костюмы коми были яркими. Рубахи из тонкой льняной ткани красиво расшиты, широкие юбки сарафанов завязывались на поясе или лямками через плечо. Сегодня старинные наряды мало сохранились, в быту их практически нет, как и являющихся неотъемлемой частью коми костюма фартуков и бабаюров – головных уборов, напоминающих по виду русские кокошники. В быту этих вещей практически не осталось. Увидеть часть из них можно в музее: женские домотканые юбки, рубахи, мужские штаны, детские платья рубашечного покроя. Многие из этих вещей были найдены хозяевами случайно. Например, хозяева убирали тряпки, которыми затыкали вентиляционное отверстие в подполе дома, а там оказывалось детское платьице или разбирали старую подушку и находили внутри мужские штаны (дöра гач).

Чтобы сохранить традиционную культуру, коми-зыряне на новом месте устраивали «съезжие праздники». Жители деревень Ивановка, Малые и Большие Тихвин, Старой Александровки приезжали друг к другу в гости, чтобы вместе отметить важное событие. Например, на Рождество собирались в Ивановку, на Крещение – в Большой Тихвин. Это позволяло почувствовать себя единым народом, спеть песни и частушки на родном языке.

С ударением на первый слог

Сохранение культуры своего народа было важно, ведь обжившись на новом месте, коми начали терять свои традиции и обычаи. Их сохранением и воссозданием занялись в «Историко-краеведческом музее» Ивановской средней школы. Более тридцати лет назад учитель литературы, «Отличник народного просвещения» Ворсина Людмила Фёдоровна начала по крупицам собирать историю своего села. Помогал ей участник Великой Отечественной войны Попов Василий Ефимович.

Сегодня музей – это место притяжения туристов не только со всей области, но и из других регионов. Не раз здесь были гости из республики Коми. Помимо экспозиций, посвященных истории коми-зырян, в музее есть интерактивные занятия. Например, посетители могут сшить национальную куклу, сделать обереги и поиграть в старинную игру «Шег». На языке коми она звучит, как «шегьясьэм» и возникла от слова «ыж шег», что означает надкопытные суставы передних ног овец. Играют хорошо вычищенными высушенными косточками этих животных. Чаще всего «Шег» был любимым занятием мальчишек, но по праздникам поиграть в него любили и взрослые мужчины. А в Рождество начинался настоящий бум, кости кидали всю святочную неделю. Дело в том, что играть в другое время крестьяне боялись из-за суеверия, считалось, что в хозяйстве могут выродиться овцы.

Также туристы могут стать первоклассниками и сесть за парту для изучения языка коми. Чтобы не утратить его, в селе создали коми-разговорник. Говор зырянок отличается мелодичностью. По певучести разговора ивановцев узнают в любом селе района. Все слова у зырян имеют ударение на первый слог. И совсем нет предлогов, зато есть послелоги. И букв в алфавите не 33, а 35

Сохраняет традиции коми и фольклорная группа «Зыряночка», которая исполняет более 30 песен на коми языке, собирает обряды, игры коми и знакомит с ними гостей. Сегодня население коми в Тюменской области составляет около 800 человек, поэтому сохранение национальной культуры и традиций для них очень важно.

Как найти

Музей коми-зырян находится по адресу: Тюменская область, Ялуторовский район, с. Ивановка, улица Новая, 2а. Тел.: 8 (34535) 92-1-31.

село Ивановка Ялуторовский район Тюменская область

Комментарии