Гельшерт Николай Александрович - новое имя в истории Симбирского края - ХранителиРодины.рф

В любой исторический период, каким бы сложным он ни был для страны, всегда находились люди, которые самоотверженно и беззаветно служили своей Родине и изучение их жизненного пути может стать живым примером для нас, тех, кто живет в XXI столетии.

Гельшерт Николай Александрович родился в Симбирске 5 февраля 1880 года в

семье потомственных дворян. Из архивных данных удалось выяснить, что первые

упоминания о Гельшертах на Симбирской земле встречаются с начала XIX века.     Его прадед, Федор Гельшерт принимал

участие в войне 1812 года, был штаб-лекарем[1].

 Дед Николая Александровича, Федор

Федорович, так же избрал для себя военную службу, дослужился до звания майора и

имел земельные владения в Карсунском уезде Симбирской губернии[2].А

вот отец, Александр Федорович Гельшерт (1839-1917) , выбрал

гражданскую службу, являлся  мировым посредником по Карсунскому уезду[3]. 

В 1898 году

Николай Александрович окончил Симбирскую гимназию. [4] После чего он поступил на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского

Университета.  После его окончания в 1903

г. Николай Александрович неожиданно поступает юнкером на Балтийский флот.

Откуда у юноши, никогда не видевшего моря, возникло желание связать свою жизнь

с морской стихией? Смею предположить, что на это решение возможно повлияла

военная служба Отечеству его предков. Поступив на Балтийский флот, он сразу

отправился на крейсере I ранга «Генерал-Адмирал» в заграничное

плавание. В декабре 1904 года был произведен в мичманы. Спустя год, вахтенным

начальником крейсера I ранга «Адмирал Корнилов» Николай

Александрович совершил переход на Тихий океан, где потом был назначен в

плавание по Японскому морю на судне «Якут». С 1906 г. по 1908 г. служил

вахтенным начальником на посыльном судне «Алмаз».В апреле 1908 года мичман

Николай Гельшерт получил звание лейтенанта. 

Значимым годом в жизни  Николая Александровича Гельшерта стал 1908 год

, когда он в составе Гардемаринского отряда на линкоре «Цесаревич» участвовал в

оказании помощи пострадавшим от землетрясения жителям средиземноморского города

Мессина, за что в 1911 году  итальянским

правительством будет  удостоен серебряной

медали.

Участие в спасательной

экспедиции в г.Мессине



28 декабря1908 года в итальянском   городе Мессина, расположенном   на севере о.Сицилия произошло страшное землетрясение.

Участниками спасательной операции, по воле случая, стали российские моряки. Что

же такого они сделали, что жители города уже больше ста лет хранят о них

благодарную память?



В конце 1908 года на Средиземном море отрабатывал учебные

задачи Особый отряд российских боевых кораблей, на одном из которых находился

наш земляк Н.А Гельшерт. Командовал отрядом опытный моряк контр-адмирал

Владимир Иванович Литвинов. Вечером 27 декабря 1908 года русские корабли стали

на якорь на восточном побережье Сицилии в порту Аугуста. На следуещее утро от

местных властей к ним поступила просьба о срочной помощи. Отправив телеграмму в

Петербург, контр-адмирал Литвинов, не дожидаясь ответа, повел корабли в

Мессину. Вскоре взорам моряков открылась ужасная картина. Вместо цветущего

средиземноморского города они увидели горы дымящихся руин, разбитые и

выброшенные на берег суда, полуодетых испуганных людей на берегу, взывающих о

помощи. Русские моряки сразу же приступили к разбору завалов, извлечению из-под

обломков пострадавших, прямо на берегу развернули перевязочные пункты. Работать

приходилось в сложной обстановке. Продолжались подземные толчки, хотя и меньшей

силы, но приводившие к обрушению остатков стен. Оставив спасательные команды на

берегу, российские корабли, приняв на борт по 400−500 раненых и пострадавших,

среди которых было много женщин и детей, стали уходить в другие порты Италии.

