Тоншаевский край – с нас начинается тайга! - ХранителиРодины.рф

Узнай где похоронен Святогор, что нельзя делать в марийских священных рощах, по чему марийцы больше обращаются к тёмному богу Кереметю?

Природа края

Современный Тоншаевский район расположен в междуречье Вятки и Ветлуги, это самый северо-восточный и удалённый от областного центра район: от Нижнего Новгорода до Тоншаево около трёхсот километров. Именно с нашего района начинаются южнотаёжные леса с богатым животным и растительным миром. Лес дает не только древесину, но и много грибов, ягод, ценных лекарственных трав. Характерна растительность — это кустарнички, такие как черника, голубика, княженика, брусника, травы, мхи и лишайники. В хвойных лесах травяной растительности может не быть совсем, только мхи и лишайники. На болотах растёт клюква, морошка и багульник, тут же обитают ужи и гадюки.

В глухих местах обитает бурый медведь, по гарям, болотам и поймах лесных рек живёт лось, труднодоступных густых лесах охотится рысь. Лесные вырубки и опушки леса являются местом обитания волка, лисы, зайца. Завезенные из Америки ондатры расселились по лесным речкам и болотам, в лесах живут уссурийские енотовидные собаки. Влажные широколиственные леса в поймах рек предпочитают кабаны. В хвойных лесах и дубравах обитают белки и их враги - куницы. В лесу, в поймах рек и около болот обитают хорьки, норки, горностаи. В лесных речках и мелководных озёрах селятся бобры, водяные крысы, вороны, галки, совы, ястребы, коршуны, зимородки, утки, журавли, цапли, чайки. Во время перелётов останавливаются на отдых гуси и лебеди.

В хвойных и широколиственных лесах, березняках обитают сойки, рябчики, тетерева, глухари, вороны, корольки, щуры, снегири, дикие голуби, чечётки, свиристели, неясыти, дятлы, сычи; в светлых рощах селятся скворцы, синицы, воробьи, дрозды.

Кроме того, местные водоёмы населяют рыбы: язи, караси, лещи, пескари, щуки, лини, краснопёрка, плотва, окуни. Многочисленные земноводные (красно книжный Сибирский углозуб), и насекомые, обитающие здесь в больших количествах, служат пищей не только рыбам, но и некоторым животным и птицам.

Полезные ископаемые района представлены залежами глины, торфа, песка, гальки и гравия. Глубоко в недрах земли есть небольшие запасы нефти и газа. В старину на одной из речек велась кустарная добыча в небольших количествах золотого песка, а по местным легендам в начале прошлого века несколько человек находили крупные золотые самородки.

История Тоншаевского края интересна и таит в себе до сих пор много загадок, что большей частью связано с его географическим положением. Почти все поселения располагаются на территории Марийско-Вятского увала, на холмистой возвышенности, проходящей по территории современной Республики Марий Эл, Кировской области и севера Нижегородской области.

Издревле возвышенности и реки использовались как дороги, так что земли Тоншаевского края стали в древности своеобразным перекрёстком дорог с севера на юг по увалу, с запада на восток по рекам (по Унже в Ветлугу, по Пижме в Вятку). Первые найденные поселения на территории Тоншаевского района относятся к VIII-X векам и характерны для финно-угорских народов. Но по найденным в 1961 году нескольким шлифованным каменным топорам с проушинами в пойме реки Ошмы, и остаткам глиняной посуды с характерным для позднего неолита орнаментом у деревни Плащенер, можно предположить о поселениях на территории нашего района в III-II тыс. до н.э.

Святогор

Сохранились в районе предания о великане – богатыре Святогоре (Онар – мари.), высыпавшем во время остановки из своих сапог землю, в следствии чего возникли два больших холма. По другому преданию раненый Святогор возвращался домой в Железные горы и решил отдохнуть: сложил доспехи и оружие в одну сторону, а сам лёг рядом. Во сне Святогор умирает от ран, время и ветер сделали своё дело – появляются два огромных холма; позднее на одном из них возникла священная марийская роща «Грозная», а рядом с другой русская деревня Богатыри. Часто над двумя холмами видна радуга, не даром мари называют радугу в старинных легендах Воротами Онара.

