Родной аварский язык - ХранителиРодины.рф

Мое эссе посвящено учительнице нашей школы Умагани Халиловне

Я поэтов видел в бронзе и в граните,

И царей встречал на медных скакунах.

Имена великих в позолоте литер

Ярко полыхают в солнечных лучах.

Я -за справедливость!

Надо бы поставить

Где -нибудь на улочке скромный пьедестал-

Памятник Учителю…

И на нем бы надпись:

«Без него бы Пушкин Пушкиным не стал!»

( Владимир Евплухин

Стихи.ру-2007 год).





Именно с этих слов я хочу начать свою работу, в которой я решила рассказать о учительнице МКОУ «Новочуртахская СОШ№2» Асламхановой Умагани Халиловне. Я сама являюсь ученицей этой школе. И строки этого стихотворения были выбраны не случайно- Умагани Халиловна является именно таким учителем, которому такие стихи посвящают.

«Всякое дело надо любить, чтоб его хорошо делать»-сказал М.Горький.

Это все о ней, о Умагани Халиловне! Она более 30 лет работает учителем родного и русского языков и литературы. Свою трудовую деятельность она начала сразу после окончания филологического факультета Дагестанского государственного университета в 1981 году.

Родной язык!

В самом сочетании этих слов есть что-то близкое, родное, любимое, доброе. Незнание родного языка ведет к незнанию песен, родного фольклора6 культуры родного народа. А это все, в свою очередь, идет к отрыву от родных корней. А когда от корней отрывается дерево, оно засыхает. Работа У. Халиловны направлена на то, чтоб сохранить и корни и дерево.

В современной жизни мало отводится места родному языку. Дети забывают, что их язык-язык их родителей и родственников. Любой человек должен беречь родной язык!

Основная нагрузка в деле изучения предмета лежит на учителе-предметнике. Он может увлечь учащихся своими знаниями, заинтересовать их учебным и занимательным материалом, проводить с ними конкурсы, КВНы, вечера, игры, утренники и т.д.-дать детям почувствовать, что язык их действительно родной. Умагани Халиловна уверена, если дети почувствуют красоту родного языка, его звучность, образность, учащиеся усвоят его.

Природный дар и любовь к детям помогают ей творчески работать. Каждое ее слово нацелено не только для получения знаний, но и на воспитание. И главное в воспитании-воспитание патриотических чувств. Ведь патриот тот, кто любит Родину. Кто любит Родину, тот уважителен и к народам, и к языку.

В основу обучения У.Халиловна включает краеведческий материал; это устное народное творчество-яркий пример самобытности народов, это жизнь замечательных людей; героев и участников войны, ветеранов труда, поэтов, писателей, певцов; это исторические личности-Имам Шамиль, Хаджимурад, М. Дахадаев и т.д. Это экскурсии по селам и аулам Дагестана. Это внеклассная и внешкольная работа: литературные вечера и кружковая работа (драматический кружок).

Кабинет, над оформлением которого она работала всю педагогическую деятельность, является одним из лучших в районе.

У.Халиловна является руководителем районного методического объединения учителей аварского языка и литературы. Каждый год у нее практику проходят студенты педагогического университета и колледжа.

Наставническая работа проводится и с молодыми учителями школы. Ее ученики ежегодно занимаю призовые места на районных и республиканских конкурсах и олимпиадах. Выпуская своих воспитанников, она не перестает следить за их успехами и неудачами, помогает и поддерживает советами. Сельский учитель всегда на виду у всех, но авторитетом пользуется только тот, который хорошо знает свое дело и служит примером.

Все, что делает Умагани Халиловна, она делает по велению сердца: «Родной язык остается и проблемой и радостью в системе образования. Лучше Расула Гамзатова о родном языке никто не скажет:

«И если завтра мой язык исчезнет,

То я готов сегодня умереть!»»

Комментарии