Финалист краеведческой олимпиады 2020 года
Родной аварский язык
И если завтра мой язык исчезнет, То я готов сегодня умереть , Новочуртах, Республика Дагестан
Мое эссе посвящено учительнице нашей школы Умагани Халиловне
Я поэтов видел в бронзе и в граните,
И царей встречал на медных скакунах.
Имена великих в позолоте литер
Ярко полыхают в солнечных лучах.
Я -за справедливость!
Надо бы поставить
Где -нибудь на улочке скромный пьедестал-
Памятник Учителю…
И на нем бы надпись:
«Без него бы Пушкин Пушкиным не стал!»
( Владимир Евплухин
Стихи.ру-2007 год).
Именно с этих слов я хочу начать свою работу, в которой я решила рассказать о учительнице МКОУ «Новочуртахская СОШ№2» Асламхановой Умагани Халиловне. Я сама являюсь ученицей этой школе. И строки этого стихотворения были выбраны не случайно- Умагани Халиловна является именно таким учителем, которому такие стихи посвящают.
«Всякое дело надо любить, чтоб его хорошо делать»-сказал М.Горький.
Это все о ней, о Умагани Халиловне! Она более 30 лет работает учителем родного и русского языков и литературы. Свою трудовую деятельность она начала сразу после окончания филологического факультета Дагестанского государственного университета в 1981 году.
Родной язык!
В самом сочетании этих слов есть что-то близкое, родное, любимое, доброе. Незнание родного языка ведет к незнанию песен, родного фольклора6 культуры родного народа. А это все, в свою очередь, идет к отрыву от родных корней. А когда от корней отрывается дерево, оно засыхает. Работа У. Халиловны направлена на то, чтоб сохранить и корни и дерево.
В современной жизни мало отводится места родному языку. Дети забывают, что их язык-язык их родителей и родственников. Любой человек должен беречь родной язык!
Основная нагрузка в деле изучения предмета лежит на учителе-предметнике. Он может увлечь учащихся своими знаниями, заинтересовать их учебным и занимательным материалом, проводить с ними конкурсы, КВНы, вечера, игры, утренники и т.д.-дать детям почувствовать, что язык их действительно родной. Умагани Халиловна уверена, если дети почувствуют красоту родного языка, его звучность, образность, учащиеся усвоят его.
Природный дар и любовь к детям помогают ей творчески работать. Каждое ее слово нацелено не только для получения знаний, но и на воспитание. И главное в воспитании-воспитание патриотических чувств. Ведь патриот тот, кто любит Родину. Кто любит Родину, тот уважителен и к народам, и к языку.
В основу обучения У.Халиловна включает краеведческий материал; это устное народное творчество-яркий пример самобытности народов, это жизнь замечательных людей; героев и участников войны, ветеранов труда, поэтов, писателей, певцов; это исторические личности-Имам Шамиль, Хаджимурад, М. Дахадаев и т.д. Это экскурсии по селам и аулам Дагестана. Это внеклассная и внешкольная работа: литературные вечера и кружковая работа (драматический кружок).
Кабинет, над оформлением которого она работала всю педагогическую деятельность, является одним из лучших в районе.
У.Халиловна является руководителем районного методического объединения учителей аварского языка и литературы. Каждый год у нее практику проходят студенты педагогического университета и колледжа.
Наставническая работа проводится и с молодыми учителями школы. Ее ученики ежегодно занимаю призовые места на районных и республиканских конкурсах и олимпиадах. Выпуская своих воспитанников, она не перестает следить за их успехами и неудачами, помогает и поддерживает советами. Сельский учитель всегда на виду у всех, но авторитетом пользуется только тот, который хорошо знает свое дело и служит примером.
Все, что делает Умагани Халиловна, она делает по велению сердца: «Родной язык остается и проблемой и радостью в системе образования. Лучше Расула Гамзатова о родном языке никто не скажет:
«И если завтра мой язык исчезнет,
То я готов сегодня умереть!»»
Комментарии