Верования мари

Марийцы были язычники и поклонялись силам природы, обожествляя всё необъяснимое в окружающем их мире. Мифы марийцев одновременно близки к мифам удмуртов, и мифологии мордвы; сильным было воздействие тюркских традиций, развивавшихся уже под влиянием ислама в Волжской Болгарии и Золотой Орде, а позднее христианских мотивов.

Богов насчитывалось 77: столько же было на земле языков и народов, целебных трав, перечисляемых в заговорах, и т. п. У богов есть помощники, у них имеется свой «чиновничий аппарат». Не все боги обладают равными правами, кто-то может спорить даже со всевышним. Верховный бог, как главный, следит за порядком среди национальных богов, разрешает споры и противоречия, возникающие между ними. Кроме богов, человека окружает множество духов. Они везде – в подполье дома, на чердаке, под печкой, в хлеве, в бане. Каждого надо угостить, задобрить, попросить о чем-то.

Поклонялись марийцы своим богам в священных рощах-мольбищах. Марийские священные рощи — уникальные историко-культурные и ландшафтные памятники народа мари. Так только в Тоншаевском районе 22 природных объекта охраны регионального значения. Располагаются они обычно недалеко от деревни на возвышенностях посреди полей в виде зелёного островка.

В центре рощи располагаются почитаемые деревья, возле которых устанавливаются своеобразные алтари, устроенные из жердей, покрытых пихтовыми лапами; разводится огонь. Священные рощи в сознании верующих марийцев выступают посредниками людей в общении с божествами и Богом «Ош Поро Кугу Юмо» (добрый великий светлый Бог), символизируют устремленность народа к миру вышнему. Эти почитаемые рощи, по мнению марийцев, выполняют важную роль связующего звена между земными и небесными мирами. Марийцы рассматривают священную рощу как сакральную территорию, в пределах которой возможен контакт человека с Богом.

В качестве посредника в общении людей с Богом в священных рощах выступают специально выбранные деревья «онапу» (дерево-господин или место, где восседает гость—господин), возле которого совершается моление с жертвоприношениями домашних животных и птиц.

В роще было запрещено пасти скот, ломать ветки и рубить деревья, посещать эти места без необходимости и т. д.

Особо почитались березы и дубы, ведь они выросли на местах праха человека, усыновленного верховным богом и убитого Кереметом, младшим братом бога. За все прегрешения бог спустил Керемета на землю. Вот почему главный религиозный ритуал у мари посвящался именно Керемету. Бог далеко на небе, а Керемет рядом, на земле.

Древняя история края

В средневековье марийские племена, проживавшие на территории нашего района, долгое время находились под номинальным контролем Великого Новгорода, Галича Северного, с середины XV века Казанского ханства. Только лишь после взятия Казани в 1552 году Тоншаевский край окончательно входит в состав Российского государства.

Сохранились легенды об этом периоде, как несколько раз марийцы покидали насиженные места из-за шедшего большого войска. Но есть предания, что некоторые марийские рода давали отпор захватчикам, уничтожая группы вражеских войнов и даже крупные отряды.

Ош Пандаш – Суртан

Далеко известна легенда об Ош Пандаше – Суртане (Белая борода - султан) – Никите Ивановиче Бай-борода, марийском князе (кугузе), одному из 12 легендарных обожествлённых героев народа мари. Кугуз марийских земель Ош Пандаш в верховьях реки Ветлути в середине XIV века пытался создать марийское княжество, одновременно платя дань Золотой Орде и Галичскому княжеству. Сначала Бай-Борода вместе с семьёй принял христианство и выдал дочерей за русских вельмож, затем с помощью золотоордынских войск добился прекращения выплаты дани Галичскому княжеству. Позднее правда потерял большую часть своих земель и вынужден был скрываться в глухих тоншаевских местах, где и был захоронен в Ромачинской роще.

