Истоки той памяти...
Жизнь как открытая книга Заслуженного учителя РФ Эльвиры Робертовны Антонен, основателя школьного музея "Память", Новокузнецк, Кемеровская область
Из глубины веков идет к нам вечное слово учитель, знакомое и необходимое всем, живущим на земле. Большую часть своей жизни Антонен Эльвира Робертовна посвятила школе №76, где работала учителем физики, а затем завучем. Делом всей жизни для нее было создание школьного музея «Память». Сколько бессонных ночей, творческой энергии, сил потребовалось, чтобы он стал не просто музеем, а настоящей творческой лабораторией.
Место, где мы учимся любить свою землю, свой край
У каждой реки есть свой исток, так и у музея существует большая история – «река Памяти». Она отражает собственную летопись, которая ежегодно пополняется новыми именами. Именно такой подход осуществляется в поисковой работе музея. Уже на протяжении девяти лет я обучаюсь в Лицее №76 города Новокузнецка. Это школа, где работали поистине великие педагоги. Сейчас эти люди — история и гордость нашего Лицея.
В результате кропотливого труда им удалось увековечить имена 350 фронтовиков на памятнике воинам-шахтерам шахты «Байдаевская», переименовать улицу Архангельскую в честь трех братьев Гаденовых, погибших почти в одно время в 1943 году, организовать силами школьников музей боевой и трудовой славы. Это нельзя назвать обычным хобби, это труд, это настоящий подвиг во имя памяти.
Начиналась эта история в 1982 году, когда в байдаевской школе №76 в результате поисковой работы был открыт Музей боевой и трудовой славы. В День Победы 9 мая ему дали говорящее название «Память» – в память о тех нескольких сотнях воинов-байдаевцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. Этим общим делом жило и воспитывалось не одно поколение школьников. Трудно передать словами, с каким энтузиазмом в эту работу тогда включились и взрослые, и дети. Изучение истории шахты Байдаевская, близлежащей деревни Фески, сбор материалов и экспонатов, факельные шествия и линейки памяти для многих определило профессию в будущем. Кто-то стал учителем и вернулся в родную школу, а кто-то стал серьезным ученым. Кто-то просто научился чтить память предков и уважительно относится к истории своей страны. А это уже не мало!
Дело всей жизни
Огромная заслуга в создании нашего Музея «Память» принадлежит заслуженному учителю РСФСР, Отличнику народного образования Эльвире Робертовне Антонен, которая большую часть жизни посвятила школе, проработав учителем физики, а затем завучем. Тогда ей помогали не только коллеги-сподвижники, но вся ее семья: муж — Лев Матвеевич Антонен оформлял стенды и панно, дочь мастерила макеты. Эта женщина смогла зажечь своим энтузиазмом многих, но, главное, она воодушевила учеников! «Руководствовались чисто человеческими мотивами: никто из байдаевцев, погибших в годы Великой Отечественной войны не должен быть забыт! Нужно отыскать “похоронки” и занести на мраморные плиты безымянного памятника имена ушедших на фронт из поселка Байдаевка», — говорила Эльвира Робертовна. Началась огромная и кропотливая работа по поиску сведений о погибших на фронтах жителях шахтёрского посёлка Байдаевка. Ее необыкновенная работоспособность вдохновляла юных следопытов, ведь в Байдаевке не осталось ни одного дома, где они бы ни побывали.
В этом они ощущали свой гражданский долг и по-другому они просто не могли. Почему? Она принадлежала к поколению людей совершенно иной закалки. Порой кажется, что они иначе не только жили, но и дышали. Воздух родной земли, ее история наполняли их сердца, придавая силы для самоотверженного труда. Эти люди умели душой прикоснуться к истории родной земли, к ее истокам. Для них это не было пустым звуком или формальной работой. «Первые «похоронки» мы с ребятами держали дрожащими руками. «…ваш сын верный воинской присяге пал смертью храбрых в боях за социалистическую Родину». Примерно такой текст почти в каждой из них», - вспоминала основательница музея. Результатом работы стало документальное подтверждение 351 фамилии погибших. Как много для маленькой деревеньки! Поражают судьбы людей, стоящих за этими горестными документами.
Во многих семьях похоронные извещения были утеряны. Работа музея помогла детям и внукам узнать о подвигах отцов, дедов, о местах захоронения погибших. Некоторые семьи посетили эти места, выражая глубокую признательность музею «Память». Понятно, какое чувство гордости рождалось в сердцах ребят – наших учеников, которые прекрасно понимали, в каком важном деле они участвуют! Всем миром собирали экспонаты для музейных экспозиций. С каким трепетом приносили они вместе с родителями домашние реликвии, которые становились экспонатами музея. Искали каждую мелочь: от обычного письма с фронта до фотографий. С каким чувством гордости потом смотрели на витрины, в которых лежали вещи, которые приносили сами.
Благодаря простому учителю физики, для земляков открывались не просто возможность отыскать на мраморных плитах имя самого дорогого для себя человека, но появилось место, куда родные могут прийти и поклониться, почтить память героя войны, потому как лежит он в братской могиле далеко за пределами малой родины.
Таково было наше воспитание...
