История храма Покрова Пресвятой Богородицы села Горный Щит - ХранителиРодины.рф

Первые упоминания

Впервые Покровская церковь села Горный Щит упоминается переписи населения 1695 года.

«Въ 1709 году бунтовавшие тогда Башкирцы грабили русские селения въ нынешней Пермской губернии; они раззорили 25 июня и село Верхний Уктусъ и сожгли находившуюся в немъ Покровскую церковь и часовню; крестьяне иные были перебиты и взяты въ пленъ Башкирцами, иные разбежались в другие места. Селение запустело. Татищев, въ первое управление свое Уральскими заводами, въ 1721 году, готовясь строить большой железный заводъ на реке Исети, где ныне Екатеринбургъ, заложилъ, для защиты от нападений Башкирцевъ, какъ этого предполагавшагося завода, такъ и ранее существовавшаго Уктусскаго завода, укрепление на месте прежняго с. Верхняго Уктуса, назвалъ его Горнымъ Щитомъ и поселилъ тутъ некоторое число драгунъ Уктусской роты» [Чупин Н.К: 1873, с. 395]. В июне 1721 года Татищев в письме Сибирскому губернатору князю Черкасскому писал: «И понеже оное место Горный Щитъ лежитъ на большой и способнейшей изъ России въ Сибирь дороге…» [Чупин Н.К: 1873, с. 396].

Доказательство существования церкви, построенной в крепости, находим в том же словаре Чупина Н.К.: «В начале 1726 года Тобольский митрополитъ Антоний назначилъ было къ достроенной тогда церкви в Екатеринбурге священника изъ Ялуторовскаго острога (нынешняго города Ялуторовска)Федора Иванова. Но, по желанию екатеринбургскихъ жителей и по просьбе Геннина, это назначение было изменено: въ Екатеринбургъ определенъ съ Невьянскаго завода протопопъ Феодосий, а Федоръ – въ Горный Щитъ. Судя по этому, тамъ в 1726 году была уже церковь» [Чупин Н.К: 1873, с. 396].

Еще одно весомое свидетельство представлено в сборнике «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Свидетельства Святого праведного Симеона верхотурскаго Чудотворца», составленном в 1902 году: «…для удовлетворения религиозныхъ потребностей жителей вскоре была построена новая деревянная церковь, освященная 22 Февраля 1726 года» [Св. Праведный Симеон верхотурский Чудотворец: 1902, с. 90].

На страницах «Епархіальныхъ ведомостей» за 1886 год находим «грамоту Митрополита Тобольскаго и Сибирскаго Антонія», в которой представлены «матеріалы для Покровской церкви, что въ Горномъ Щиту».

«Божіею Милостію Антоній Митрополит Тобольскій и Сибирскій - Екатеринбургскаго ведомства закащику Камышевской слободы, Георгіевской церкви, священнику Льву Кочневу. Прошедшаго февраля 27 д. сего 1744 г. нашему архіерейству въ присланном, отъ тебя, закащика, доношенія объявлено сего-жъ года феврали 16 дня, в поданномъ тебѣ къ заказным, дѣламъ Екатеринбургского-ж вѣдомства, Горнаго Щита церкви Покрова Пресвятыя Богородицы, церковнаго старосты Никиты Прокопьева съ прихожены доношеніи написано: прошлаго 1742г. генваря дня били челомъ оные горнощитскіе обыватели антесессору нашему Преосвященному Митрополиту о застроеніи въ ономъ Горнощитскомъ селе на погорѣвшемъ мѣстѣ вновь церкви во имя Покрова-жъ Пресвятыя Богородицы и о дачѣ на оное строеніе архіерейской благословенной грамоты и по той-же ихъ просьбе отъ Его Пр-ства благословенная грамота дана, по которой де оная церковь и заложена, а ныне де уже и въ совершенное окончаніе строеніемъ приведена и ко освяіценію въ готовности…».

Далее в грамоте изложена настоятельная просьба о том, чтобы в церковь были назначены дьякон и пономарь, возвращены «священные церковные сосуды и антиминсъ и протчая де церковная утварь», находящиеся в «Уктускаго заводу въ Никольской церкви на престоле для сохраненія».