Ирга

Другим героем марийских легенд стала девушка Ирга, искусная охотница, метко стреляя из лука и ловко орудуя острогой. Жила с дедом, ухаживала за ним, вела домашнее хозяйство. Однажды Ирга в лесу увидела большой отряд разбойников и предупредила об этом односельчан, большая их часть укрылась в глухом лесу. Ирга, помогая старикам, не успела укрыться сама и была поймана, подвергнута издевательствам и пыткам. Отважная девушка не выдала своих соплеменников, за что разбойники повесили её на высокой сосне. По легенде, мужчины поклялись отомстить разбойникам, они настигли их и всех перебили.

Мари и «черемис»

Ещё одной местной особенностью является деление местных мари на марийцев и черемис, которые в большинстве источников считаются синонимами. Для большинства местных марийцев понятие «черемис» является оскорбительным. Среди тоншаевских мари есть этому объяснение – легенда о «черемисах», лесных войнах, непобедимых. По преданию, когда Великий царь покорил большой город, часть защитников вместе с семьями бежала, не желая покоряться. Пришла на Тоншаевские земли большая орда, почти все марийские племена бежали испугавшись, но часть осталась, дожидаясь удобного случая. Вскоре среди незваных гостей началась какая-то болезнь, приведшая к гибели значительной части пришлых и ослаблению остальных. Этой ситуацией и воспользовались оставшиеся мари. Они перебили всех мужчин и стариков, а женщин и девочек взяли насильно в жёны. Именно потомки этих «лесных войнов» и пришлых женщин являются «черемисами». Мы можем только предположить, что пришлая орда - это бежавших казанцы от Ивана Грозного. Частичным подтверждением этого служат раскопки в середине 80-х годов ХХ века в деревне Большие Ашкаты и часть местных мари со смуглым цветом кожи, тёмными волосами и карими глаза.

Ещё долго на территории современного Тоншаевского округа шли большие и малые столкновения и сражения, это подтверждается археологическими находками мечей и сабель, наконечников копий и стрел, железными ядрами и большими свинцовыми пулями.

Навеки с Россией

Фактически полноценное вхождение в состав российского государства произойдёт лишь в правление Петра Великого. Первое письменное упоминание о Тоншаевском крае мы найдём только в 1685 году в «Книгах черемисских бортных «ухожаев» Яранского уезда», где упоминаются деревни Ромачинского конца: Ошкаты, Луга, Ромачи, Одошнур, Ирга, Ошары, Тоншайкова, Ошма... Позднее появится Армачинскую (Ромачинская) волость Яранского уезда.

Роль церкви

Начинается христианизация местного марийского населения. В середине XVIII началось постепенное заселение волости русским населением, а с увеличением численности населения и перетаскивание территорий нашего района в разные губернии: Казанская, Вятская, Костромская, Нижегородская. Это переподчинение осложнило решение общегосударственного вопроса – христианизации местных марийских общин. Хотя формально все местные жители были крещены ещё при Петре Великом, но своей церкви так и не было построено. Ранее священники приезжали на проведение служб с Вятской епархии, но территории передали в Ветлужский уезд Костромской губернии.

Таким образом возник казус – административно волость подчинялась Костроме, а духовно Вятке. Несколько лет уйдёт на урегулирование данного вопроса, дойдёт даже до столичного Святейший правительствующего Синода. Итогом станет переподчинение Костромскому епископату и скорейшее строительство каменного храма на территории Армачинской волости. После новых разбирательств было принято решение о строительстве церкви на берегу реки Пижмы в Тоншаево. Со строительством церкви в начале XIX века в Тоншаево, растёт значение села как духовного и торгового центра волости. В 1807 году храм Николая Мерликийского села Тоншаева упоминается уже как действующий, а село становиться административным центром волости.

Штрафные гренадёры

Ещё одной легендой нашего края стала истории о роте штрафных гренадёров, отправленных в ссылку в Армачинскую глухомань после участия в каком-то восстания против матушки императрицы. Потомков императорских гренадёр мы можем до сих пор видеть среди высоких, широкоплечих представителей местных мари.