Бывает очень трудно понять нам, молодому поколению, почему именно так жили. Возможно, для поколения пережившего войну горе и страдание каждого воспринималось общей болью. Но тем удивительнее, что семья Антонен, пережив трудности военного детства, не потеряла оптимизма, какой-то особой чуткости, любви к людям. Муж Эльвиры Робертовны Лев Матвеевич остался в годы войны сиротой и воспитывался в детском доме, сама она была из семьи немцев Поволжья, за что их причислили к «врагам народа» и сослали в Сибирь. Отец на лесоповале, мать работала в колхозе с зари до зари. Детей в детский сад не брали – (враги народа). Нянькой и воспитательницей была 5 – летняя Эльвира. Отсюда чувство высокой ответственности. Несмотря на трудную жизнь, никто никогда не воровал. Даже если угощали, то не всегда брали, т.к. считали, что все сами голодают. При этом они не озлобились, не очерствели душой, а наоборот были восприимчивы к судьбам людей, сохранили огромную любовь к Родине. В школе Эльвира занималась гимнастикой, участвовала в самодеятельности, уже тогда отличалась активностью. «Таково было наше воспитание, - поясняла Эльвира Робертовна. - Интересно, но нас не ожесточили обстоятельства ссылки. У меня нет никакой обиды на государство. Казалось, что все эти меры правильные. Когда я приходила отмечаться в комендатуру с комсомольским значком на груди, мне очень хотелось, чтобы комендант поверил, что я искренне люблю свою Родину. (…) Восторгались комсомольцами героями, готовы были служить Родине в любую минуту, согласны были на любую работу, лишь бы наше участие потребовалось».
Придерживаясь такой жизненной позиции, отношения к жизни, она, безусловно, показывала пример своим ученикам, оказывала влияние на их мировоззрение. Рядом с такой личностью трудно было не стать достойным человеком. Как-то, вспоминая об одном из своих учеников, который, нарушив все запреты взрослых, спасал музейные ценности во время школьного пожара, случившегося из-за замыкания электропроводки, она написала: «Я хорошо помню, своего ученика - Маклакова Ваню, который среди огня, прижимая к груди своими маленькими пальчиками один из макетов музея пробирался где-то под ногами у взрослых. Тогда он учился в 5 классе. А в 8-ом классе на уроке «Политическое завещание Петра I» он напишет: «Я завещаю потомкам своим, чтобы берегли государство. Укрепляйте границы, развивайте армию и флот, торговлю, ибо не быть России. Завещаю хранить сей документ, дабы прочли его потомки и продолжали дела мои». Прошло несколько лет и Ваня Маклаков, вот с такими чистыми помыслами выйдет из стен школы и за полмесяца до 18 лет, будет призван в армию. Затем без прохождения специальной подготовки в учебной части был отправлен в Чечню и погибнет практически сразу. Последнее его письмо было написано на обороте дудаевской листовки. Каждая строчка из этого письма пронизана любовью к матери, к Байдаевке, к природе».
Рассветы Памяти
Эльвира Робертовна сделала из музея настоящую творческую лабораторию для учащихся, которые собирали, исследовали, анализировали исторический материал, они стали настоящими хранителями артефактов воинского, трудового и нравственного подвигов. Она была инициатором создания многих традиций в школе, которые существовали еще долгое время после ее ухода. Но особо вспоминается бывшими учениками традиция – рассветы Памяти: «9 мая в День Победы в 5 часов утра, когда город еще спит, ученики и учителя с факелами шли к памятнику шахтерам на ул. Мурманской. Причем малышам приходить нельзя, но и они тут же за руку с родителями. Заря только-только занялась, а у памятника стоят сотни и сотни ребят. Тишина. И в этой предрассветной тишине раздается голос: «Мой дедушка – Блинов Андрей Павлович пропал без вести!», «Мой брат Клименко Николай Лукич – погиб смертью героя в 1944 году и награжден Орденом Ленина посмертно» и дальше, дальше. Минута молчания. А потом все встали кругом, положили руки друг другу на плечи и долго пели военные песни под гитару».
Хранители малой Родины
Сегодня музей является центром патриотического воспитания, а его экскурсоводы с любовью и уважением хранят память об удивительном учителе и доносят простую мысль до молодого поколения, что проявление интереса и знание истории своей малой Родины уже есть проявление любви к ней. Нам остается только беречь все, что досталось от предшествующих поколений, что для них было бесценно и дорого, потому что несет в себе отпечаток времени – хранит память об их неповторимых судьбах.
Школьный музей сегодня продолжает традиции своего основателя и старается достучаться до каждого сердца, чтобы оно не было пусто и безразлично к истории своей страны, своего народа. В год, когда наш лицей отмечал 50-летие, была учреждена премия имени Заслуженного учителя РСФСР Эльвиры Робертовны Антонен для учителей «за творчество и преданность профессии». Музей продолжает дело всей жизни Заслуженного учителя России и основателя школьного музея «Память», сегодня он один из лучших в городе. Оформлена прекрасная экспозиция, которая представляет интерес даже для профессиональных музейных работников. И еще много-много поколений будут воспитываться на героических подвигах земляков и познавать историю страны не только со страниц учебников на примерах далеких для них событий, а знакомясь с историей, которая будет разворачиваться на их глазах, она будет незримо и живо присутствовать в каждом из тех, кто придет в наш музей.
Комментарии