Сообщается, что «въ том Горнощитскомь селѣ при показанной Покровской церкви коли-ко приходских дворов, и в нихъ мужеска и женска пола душь въ наличіи находится, такожъ и къ содержанію священно-церковно-служителёй пашенная и сѣнокосная земля имъ, церковно-служителям во владѣніе опредѣлена-ль была или на мѣсто того денежною или хлѣбною ругою давано и колико того имянно и чем, они подлинно довольствовались и не было-ль имъ какого себѣ оскудѣнія».

В грамоте детально изложено, каким должен быть престол в заново строящейся церкви: «чтобъ въ той Покровской церкви престоль построенъ былъ въ указанную мѣру, а именно: въ вышину аршин шести, в длину аршин осьми, в ширину аршин четырех вершков». «Накрѣпко» приказывалось, чтобы в священники и в причетники назначены были желающие добрые и неподозрительные люди. Писана эта грамота «лѣта Господня 1744 г. марта 6 дня. У сей грамоты наша архіерейская при подписаніи гласной нашей руки благословенная печать. На подлинном подписано собственноручно: Антоній-Митронолитъ Тобольскій и Сибирскій».

Понадобилось несколько лет для того, чтобы это прошение было удовлетворено. «Горнощитская Покровская церковь и въ 1748 г. не была освящена, такъ какъ присланный антиминсъ не былъ подписан Митрополитомъ Антоніемъ». Лишь в 1750 году отец Калиновский сообщил Митрополиту, что церковь «совершенно окончена строеніемъ, снабжена церковного утварью и что прихожане выбрали во священники къ Покровской церкви дьячка, Средне-Сергинскаго Г. Демидова завода, церкви Сошествія св. Духа, Тимофея Кучина, который былъ отправленъ въ Тобольск вмѣстѣ съ антимиіісомъ какъ для подписанія послѣдняго, такъ и для посвященія Кучина въ санъ священника».

В Клировой ведомости Покровской церкви села Горнощитского Екатеринбургского уезда за 1809 год читаем: «в Покровской церкви служит священник Дмитрий Гаряев. Ему 46 лет. Он читает, поет только с очками уже хорошо, к церкви прилежен. Младший его сын 11-летний Агафангел обучается грамматике, арифметике и пению, читает и пишет не худо. Три дочери воспитываются хорошо, обучаются вышивать, вязать, прясть, шить… Дьячок Иван Ляпустин, и его сын пономарь Александр нигде не обучались, имеют состояние небогатое, скотоводство необширное и частицу для пропитания своего семейства хлебопашества. В семействе еще четверо маленьких детей. Формально горнощитский приход – сельский, фактически же часть здешних прихожан – рабочие государственного мраморного завода… Церковный староста: крестьянин Семен Воронин, 60 лет. «По малопросвещению своему, хотя иногда и недоумеет, но к церкви человек усердный и поведения доброго».

Сто лет простояла церковь – 14 февраля 1828 года церковь сгорела.

6 апреля 1828 года церковный староста Петр Григорьевич Бочкарев написал «прошение начальству екатеринбургских заводов» Осипу Самсоновичу Осипову. В нем говорилось о необходимости строительства в селе Горный Щит новой каменной церкви, предполагалось, что из казны екатеринбургских заводов (заводских капиталов) будет выделена необходимая сумма - десять тысяч рублей.

14 апреля 1828 году был издан приказ, согласно которому заводскому архитектору – Михаилу Павловичу Малахову - было предписано разработать план каменной церкви в Горнощитском селении.

17 января 1829 года Малахов напишет (орфография автора соблюдена): «В сходность предписание горной конторы от 14 апреля 1828 года за номером 4871 непременные работники и многие другие избрали из Высочайше Апробированной книги церковных фасадов для постройки каменной церкви в их селении план и фасада значащийся в оной книги под за номером V, прося прибавить к оной церкви колокольню с фасадом под номером XVIII , каковой план под литерой «А» по общему их желанию и начерчен мною когда смета оному вышла в 49779 рублей и 30 копеек, то вторично они обернулись с просьбой расположить план сходно прежней деревянной сгоревшей церкви уверяя, что для их селения она была достаточна, а потому вновь сочиненной план таковой с фасадом под литером «Б» и сметою в 32151 рубль и 76 копеек таков прежне ими выбранный и начерченный при сем на благорасcмотрение в главную контору имею представить с уведомлением. Место, назначенное ими на постройку оного храма мною осмотрено и грунт земли, оказался плотноглинястый на двух же аршинной глубине с мелким щебнем, а потому к сооружению на оном месте прочной церкви сомнения нет, свидетельство о сём им тогда же отдано» [там же].