«Ветлужский летописец»

Об этом периоде истории родного края мы узнаём и большей частью утраченных записей «Ветлужского летописца» автора «Ковчега Ветлужской старины» старосты храма Николая Мерликийского села Тоншаева Захара Солоницына (1783–1853 гг.). В Тоншаевском музее сохранились несколько листочков, написанных по-церковнославянски, очень красиво и грамотно. Это все, что осталось от творческого наследия Захара Степановича, исследователя истории лесного Заветлужья.

Централизация власти

В правление Николая I был проведен ряд новых реформ, итогом одной из которых, стало создание 1 января 1841 года Государственной Тоншаевской волости Ветлужского уезда Костромской губернии. Другим итогом стало проведение ряда мер по упорядочению управления государственными крестьянами. В 1843 году в Тоншаеве был открыто сельское приходское училище – первое образовательное учреждение на территории района. На свободные земли вновь стали привлекать государственных крестьян льготами, а иногда и ссудами. Особое внимание правительство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялись посадки картофеля. Эти реформы приведут ко второй волне русского заселения тоншаевского края, в основном переселенцами с вятской земли.

Массовый рост населения в волости привёл к строительству нового каменного храма в 1851 году в селе Ошминском было начато строительство каменной церкви Святого Архистратига Михаила, что послужило началом новой волости – Ошминской.

Для укрепления православия строятся новые церкви: в 1863 году в селе Письменер,1869 году Одошнур, в 1896 году Щербаж, в 1903 году Куверба, в 1912 году Кодочиги, в 1914 году Большие Селки. Кроме того, были открыты часовни в деревнях Сухой Овраг, Большие Ашкаты, Березята, Большой Лом, Ромачи, Мухачи, Ошары.

Массовое строительство церквей было связано с их государственной функцией учёта и контроля населения округи: регистрация рождений и смерти, браков и крайне редких разводов. Также обязательным было исполнение обряда исповеди всеми жителями прихода не менее двух раз в год, всем священникам вменялось в обязанность докладывать в вышестоящие органы и замыслах людей, направленных против существующей власти и императорской семьи. Все священники являлись государственными служащими и получали за это жалование, все храмы и церковное имущество также принадлежало государству.

По данным подворной переписи 1902-1904 гг., в Тоншаевской волости проживало 12623 человека, В это время Тоншаевская волость являлась одной из самых многочисленных в Ветлужском уезде. В Ошминской волости жило 4376 человек. Таким образом на территории нашего района в начале ХХ века проживало 17 тыс. человек. Перепись зафиксировала около 20% грамотных и полуграмотных, что было выше почти в три раза средних показателей для сельской местности царской России.

В начале XX века Тоншаево стало крупным административным и торговым центром восточной части Ветлужского уезда. В 1918 году на территории современного Тоншаевского района устанавливается Советская власть. По окончании Гражданской войны начинаются работы по восстановлению промышленности. В 1922 году Тоншаевская волость в составе Ветлужского уезда передаётся из Костромской в Нижегородскую губернию, таким образом тоншаевская земля в составе Нижегородского края уже почти сто лет.

Об этом периоде сохранилось много историй рассказов: про первый клуб, первое радио, о строительстве первого советского химического канифольного завода на Вахтане, о строительстве железной дороги.

