Поселок Октябрьский - моя малая родина. - ХранителиРодины.рф

На широком приволжском просторе, Золотыми огнями горя, Вырос славный рабочий поселок Наш затон "40 лет Октября". С. Позднякевич.

Есть на левом берегу Волги, недалеко от Нижнего Новгорода, городской округ город Бор, на территории данного округа расположен поселок Октябрьский, или как называют его местные жители «поселок речников». Данное место является моей малой родиной.

Не сразу данное место стало поселком, одним из самых крупных на территории Бора, история данного места началась приблизительно в 1533 году, когда данная территория, а именно «Сопчинская пустошь» была передана в введенье неким братьям псковичам Нестеру и Федору, вернувшимся из иноземного плена, за данные земли они должны были платить в казну ежегодно по пуду меда.

Как видно первоначально поселок имел другое название, а именно Сопчино. Есть несколько версий происхождения данного топонима.

Первая версия, что данное название произошло от древнерусского слова «сопча» то есть сообща, так как первоначально этими землями пользовались вместе Великий князь и Печерский монастырь.

Вторая – географическая версия – от слова «сопка» - гора из песка.

Третья – от слова «собака», так как главным занятием жителей было бортничество и охота, им приходилось надолго уходить на промысел и в деревне оставались только собаки, а так как неподалеку проходил Ватомский тракт, то когда мимо данного места проходили путники, часто они встречали только собак, отсюда и название Сопчино.

Четвертая – что свое название селение получило от уже бытовавших здесь названий: Сопчинского истока – ручья, впадавшего в Волгу и Сопчинской заводи. Известный топограф и топонимист Л.Трубе выдвинул версию, что название пустоши произошло от озера Сопчена, то есть сообщающегося с Волгой проточного озера. С точки зрения географии эта версия выглядит обоснованной, так как на старинных картах озеро действительно было проточным, и скорее всего, сообщалось с речкой Нуженкой, а значит с Волгой.

История поселения время от времени прерывалась из-за постоянных набегов казанских мурз, а так же из-за того что почва в данном месте бедная, один песок для земледелия не пригодная.



Вплоть до XIX века данная территория была полузаброшенной. Все изменилось с развитием судоходства на Волге, нужен был удобный затон для зимовки судов, таким затоном стал Собчинский. К тому же близость к Нижнему Новгороду, крупному торговому центру и механическим заводам делала заводь Сопчино более привлекательной по сравнению с другими. Первое упоминание о Сопчинской заводи как затоне, упоминаетс в «Условиях» заключенных крестьянином Е.А. Деулиным и купцом И.С. Колчиным 30 сентября 1858 года. По этим условиям Деулин принял у Колчина баржи для зимней стоянки и охраны, за данное хранение Деулин получал 20 рублей серебром за каждое судно. Именно 1858 год принято считать годом основания поселка, то есть нашему поселку уже 162 года.

В 1879 году на Волге возникло пароходство М.А. Зарубина. В распоряжении Зарубина были лучшие пассажирские суда того времени «Наследники», «Дмитрий», «Рыбинск» ходящие по маршруту Нижний Новгород-Рыбинск. В 1880 году Зарубин арендовал в районе Сопчинского затона 3600 кв. сажен земли и уже тогда построил постоянную слесарную мастерскую, кузницу, небольшую лесопилку и другие постройки, необходимые для проведения мелкого ремонта судов. Данные мастерские впоследствии переросли в судостроительный-судоремонтный завод.

Время шло в стране начались революционные потрясения 1917 года, в результате октябрьской революции к власти пришли большевики. В 1918 году Совет народных комиссаров своим декретом объявили о национализации флота. Флот и здания Зарубина были национализированы. Но завод не перестал существовать, несмотря на тяготы Гражданской войны, завод выполнял выполнять свою работу по ремонту судов. Поселок тоже вокруг завода рос, в 1919 году в поселке была открыта школа для рабочих завода, в 2019 году в нашей школе праздновался 100 летний юбилей.

В годы первой пятилетки (128-1932 гг.) Сопчинский затон кроме текущего ремонта, выполнял капитально-восстановительный ремонт судов с полной заменой надстроек.