Высадив спасённых, загрузившись медикаментами, провизией и водой, они снова

спешили к Мессине. Русские моряки отказывались от отдыха, пока была возможность

кого-то ещё спасти из-под руин, хотя сами буквально валились с ног от

усталости. 

По мнению итальянцев, неоценимый вклад в это внесли

российские моряки, которые только из-под развалин откопали более 2 тысяч

человек и вывезли из разрушенного города несколько тысяч пострадавших. Только

16 января 1909 года последние русские корабли, линкоры «Цесаревич» и «Слава»,

ушли из Мессины. 

Самоотверженные и эффективные действия российских моряков

отметило и итальянское правительство. Командира отряда Литвинова наградили

орденом «Большой крест Итальянской короны» и золотой медалью, командиров

кораблей и врачей — Командорскими крестами и большими серебряными медалями, а

всех моряков — малыми серебряными медалями «В память содружества».



Через два года, на собранные жителями Мессины деньги,

была отлита золотая медаль, которой решено было наградить Российский флот, а

также скульптурная композиция, изображающая русских моряков, спасающих людей из

под обломков зданий.Эти знаки благодарности были вручены командиру крейсера

«Аврора», который прибыл в мессинскую гавань в марте 1910 года



9 июня 2012 г. в Мессине состоялось

открытие монумента на площади, получившей имя "Сквер Российских

моряков" (LargodeiMarinaiRussi) русским морякам из бронзы (скульптор Пьетро

Куфереле, литейщик Карло Ночерди, созданный еще в 1911 году, который изображает

матросов, спасающих людей из-под развалин с надписью на постаменте:

«Августейшему моряку, представителю героев милосердия от благодарных сынов

своей родины».

Память о российских моряках, первыми пришедших на помощь разрушенному

землетрясением городу, продолжает жить. Каждый год, 28 декабря, жители

Мессины  вспоминают  те трагические дни и военных моряков с

российских кораблей, которые, рискуя жизнью, спасали их соотечественников.И

гордость охватывает за то, что  частью

такого масштабного и героического события в истории Российского флота стал и

уроженец нашей  Симбирской губернии

–Николай Александрович Гельшерт.



Однако на этом участие Николая Александровича в различных экспедициях не

закончилось.

Н.А.Гельшерт

-участник Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910–1915

гг.)В

1910–1915 гг. в северной части Тихого и Северном Ледовитом океанах, на

ледокольных судах «Таймыр» и «Вайгач», успешно действовала Гидрографическая

экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО), организованная Морским

министерством императорской России для изучения Северного морского пути.



Главным пунктом базирования

ГЭСЛО был г. Владивосток. В летние сезоны 1910–1914 гг. суда ГЭСЛО выполняли

гидрографические работы в Беринговом и Охотском морях, после чего отправлялись

в Арктику.

Николай Александрович в июле 1910 г. был переведён вахтенным начальником на

«Таймыр», на нем он совершил переход из Санкт-Петербурга во Владивосток, где в

той же должности был потом переведен на «Вайгач». В 1911 г.  назначен помощником начальника

Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, а с 1913 г.

одновременно исполнял обязанности старшего офицера «Вайгача».



В течение 1910–1912 гг., совершая из Владивостока плавания

продолжительностью 3–5 месяцев, суда продвигались все далее к западу. В ходе

экспедиции выполнялись, морская опись берегов, метеорологические и

астрономические наблюдения, изучались течения, колебания уровня моря и льды,

собирались зоологические коллекции и образцы горных пород. 26 июня 1913 года

суда вышли из Владивостока. 7 августа 1913 г. вахтенный офицер «Таймыра»

лейтенант А. Н. Жохов в районе северо-восточнее островов Новая Сибирь обнаружил

неизвестный остров с обрывистыми берегами. 20 августа к северу от мыса Челюскин

был открыт другой остров. Наконец, утром 21 августа 1913 г. суда, следуя по

полынье к западу-северо-западу, неожиданно обнаружили «вырисовывающиеся контуры

массива гористой неведомой земли». Обследуя её, «Таймыр» и «Вайгач» произвели

опись восточного берега на протяжении 180 миль, дойдя до широты 81°07'  22 августа Б. А. Вилькицкий объявил  экипажам судов о присоединении новооткрытой

земли к владениям России, поздравил их с открытием, после чего под крики «ура!»