Проект храма Покрова Пресвятой Богородицы

Заметим, проект Покровской церкви – единственный сохранившийся проект, подписанный рукой Малахова.

Поэтому 6 июля 1829 года вышел Указ Горной конторы сократить смету на постройку каменной церкви с 32151 рублей 76 копеек до 21112 рублей 57 копеек. Возникла необходимость составить новый план и смету. Их доверили составить архитектору Пермского горного правления Ивану Ивановичу Свиязеву.

18 марта 1830 года новый проект был одобрен Епископом Пермским и Екатеринбургским. Далее последовало разрешение на строительство храма по смете, составленной И.И. Свиязевым в 1829 году. Появилось предписание, в котором говорилось, что «наблюдение за постройкой каменной церкви поручено титулярному советнику архитектору М.П. Малахову», на материалы и сооружение храма горным ведомством была выделена сумма в размере 10 000 рублей [там же].

Было принято решение построить храм на ровной обширной площади, расположенной посреди села Горный Щит.

Каменная одноэтажна церковь, существующая и поныне, была заложена 21 мая 1830 года. Строительство церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы было начато 21 мая 1830 г. и завершено в 1837 году.

Св. Праведный Симеон верхотурский Чудотворец оставил потомкам подробное ее описание. «В начале въ ней было два престола: одинъ – в передней части въ честь Покрова Пресвятыя Богородицы» [Св. Праведный Симеон верхотурский Чудотворец: 1902, с. 90]. Этот престол был освящен 10 июня 1837 года. Второй престол находился в трапезной части, освящен «въ честь Св. равноапостольныхъ царя Константина и царицы Елены» 14 июля 1834 года [там же]. В 1878 году этот престол был упразднен «вследствие тесноты въ церкви въ зимнее время и устройства прохода для всехъ въ Покровский храмъ чрезъ пономарския двери придельнаго храма, который после того былъ соединенъ съ главнымъ и составляетъ теперь съ нимъ одно неразделенное ничемъ помещение» [там же].

Этот факт подтверждает и Его Преосвященство Преосвященнейший Митрофан, Епископ Екатеринбургский и Ирбитский в своем Дневнике: «В 1878 г одинъ изъ этихъ престоловъ былъ упраздненъ и теперь церковь эта стоить однопрестольною. Въ текущемъ году храмъ внутри ремонтированъ. Стены его украшены иконописью и орнаментами» [Его Преосвященство Преосвященнейший Митрофан, Епископ Екатеринбургский и Ирбитский 1912: с.2].

Храм окружала каменная ограда с мраморными столбиками и железной решеткой. Внутри по периметру ограды росли пихтовые деревья.

Воспоминания о селе и храме можно найти не только в «Географическом и статистическом словаре» Чупина Н.К.: «Горный Щитъ или Горнощитское село въ Екатеринбургском уезде, къ юго-западу отъ города, на речке Уктусъ (правый притокъ Исети), верстахъ трех отъ ея начала, верстахъ въ осьми отъ праваго берега Чусовой и въ 11,5 верстахъ отъ леваго берега Исети» … «Село довольно большое: въ 1860 году въ нем считалось 220 домовъ, жителей 1285 (въ томъ числе 597 муж. И 688 женск. Пола). Одна каменная церковь» [Чупин Н.К: 1873, с. 395].

Свидительства Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка

Значимы для современников и потомков и свидетельства нашего земляка, писателя, Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка.

«Горный Щит - довольно большое село, раскидавшее свои избушки по берегам мелкой речонки, в которой летом буквально было курам по колено… Издали еще виднелась высокая белая каменная колокольня. Церковь в Горном Щиту была новая, но построена по-старинному, в два этажа, - в нижнем помещалась теплая, зимняя церковь, а в верхнем - холодная, летняя» [Мамин-Сибиряк 1987: 400].

Нужно заметить, что церковь в Горном Щите никогда не была двухэтажной, изначально была двухпрестольной! Неточность в воспоминаниях нашего земляка могла быть связана с тем, что очерк «Отрезанный ломоть» создавался писателем уже в зрелом возрасте.

