Канчалан, мой родной, как хорош ты собой! - ХранителиРодины.рф

Мои друзья и сверстники знают историю названия не только села, но и названий рек, озёр, сопок, лимана, гор Чукотки. Кто такие к'ончальыт?

«Канчалан, мой родной,

Как хорош ты собой.» -так поётся в песне нашего земляка Валерия Шевченко.

Слова этой песни проникнуты любовью и гордостью к малой своей родине. Каждый человек любит и помнит свою малую родину, помнит детство, юность, счастливые моменты в жизни. Порой случается и так, что приезжие люди как бы «душою прирастают» к Северу. В суровых условиях человек виден на расстоянии. Если хороший, работящий человек приехал, то и отношение к нему будет уважительное. Считается, что и он может принести пользу краю и полюбить её.

Мои друзья и сверстники знают историю названия не только села, но и названий рек, озёр, сопок, лимана, гор Чукотки. Впервые услышали предание о горе Рапырк’ы. Позже ставили сценку об истории названия горы на национальном празднике. Люди стойбища не приняли гостей, пришедших издалека и притворились спящими. Гости ни с чем ушли, но потом люди стойбища превратились в камни за своё бездушие, чёрствость. Они были наказаны и все должны помнить о гостеприимстве чукотского народа.

Молодому поколению нравится узнавать о прошлой жизни, знают семейно-родовые племена. И это неспроста. Мы обязаны знать, чтобы рождались здоровые дети, не случались близкородственных отношений. Приходит понимание значимости наследия народа, собранного по крупицам. Создан топонимический словарь «Названия Канчаланской тундры» из разных источников.

Версия образования села, реки уже известна из топонимического словаря книги «Топонимический словарь» кандидата исторических наук В.В.Леонтьева и кандидата филологических наук К.А.Новиковой.В нём пишется, что «Канчалан – река, лиман, залив, бывшая фактория, посёлок. Название Канчалан не было известно в XVII-XVIII веках. Названа река в по левому входному мысу в Канчаланский лиман и сопке К'ончан (русск. Мыс Толстый), что значит «единственный» от чукотского К'ун/К'он - «один». Чукчи, жившие у мыса, назывались к'ончальыт, откуда и появилось название реки Канчалан. В действительности река в нижнем течении носит названии Гытгомкываам - это «озёрно-кустарниковая река, в верховье – Татлеван- место мщения, ответного действия чукчей.

Мы любим общаться и слушать старшее поколение о прошлой жизни, об истории края и его жителей. Старожилы села рассказывали и о том, когда и по какой причине было выбрано место для становища села. Вот что они поведали нам: «Во время коллективизации многие зажиточные оленеводы, в том числе и наши предки, потеряли свои личные стада. До большой войны, где она проживала, началась коллективизация. Айн’антон’ау со своими родителями и родственниками сбежали от коллективизации, не хотели отдавать своё личное стадо. Перегоняли с места на место стадо, кочевали, пока всё-таки большевики с местными добровольцами не нашли стойбище. Они искренне надеялись, что личное стадо останется, поэтому жители стойбища помогали в то время, не оставались в стороне. Женщины сдавали оленину, шили торбаза, рукавицы и кухлянки для Красной Армии. Мужчины занимались рыболовством и охотой, сдавали добытое. Но всё равно всех согнали в одно место, к’ончальыт- в переводе с чукотского и означает «общий загон», в один совхоз. Одних арестовали и отправили в город Анадырь, других- в город Магадан. Люди долго были опечалены. Со временем боль утихла, но память о тех событиях до сих пор жива и передаётся из поколения в поколение.

Ещё мы узнали, что поселение раньше было эскимосским. Со временем чукчи выжили их с этих мест.

Из личных бесед со старожилами села- Макушкиным А.А, Неб А.К, Тнескиным С.И., Геунто П.Г. я узнала, что село хотели поставить в верховье реки Канчалан. Но место выбора было не выгодным, так как катера и баржи не смогли бы подплыть и выгрузиться, там было мелко. Эта идея не была воплощена в жизнь.

Тогда и нашли подходящее место на правом берегу реки место для села. Стояло много яранг. Первое время строили полу яранги и полуземлянки. Строили их коренные жители и приезжие на работу люди. На снимке видим старую полуземлянку младшей школы.

По стране шла ликвидация неграмотности, нужны были врачи, специалисты разного профиля, учителя. Со временем село застраивалось, так как время не стоит на месте. Приезжали люди разной национальности, общались и учили друг друга своему языку. В большинстве случаев людям приходилось учить чукотский, эскимосский языки, в зависимости с кем нужно было вести переговоры, писать и читать.

Вот на этом старом снимке мы видим здание старой больницы, в которой работала Касмина Алла Александровна.Её до сих помнят и с добротой о ней отзываются.

На старых снимках оживает история нашего села. Вот и школа тоже имеет свою необыкновенное прошлое, настоящее и буду надеется будущее. Далёкое становится близким. Было время, когда наша школа называлась начальной, а затем- растущей: в ней стали учиться школьники 5-7 классов. Старших ребят отправляли учиться в город Анадырь.

