Обряды
«Культура, обычаи и традиции моей земли», Адыгейск, Республика Адыгея
Рождение ребенка во всех народностях считается радостным событием. Однако, некоторые народы имеют особые обряды, связанные с появлением на свет нового человека. Адыги, как и другие народы, считали, что основная цель семьи, - рождение и воспитание детей.Современный быт адыгов сильно отличается от тех времен, когда практически вся жизнь народа была пронизана многочисленными ритуалами, многие из них канули в лето, часть изменилась, но есть те, которым адыги неукоснительно следуют и в стремительный век технического прогресса- это обряды, связанные с рождением человека.Рассмотрим и сравним какие же обряды сохранились а какие адаптировались в нашем современном мире.
Рождение ребенка во всех народностях считается радостным событием. Однако, некоторые народы имеют особые обряды, связанные с появлением на свет нового человека. Адыги, как и другие народы, считали, что основная цель семьи, - рождение и воспитание детей.Современный быт адыгов сильно отличается от тех времен, когда практически вся жизнь народа была пронизана многочисленными ритуалами, многие из них канули в лето, часть изменилась, но есть те, которым адыги неукоснительно следуют и в стремительный век технического прогресса- это обряды, связанные с рождением человека.Рассмотрим и сравним какие же обряды сохранились а какие адаптировались в нашем современном мире.
Начиная с беременности у адыгов были свои правила и обряды.Так, беременной не следовало посещать похороны (за исключением тех случаев, когда умерший является близким родственником), подстригать волосы – это могло повредить ребенку . Беременной женщине не полагалось соблюдать пост (ураза), разрешалось не делать намаз. У адыгов считается: если беременная женщина будет есть рыбу, ребенок родится слюнявым. Чтобы исправить ситуацию, под носом новорожденного проводят хвостом сырой рыбы. В наше время эти традиции и правила сохранились. Современные девушки соблюдают эти правила.
Адыги считали, что у каждого человека на небе есть своя звезда. Начиная с первого вздоха и до последнего они считали,что эта звезда освещает его путь. Важное значение придавали времени года.Так если ребенок рождался зимой это считалось добрым знаком,если осенью во время уборки урожая говорили, что будет богатым. Весной - жизнь будет яркой.
Когда рождался ребенок на крышу дома отец вывешивал флаг. Пестрый флаг – родилась девочка, однотонный — мальчик. Пусть все знают — в дом пришла радость. В первый год жизни нового члена семьи во дворе дома дедушка по отцу сажал дерево. Ухаживать за ним позже будет подрастающий черкес. Как растет это дерево, так и ребенок набирается разума и воспитания.Обычай вывешивать флаг в наше время не сохранился, может потому что в наш информационный век люди сообщают о новостях разными гаджетами и социальными сетями.
Только лишь после рождения ребенка изготавливалась люлька. Заранее адыги ничего не готовили до рождения ребенка. Люльку не случайно называют первым домиком ребенка. Покачивания люльки, идеально соответствующие ритмам маленького человечка, фактически имитируют состояние ребенка в утробе матери, что обеспечивает малышу безболезненное вхождение в новую среду.
По своей конструкции детская адыгская люлька – это деревянная кроватка со спинками, к которой крепятся дугообразные полозья, обеспечивающие равномерное покачивание. За счет тугого пеленания ребенок неподвижно фиксировался, что оберегало его от травм, а специальное устройство матраса обеспечивало соблюдение норм гигиены – ребенок всегда был сухим и чистым.
К выбору дерева, из которого делали люльку, адыги подходили тщательно и вдумчиво. Боярышник, в представлении адыгов – счастливое дерево, считался идеальным материалом. В таких люльках дети вырастали крепкими, здоровыми и красивыми. А вот, например, терновое дерево для люльки категорически не подходило: якобы детей в таких люльках будут преследовать несчастья. Не подходила в качестве материала и бузина – дети в такой люльке вырастали во вспыльчивых, конфликтных и неуживчивых.
Через две недели после рождения ребенка его торжественно укладывали в люльку в первый раз.
К этому дню семья тщательно готовилась, накрывала стол и ждала гостей. Это был чисто женский обряд, в дом приходили родственницы и соседки. В богатых адыгских семьях при первом укладывании ребенка в люльку устраивались конные скачки.В наше время люльку используют не все. Многие семьи пользуются более современными кроватками и подвесными колыбелями.Укладывание в колыбель не считается каким то праздником.