Вася Стул

Среди всех историй выделяется сказ о местном хлебном олигархе Василии Фалолеевиче Уланове, более известном как Вася Стул. Родился Вася в бедной крестьянской и прошёл долгий путь от батрака до самого богатого человека Ветлужского уезда Костромской губернии. Был очень находчив и экстравагантен: не был женат, носил одежду с заплатами, ездил на простом тарантасе или телеге. Но закупать хлеб к нему приезжали купцы с Яранска, Ветлуги, Вятки и Костромы. Даже с приходом Советской власти Вася Стул мало что потерял – хлеб был нужен всегда. Но с окончанием НЭПа в 1927 году, предпринимательство становилось вне закона. Для ареста Василия Фаллолеевича прибыл сотрудник ОГПУ и наряд милиции из Нижнего Новгорода. Важные гости остановились на ночь в Тоншаево, а утром отправились в село Письменер за мироедом Улановым. Но ночью кто-то предупредил Васю Стула об аресте, в одиночку ночью Василий Фаллолеевич вывез всё ценное добро. Неделю пытались добиться от Васи Стула, где тот спрятал сокровища. Во время допросов Василий теряет разум, единственное смогли добиться только несколько слов: «Вывез добро на четырёх подводах и спрятал на старой Вайской дороге под ёлочкой». До сих пор местные и пришлые «чёрные копатели» ищут клад Васи Стула.

Связаны с Тоншаевским краем

Чкалов Валерий Павлович - легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс. Будучи кандидатом, а затем депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковского избирательного округа и Чувашской АССР он дважды приезжал в 1936 и 1937 году в Тоншаевский район.

Солженицын Александр Исаевич - выдающийся русский писатель и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе. Широко известны книги Александра Солженицына «Архипелаг Гулаг», «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус» и многие другие. В период заключения Александр Исаевич проезжал через наши места, написав впоследствии о Бурлаге (Буреполомском лагере НКВД) в 3 томе книги «Архипелаг Гулаг», оставив нелестные и большей частью неправдивые сведения о Бурлаге.

Чазов Евгений Иванович - советский и российский кардиолог, доктор медицинских наук, профессор. Почётный директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии». Лечащий врач нескольких руководителей СССР. Чазов Женя провёл детские годы в Тоншаево, где его мать работала главным врачём, по воспоминаниям Евгения Ивановича: «..вот тогда, в детстве, у меня родилась настоящая любовь к медицине и серьёзная мечта о ней…».

Втюрин Борис Иванович – земляк, участник Великой Отечественной войны. Доктор географических наук, профессор МГУ, «Почётный полярник». Его маршруты охватывают всю российскую Арктику и Дальний Восток, горы Средней Азии и Кавказа и далёкую Антарктиду, работал в первой Советской антарктической экспедиции. Автор более 100 работ, в том числе 5 монографии.

Солоницын Анатолий Алексеевич – потомок «Ветлужского летописца», заслуженный артист РСФСР (1934 – 1982). В 1965-1966 гг. снялся в роли Андрея Рублёва в одноимённом фильме режиссёра Андрея Тарковского. С 1978 по 1981 гг. снимался в фильмах: «Трасса», «Сталкер», «Телохранитель», «Бумеранг», «26 дней из жизни Достоевского», «Из жизни отдыхающих», «Мужики!» и др. В 1981 году присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР», присуждён приз «Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль в фильме «26 дней из жизни Достоевского» на Международном фестивале в Берлине.

Тоншаевский краеведческий музей

Об интересной и запутанной истории и культуре Тоншаевского района можно узнать в местном краеведческом музее, который располагается в реконструированной сторожке Никольской церкви села Тоншаево. На двух этажах здания размещены экспонаты в пяти тематических залах: Природы, Истории и этнографии, Советского периода, Боевой Славы, Выставочном. Общее количество предметов основного и вспомогательного фонда составляет почти 12 тысяч единиц. Гости могут не только познакомиться с экспозициями музея, сфотографироваться внутри интерьеров, получить на память буклеты, приобрести сувенирную продукцию, краеведческие издания и изделий местных мастеров народно-художественных промыслов. В стенах нашего музея проводятся обрядово – игровые действа сватовства, а для новобрачных «Свадьба в Заветлужье». На базе музея работает «Школа мастериц» и мастер – классы по традиционным ремёслам. Ежегодно музей приглашает детей и взрослых на традиционные фольклорные праздники, проводится литературно-музыкальные вечера, вечера-юбилеи, вечера знакомств и творческие встречи.

Ждём всех в гости на Тоншаевской земле!

Комментарии