Мы видим первое здание школы, которое было построено в 1959 году, которая работала до 1967 года. У школы собрались учителя, ученики и технические работники на первую линейку. Крайняя справа Карпова Анна Яковлевна, старейший учитель школы. Анна Яковлевна начинала работать в Красной Яранге и взяла на воспитание Меланье Нину Михайловну, которая впоследствии работала воспитателем в интернате. Красная Яранга проработала с 1936 года по 1950годы.Первым председателем стал коренной житель села – Меланье Михаил Яковлевич.

В 1977 в селе Канчалан возникла потребность в организации обучения старших школьников, и школа стала средней общеобразовательной. А спустя год была сдана школа с двухэтажным интернатом. На первом этаже размещалась столовая, кухня и другие подсобные помещения. На втором этаже спальные комнаты, туалеты, умывальники с душевыми кабинками.

На переднем плане- продовольственный магазин, на заднем плане-идёт строительство школы.

В 2004 году перешли в новое здание. Интернат расположился в правом крыле двухэтажного здания. В интернате проживают дети оленеводов и обучающиеся села Краснено. В этом году построили новую школу, в которой мы сейчас учимся.Нашего села не было бы, если не было совхоза «Канчаланский». Он тоже имеет интересную историю. Основное занятие жителей — оленеводство и рыболовство. Жители села Канчалан сохранили традиционный уклад оленеводов, в окрестностях посёлка кочуют несколько оленеводческих бригад со стадами, принадлежащих муниципальному сельхозпредприятию «Канчаланское». С 1932 года Канчаланское кочевье. С 1933 года была создана сельхозартель "Заря". На базе "Угляткак" село Уэлькаль и сельхозартель "Заря" село Канчалан был образован в 1952 колхоз "Заря". С 1960 по 1990-е годы совхоз "Канчаланский". С 25 мая 1967 года - Ордена Трудового Красного знамени совхоз «Канчаланский». Наши оленеводы и работники совхоза прославили его. В то далёкое время были социалистические соревнования по всей стране. Немало усилий приложили директора нашего совхоза, чтобы завоевать Орден Трудового Красного Знамени. Совхоз «Канчаланский» при Неудахине А.И. занимал первые места в районе, округе и Магаданской области. Земляки наши гордость, они прославили наше село- это Аренто И.П., Каантакай А.И., Аканто Г.И.,Ельо П.И. На Чукотку прибыл в качестве губернатора Абрамович Р.А.С его приходом изменился облик нашего села. Канчалан был заново отстроен и стал образцово-показательным селом. В 2000 году приезжали гости со всех краёв нашей огромной страны, губернаторы Краснодарского, Камчатского, Ямало-ненецкого краёв и т.д. Стали приезжать иностранные гости из Франции, Голландии, Японии.

Наше село посетили знаменитые люди и первые лица государства. Здесь побывал Сенкевич Ю.А.Он побывал в двенадцатой оленеводческой бригаде и пообщался с нашей прабабушкой – Тымнеквыной. Дмитрий Анатольевич Медведев прилетел в сентябре и побывал в первой бригаде.

Кем я лично горжусь? Мне выпала удача познакомиться с нашей землячкой и родственницей- Якуниной-Асадовой Самирой Ризвановной. Прославила наш посёлок скромная, но уже известная на всю Чукотку молодая писательница Асадова Самира Ризвановна.Она родилась 29 января в 1993 году в городе Анадырь, в семье Канчаланского оленевода Асадова Ризвана. Самира выросла со своими братьями в тундре. В то время, когда родители работали, детьми занималась бабушка Тымнеквына. Самира от неё услышала много сказок, легенд, преданий.

В 2012 году вышла вторая книга «По иргишному пути» в Москве при содействии Альберта Лиханова. Альберт Лиханов стал её первым наставником в литературном творчестве. Самира стала членом Союза писателей России.

В своём сборнике легенд и преданий- «По иргишному пути Канчаланского чаучу». Она писала о том, когда и почему было названо село.

Мои сверстники и земляки нашей Чукотки очень обрадовались, когда вышли её книги, но сетовали на то, что количество выпущенных книг маленькое.

Её книги учат опрятности и бережному отношению к природе, например – «Откуда появились комары?». Многие произведения можно инсценировать на праздниках.

Прославляют и передают опыт наши земляки в знаменитом чукотско-эскимосском ансамбле «Эргырон» - Турилькут Н.Н., Овчинникова Александра, Тимонина Юлия.

На телевидении долгое время проработала Тимонина Е.А., а сейчас работает Асадова Т.И.Мы очень радовались встречам с ними.

Канчалан действительно может являться жемчужиной Чукотки. Так как талантливые люди есть и будем надеется будут обязательно. Я горжусь своими земляками и постараюсь брать пример с них.

28.10.2020

Деревинская Эльвира,10 класс

МБОУ «Центр образования села Канчалан»

Комментарии