В 1928 году в затоне впервые на речном транспорте при судоремонте была применена электродуговая сварка, инициатором применения сварки был Олюнин Михаил Федорович. Так же в период первой пятилетки в 1931 году на общем собрании коллектива ВКП (б) и ВЛКСМ затона Сопчино было принято решение о переименовании затона в затон имени товарища Молотова. Так в 1938 году поселок Сопчино был переименован в рабочий поселок имени В.М. Молотова Борского района Горьковской области.



С самого начала Великой Отечественной войны жители поселка отдавали все чтобы скорее приблизить день победы. В первые дни войны 400 человек по призыву и добровольно ушли защищать Родину от немецких захватчиков. Находившийся в плавании экипаж теплохода «Академик Тимирязев» во главе с капитаном С.А. Напитухиным одним из первых на флоте заявил о своей готовности встать в ряды защитников завоеваний социализма.

Речники Волги, жители п. Октябрьский, непосредственного участия в борьбе с врагом в то время не могли, но каждый искал место приложения своим силам. На смену ушедшим в Красную Армию, призванным в народное ополчение и на рытье противотанковых рвов в цехи завода пришли домохозяйки, пенсионеры и подростки. Теперь свыше 60% состава всего коллектива судоремонтного завода составляли женщины. С 1 июля почти все транзитные пассажирские линии по Волге были закрыты, многие суда переброшены для перевозки воинских частей и грузов. На заводе в срочном порядке переоборудовали под плавучие госпитали пассажирские суда «Гражданка» и «Рабочий» и передали Главному санитарному управлению Красной Армии.

Государственный Комитет Обороны обязал Наркомат речного транспорта в кратчайший срок освоить на судоремонтных предприятиях выпуск некоторых видов вооружения и боеприпасов, а также строительство небольших судов для Военно-Морского Флота. Заводу предстояло срочно освоить выпуск предназначенных для пехотных частей в зимнее время боевых аэросаней НКЛ-25. В нашем заводе проводилась окончательная сборка аэросаней. Всего было выпущено- 300 экземпляров.

Первая партия боевых аэросаней покинула территорию завода Собчино в декабре 1941 года, они поступили как раз к началу зимнего наступления советских войск под Москвой.

В следующую зиму количество выпущенных аэросаней удвоилось. Одновременно с производством аэросаней завод освоил выпуск другой боевой продукции: ручных гранат, корпусов мин к минометам, снарядов к знаменитым реактивным установкам «Катюша». За годы войны было произведено около 420 тыс. мин, 300-320 тыс. снарядов для артиллерийных орудий. Все это произвел литейно-токарный цех, в котором трудилось 19 человек, в основном состоял из женщин.

Собчинский завод с момента возникновения являлся местом зимовки и ремонта судов. Поэтому к заводу были приписаны многие пароходы.

Важнейшими задачами речного флота во время Великой Отечественной войны, стали воинские перевозки и эвакуация населения. Эти задачи выполняли приписанные к заводу пароходы «Марксист» (капитан С.Т. Беляев, механик М.И. Болотников), «Шмелев» (капитан И.И. Бодров, механик М.И. Митрофанов) и «Грибоедов» (капитан П.И. Холодковский, механик С.В. Шлюндин).

Сотни работников завода за отвагу в боях с фашистскими захватчиками были награждены орденами и медалями. Свыше 700 рабочих, инженерно-технических работников и служащих завода удостоены медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

Вести, приходившие с фронта, свидетельствовали о том, что бывшие рабочие и служащие завода в боях с фашистами показали образцы мужества и отваги. Высокое звание Героя Советского Союза было присвоено столяру завода Григорию Тупицыну.

После войны в 1957 году завод и поселок были переименованы, завод и поселок имени 40-й годовщины Октября.



В настоящее время поселок развивается, открываются новые учреждения детские сады, ФОК и т.д.

Если вы захотите посетить наш поселок, сможете, насладиться шикарной природой, озерами и реками Нуженка и Волга. Вы сможете разместиться в комфортабельных базах отдыха, посмотреть затон, где и по сей день зимуют теплоходы. Побывать в музее поселка расположенный в местном ДК, где вам проведут увлекательную экскурсию. Так же увидеть одну из изюминок нашего поселка старинную водонапорную башню, которая является памятником градостроительства и архитектуры. Ну и конечно увидеть наш завод благодаря возникновению, которого, вырос и наш поселок.

Комментарии