Еще до того, как ребенка положат в новую люльку, туда клали кота и яйцо. Коты, как известно, сладко спят, а белое яйцо символизировало долгую жизнь, до седин. Дно люльки устилали плотным матрасом из соломы или овечьей шерсти, могли набить матрас и просяной шелухой. Ни одна из тех деталей, которые подвешивали к люльке, не была случайной. Все вместе они действовали как щит, ограждавший ребенка от «злых духов», или, как мы сказали бы сегодня, от новой и потому агрессивной среды, к которой ребенок после рождения пока не адаптировался. Еще лет 100 назад черкесы подвешивали к колыбели раковину улитки, кусок кольчуги, серебряные монеты… и даже медвежьи когти. Под подушку клали кусочек железа или кинжал.
К голове ребенка в зоне темени прикрепляли комочек прополиса, что делало ребенка якобы некрасивым и непривлекательным для людей с «дурным глазом». По этим же причинам малышам пачкали сажей лоб, подбородок, нос. Адыги никогда не качали пустую колыбель и не оставляли ребенка в люльке без присмотра.В наше время семьи которые пользуются люльками могут приобрести все принадлежности в одном месте.Матрас набитый просяной шелухой, подушечки , завязки и люльки продаются. От "дурного глаза" в нашем современном мире используют более современные амулеты в виде булавок с глазком.
Так же существовал обряд первого купания. Чтобы закалить ребенка, его купали в холодной воде, в которую добавляли золу и бросали золотые украшения. Золото, по поверью, символизировало долгую обеспеченную жизнь. После купания на ребёнка надевали «мышиное платье». Это платье шили из чистой, но уже неновой ткани, чтобы малыш прожил сто раз дольше, чем прожила эта ткань. Это платье не подшивалось, чтобы жизнь ребенка не стала короткой. А воду, в которой купали дитя выливали в чистое малодоступное место.
Когда малыш начинал ходить, семья устраивала обряд «Первого шага». На это торжественное событие приглашалось много гостей, готовился праздничный стол, устраивались игры и танцы. Ноги малыша завязывали ленточкой, и самая старшая представительница семьи разрезала её ножницами со словами: «Расти сильным и здоровым малыш». Это делалось , чтобы в будущем малышу ничего не мешало идти вперед.
Следом проводили обряд по определению будущей профессии малыша. На стол клали разные предметы – книги, ручки, деньги и различные орудия труда. Затем малыша подводили трижды к столу и если во всех случаях он брал один и тот же предмет, то это был знак при выборе его профессии.
Так же испекался круглый, сладкий, твердый хлеб на молоке, но не дрожжевой – это символ Земной тверди. Этот хлеб клали на круглый ритуальный Адыгский стол с тремя ножками и ребёночка ставили одной ножкой и вырезали аккуратно вокруг ноги. Этот кусок хлеба давали скушать малышу, а остальной хлеб делили детям и взрослым по маленькому кусочку. Все должны были отведать кусок этого хлеба в поддержку уверенной жизни малыша, чтобы он не спотыкался в жизни.
С первым зубиком малыша связан обряд которому до сих пор следуют адыги.Пока не выпадут все молочные зубы их нельзя было выбрасывать просто так. Выпавший зуб и один кусочек древесного угля заворачивают в белую однотонную тряпочку и перебрасывают через крышу дома. Никто не следит за кулёчком, попал на крышу или перелетел крышу.
Традиция брить голову ребенку при исполнении ему годика сохранилась и в наши дни. Пышные торжества конечно не устраиваются, но это считается важным событием . Волосы с которыми родился ребенок считаются "Мышиными" .После года надо официально сбрить волосы. Раньше приглашался человек покладистого характера и деловой. Клали кругом веревочку на колени бабушки и сажали на эту веревочку ребёнка. Если побрить по обряду, то считалось, что вырастут волнистые волосы. Человек, который брил, в дальнейшем считался, что он курирует жизнь ребенка и сопровождает его по жизни. В наше время обычно бреет отец ребенка.
Как мы видим, в наше время многие обряды и традиции были забыты. Некоторые видоизменились , но все же у адыгов осталось трепетное отношение к рождению ребенка. Сохранение основных структур обрядового комплекса, в некоторых случаях – при сокращении времени проведения отдельных обрядов; появление новых элементов обрядности; повышение у молодого поколения интереса к национальным традициям, стремление к их возрождению; некоторое усиление влияния религиозного фактора; фиксация проведения некоторых семейных обрядов (свадебных и детских) на видеопленку.
Я так же считаю, что нельзя забывать традиции своего народа. В своей жизни по возможности буду стараться следовать традициям и обычаям адыгов. Постараюсь внести свой вклад по сохранению наших обрядов и традиций.
Комментарии