В своих воспоминаниях «Из далекого прошлого» писатель посвятил своему деду Семену Степановичу целую главу, так и назвав ее «Дедушка Семен Степанович». «Маленький Мистус, как звал его дед, приехал в Екатеринбург в епархиальное училище. Впервые надолго покинувший родной дом в Висиме, остро чувствующий свое одиночество среди чужих, он бросился в Горный Щит за утешением и поддержкой. И нашел их там» [там же]. Так что храм села Горный Щит можно считать и литературным памятником. А по мнению краеведа Лукашина церковь в Горном Щите является и историко-мемориальным памятником, т. к. Мамин-Сибиряк, безусловно, сам бывал и молился в ней.

Около церкви, как и сейчас, расстилалась зеленой полянкой большая площадь, а «в дальнем ее конце стоял низенький деревянный домик, глядевший на мир божий своими маленькими оконцами с каким-то старческим добродушием. В отличие от наших заводских построек этот уютный домик был крыт не кровельным тесом, а сосновыми драницами. Это и был домик дедушки Семена Степаныча» [там же]. Дед писателя служил в храме дьяконом.

Интересны и другие факты, связанные с бытом тех лет, потому что они неразрывно связаны с жизнью церкви, с церковной службой.

«Главная особенность дедушкина домика … заключалась в том, что в нем не было книг... Были книги богослужебные, разрозненные тома какого-то духовного журнала - и только. О газете не было и помину. Меня это страшно удивляло, и когда я приставал к дедушке с расспросами на эту тему, он с улыбкой отвечал:

- А для чего мне книги?

- Да ведь скучно без книги? А из газет вы бы знали все, что делается на свете...

- Ну, у нас отец Вениамин читает и все расскажет, что случится. Он все у нас знает...» [там же].

Роль священника, настоятеля прихода, на Руси всегда играла важнейшую и духовную, и нравственную роль. Ему же отводилась функция учителя, наставника, просветителя.

«Впоследствии я разыскал в кладовой какие-то необыкновенные синие рукописи, переплетенные в тома. Это были семинарские сочинения дедушки, писанные на латинском языке. Он учился в ту пору, когда в семинариях царил этот язык и семинаристы свободно не только писали, но и вели диспуты по-латыни» [там же].

Знаменитый внук оставил подробное своего дедушки. «Это был небольшого роста очень крепкий мужчина, фигуру которого портил только как-то смешно округлившийся живот, и мне, когда я был маленьким, казалось, что у него под подрясником спрятан арбуз, вообще что-нибудь круглое. Красивое русское лицо Семена Степаныча с небольшой русой бородкой и строгими серыми глазами, точно светлел от каждой улыбки. Он оставался неизменно спокойным, с какой-то строгой ласковостью в обращении, и каждое его слово имело вес» [там же].

Интерьер дома, домашний уклад – еще одно важное свидетельство традиций и культуры ушедшей эпохи. «Внутри домик дедушки состоял всего из двух комнат: кухни и собственно горницы. Кухня на одну треть была занята русской печью: Она служила и передней, и столовой, и приемной для не особенно важных гостей» (подобная кухня воссоздана в музее школы № 142).

Спали, как это было принято в русских селениях, на полатях. «Обоев тогда не полагалось, и стены прямо по штукатурке окрашивали охрой или медным купоросом… Горница была втрое больше кухни и разделена зеленой ширмой на две половины, за ширмой была спальня дедушки и его гардеробная. Обстановка была самая скромная: простая деревянная мебель и маленький письменный столик в виде залавка, который заменял дедушке бюро, письменный стол и несгораемый шкаф. На столе лежали разные церковные деловые книги. Дедушка писал гусиными перьями и засыпал написанное мелким песочком. Полы были крашеные, и по ним шли домотканые дорожки из разноцветного тряпья. Ламп… не полагалось, а по вечерам сидели с сальными свечами, что не составляло особенного неудобства, потому что долго "сумерничали" и ложились спать рано» [там же].

Церковь в селе Горный Щит...

Церковь в селе Горный Щит прослужила ровно 100 лет. 10 июня 1837 года был освящен престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в августе – сентябре 1938 года церковь закрыли.