на мачте был поднят национальный флаг. Новую российскую землю участники

экспедиции назвали «Тайвай» (от первых слогов названий судов). Обратный путь во

Владивосток был трудным. В Беринговом море суда попали в жестокий шторм (крен

достигал 59°), между ними прервалась радиосвязь, иссякли запасы угля. Пришлось

заходить в американский порт Сент-Майкл – в прошлом российский Михайловский

редут на Аляске. Отсюда по миру разнеслась сенсационная информация об открытом

русскими моряками материке (или огромном острове), который вскоре иностранные

газетчики стали называть его именем императора Николая II. Нашего земляка лейтенанта Н. А. Гельшерта Вилькицкий

представил к ордену Св. Анны. 

В январе 1914 г.

император Николай II утвердил названия открытых экспедицией географических объектов.

Новооткрытая земля получила название «Земля Императора Николая II», более

крупный остров к юго-востоку от нее – «Остров Цесаревича Алексея», другой

остров в этом районе – остров Старокадомского, открытый Жоховым остров –

«Остров генерала Вилькицкого. Открытие новой

земли, оказавшейся впоследствии архипелагом, стало последним крупнейшим

географическим открытием в мировой истории, и в нем участвовал наш земляк

Николай Александрович  Гельшерт.

После пятилетней службы в ГЭСЛО Николай Александрович

Гельшерт был произведен в старшие лейтенанты и в ноябре 1915 г. переведен в 1-й

Балтийский флотский экипаж на пароход «Эклипс», под руководством Отто Свердрупа занимался поисками

пропавших в Арктике русских исследователей Г.Я. Седова, В.А. Русанова и Г.Л.

Брусилова. После октябрьских событий 1917 года Николай Александрович оставался

в РККФ (Рабоче Крестьянский Красный Флот). С 26 апреля 1917 года он командовал эсминцем

«Разящий». Весной 1918 г.

 участвовал в Ледовом походе, затем служил начальником дивизиона миноносцев и командиром эсминца «Победитель». В апреле 1919 г.Н.А. Гельшерта зачислили

в Морскую академию. Осенью Николая Александровича  был 

арестован  органами ВЧК(

Всероссийской Чрезвычайной Комиссии) и по данным пражского «Морского журнала»

(№ 138 за 1939 г.) 25

ноября  1920  года расстрелян. Точная причина ареста и расстрела Николая Александровича

Гельшерта так до конца и неизвестна

Арктический подвиг

российских гидрографов не забыт потомками. Летом 2013 г. в Петербурге были изданы две

книги, Одна из них – «Экспедиция века», изданная Российским государственным

музеем Арктики и Антарктики. Другая – «Полярная экспедиция на ледоколах

“Таймыр” и “Вайгач” в 1910–1915 годах», снабженная великолепными фотографиями,

– увидела свет при содействии Санкт-Петербургской Региональной общественной организации

«Полярный конвой».



Жизнь

Николая Александровича Гельшерта является образцом беззаветного служения

Родине, в каких бы сложных и критических ситуациях он не оказывался, он всегда

проявлял самоотверженность, мужество, в его характере  нашли 

отражение лучшие черты русского офицера и его  по праву можно считать гордостью нашего края.[1] ГАУО.Ф.477.Оп.1 Д517 Л.38 [2] ГАУО. Ф45 оп1 д14 л8, д717 , Ф125 оп 1 д107 [3] ГАУО. Ф45 оп1 д14 л8, д717 , ф125 оп 1 д107[4] ГАУО. Ф. 101, оп. 1, ед. хр. 1153, л. 97.  

Комментарии