В эти 60 лет церковь была сначала зернохранилищем, затем клубом. Об этом узнаем из заявления членов церковной общины (Колкутина В.Н. – председателя, Захарова Е.П. – старосты, Гвоздевой А.С. – казначея, Политовой Л.М. – председателя ревизионной комиссии). Оно адресовано председателю по управлению городским имуществом «тов. Рябцеву А.Н.». Строки заявления - свидетельство трагедии, пережитой Россией в годы массовых репрессий. «В 1938 году по приказу вышестоящих руководителей были закрыты церкви. Не обошли стороной и нашу церковь. С церкви сняли кресты, купола, колокола. Изъяли церковные ценности, а что могло гореть жгли на кострах около церкви» (см. Приложение 1.1.). Отметим, лишь некоторые из икон уцелели, их спасли прихожане, только через 60 лет иконы были возвращены в храм.

Прихожанка храма Ольга Андреевна Девятова – очевидец закрытия храма. В 1937 году ей было 9 лет. Она вспоминает, как на ее глазах снимали колокола, как голосили женщины, как разносили иконы по домам. Одну икону унесла домой мать Ольги Андреевны. Теперь эта икона снова находится в храме. Часть утвари увезли в Ново-Тихвинский монастырь, находящийся на Елизавете.

В семейном архиве Девятовых сохранилась фотография последнего священника Покровской церкви отца Михаила. Сделана она во время похорон старшего брата Ольги Андреевны, который умер от тифа, бушевавшего в Горном Щите в то время.

На похороны пришли мальчики - друзья брата Ольги Андреевны. Учителя запретили приходить на похороны, зная, что там будет священник. Но мальчишки не смогли не проститься со своим другом. Все эти ребята погибли во время Великой Отечественной войны.

В доме Девятовых после закрытия церкви по большим праздникам проходили домашние службы. Их организовывали три сестры-монашки из Ново-Тихвинского женского монастыря. Несмотря на то, что церковь была закрыта, жители Горного Щита ездили в Ивановскую церковь на богослужения, крестили там своих детей.

«В годы войны служила как зернохранилище. В 1955 переоборудовали в совхозный клуб. Внутри окна замурованы. Иконную роспись забелили и закрасили масляной краской» (см. Приложение 1.1.).

Прискорбно, к 90-ым годам 20 века здание церкви было существенно изменено. Нарушена кровля. Вместо звонницы - пологая крыша, вместо алтаря – сцена, в престоле - зрительный зал, в притворе - раздевалка и касса. Утрачены колокольня, завершение купола. Разрушены паперть, северный и южный входы. Серьезно пострадали стены, особенно стены прямоугольной апсиды. Убранство храма полностью утрачено, в частности, позолоченный иконостас. Практически не подлежат восстановлению росписи стен и сводов: свод храмовой части сильно закопчён. Практически полностью отсутствуют элементы окружающего благоустройства, от наружной ограды остались лишь столбы ворот. Решетка разрезана на секции и унесена. Полностью утрачены 50 мраморных вазонов, стоящих на столбах ограды.

В 1991 году в селе Горный Щит пущено в эксплуатацию новое, современное здание Дома культуры. С этого времени храм опустел. Поэтому-то «жители поселка Горный Щит и близ населенных деревень решили восстановить для богослужения православной веры данную церковь, тем самым сохранить светлую память тех, кто создавал и строил ее. А также увековечить как историческую ценность для будущего поколения» (орфография, пунктуация, грамматический строй речи сохранены) (см. Приложение 1.1.).

Вместе с первым заявлением сделано и второе о возвращении «поповского деревянного дома»: «Совместно с церковью просим бывший поповский деревянный дом, который построен вместе с церковью на народные средства и находится напротив церкви через дорогу… Когда церковь будет действовать, будет нужна площадь для священнослужителя» (см. Приложение 1.2.).

С этого момента и началось возрождение храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Горный Щит. Долгим и трудным был этот путь.

14 декабря 1992 года члены церковной общины обратились к Архиепископу Екатеринбургскому и Курганскому Мелхиседеку открыть в селе церковь. Высочайшее разрешение было дано 25 декабря 1992 года.

С 1 марта 1993 года у прихода началась новая жизнь. И снова, как в далеком 1830 году, на восстановление храма собирались деньги с простых жителей, с индивидуальных предпринимателей. Люди в выходные и после работы своими силами восстанавливали храм.

17 апреля 2011 года храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы стал объектом культурного наследия Свердловской области.

Итак, история горнощитского храма очень длинная и сложная. В ней отразились все важные и радостные, и скорбные страницы истории нашего Отечества.

Комментарии