История церкви Успения Пресвятой Богородицы - ХранителиРодины.рф

Нельзя допустить уничтожения нашей страны как Святой Православной Державы. Надо прислушиваться к соборному голосу церкви, которая на протяжении всей истории нашего Отечества помогала народам России достойно преодолевать невзгоды и тяготы смутных времен.

XX век был серьезным испытанием для нашего народа. Страшным гонениям подверглась Русская Православная Церковь. Партия большевиков сочла Русскую православную церковь соперником в идеологическом влиянии на массы. Приверженцы православия подвергались жесточайшим гонениям, а церковь - разрушениям. Так партия большевиков закрепляла за собой монополию на духовную жизнь.

Для России и народа настало время исторического выбора из двух возможных путей. Встанет ли общество, страна на путь возрождения духовных, нравственно-культурных, исторических ценностей или пойдет по пути окончательного самоуничтожения?

Актуальность исследования. История Русского Православия относится к числу наиболее широко осваиваемых тем отечественной историографии в последние годы. Такой повышенный интерес исследователей объясняется снятием ограничений на изучение истории Церкви, открытием возможности работы с малодоступными и засекреченными документами государственных, партийных и ведомственных архивов. Кроме этого, история церкви неразрывно связана с историей народа, проживавшего на территории прихода. Изучение истории родной страны и родного края способствует духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

В наше время ведется строительство новых церквей, но как много еще не восстановленных, полуразрушенных церквей. Когда же они вновь обретут былую силу и святость?

Нельзя допустить уничтожения нашей страны как Святой Православной Державы. Надо прислушиваться к соборному голосу церкви, которая на протяжении всей истории нашего Отечества помогала народам России достойно преодолевать невзгоды и тяготы смутных времен.

Деревня Висляево находится на востоке от Калуги по направлению к Тульской области. Висляево отличается удивительной красотой. Здесь протекает река Ока, она придает деревне особое величие.

«Село Висляево и деревня Ладыгино Анны Алексеевны Хитрово, в бесспорном отводе, расположено по обе стороны безымянного и на левой стороне Висляевского оврагов.

Церковь каменная, Пресвятой Богородицы. Дом господский деревянный, с плодовитым садом. Деревня (Ладыгино) по обе стороны Лодыженского оврага»1.

Наиболее ранние сведения о селе Висляево и о церкви находятся в писцовой книге Алексинского уезда П. Сафонова и подьячего Г. Никифорова за 1627-1629 гг.: «За Олферьем

Семеновым сыном Хитрым в поместье село Висляево, а в нем церковь во имя святаго мученика

___________

1Сборник «Описание и алфавиты к Калужскому атласу» издания 1782 год, лист 106.



Георгия, стоит без пения и не священа, а у церкви место попово пусто, двор дьячков Ортюшки Иванова, пашни паханые церковные, и перелогом и лесом поросло добрые земли пятнатцеть четей в поле, а в дву по тому ж, сена меж поль и по Оке-реке тритцать копен»1.

В ревизской сказке о дворовых людях и крестьянах села Висляево 1-й ревизии сохранилось описание его Успенской церкви: «В селе Висляеве церковь во имя Успения Пресветыя Богородицы деревянная»2.

По данным клировых ведомостей 1890 года «Успенская церковь села Висляево была построена в 1771 г. «тщанием» тайного советника Якова Лукича Хитрово»3 (Приложение I, стр. 6).

Здание построено было с колокольней, кругом обнесено оградой. Престол в ней был один холодный, во имя Успения Пресвятой Богородицы. При церкви жил Священно - церковнослужитель в собственных деревянных домах.

При церкви усадебной земли было 3 и пахотной 33 десятины. Сенокосов, лесов и других угодий при церкви не имелось.

Располагалась церковь в 35 км от консистории. Ближайшие церкви были: на западе Кирилловская в 7 км, на востоке Борщевская 3 км, на юге Преображенская в селе Забелино в 5 км, на севере Сергеевская за Окой в 3 км.

В приходе церкви имелось церковноприходское училище.

В 1884 году производилась опись церковного имущества, заверенная печатью консистории.

Большой вклад в поддержание благолепия приходского храма внес землевладелец, калужский мещанин Иван Васильевич Рыжов, который являлся церковным старостой с 1896 года.

В деревне Висляево имелась церковно-приходская одноклассная школа, построенная в 1915 году.

«После 1917 года приход села был малочисленный, священник был определен к церкви села Забелино» 4.

В 30-х годах церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Висляево приостановила свою работу, сельчане не могли препятствовать этому.

После закрытия церкви в конце 30-х годов в ее здании располагался колхозный склад, что предотвратило его интенсивное разрушение. С конца XX в. здание пустует.

_____________

1 РГАДА. Ф. 1209. Поместный приказ, Вотчинная коллегия и Вотчинный департамент. Оп.1. Кн. 10327. Л. 641-643

2 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 61. Л. 180.

3 ГАКО. Ф. 33. Д.1790. Л. 230.

4 ГАКО.Ф. 33. Оп. 2. Д. 2309. Л.27

К сожалению, первоначальный архитектурный план храма и его описание не сохранились, поэтому определить замысел архитектора можно только при непосредственном контакте с объектом.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы построена из красного кирпича в стиле классицизма. Церковь была побелена, т.к. имеются следы штукатурки и побелки.

Архитектурным типом церкви Успения Пресвятой Богородицы является «корабль». Он имеет прямоугольную форму, в которой располагаются с запада на восток колокольня, трапезная, храм.

Храм построен в форме латинского креста (продольный и поперечные нефы). Средокрестие увенчано изящным высоким световым восьмериком с шлемовидным куполом и малым восьмериком на его вершине. Барабан купола был пронизан светом, т.к. каждое ребро барабана имеет широкие окна. С запада к прямоугольной трапезной примыкает высокая колокольня в четыре яруса: два нижних яруса – четверики; два верхних яруса – восьмерики. Окна на восьмериках колокольни расположены через ребро. На углах церкви имеется рустовка. На фасадах расположены необычно низкие окна. Над северным порталом, возможно, была икона или фреска, т.к. имеется явное углубление.

Трапезная в церкви с севера и юга имеет высокие окна, поэтому была очень солнечной. Над каждым окном трапезной и северного и южного портала храма, скорее всего, имелись рельефные медальоны.

Из фресок сохранилось лишь фрагментарно изображение «Тайная вечеря», показывающая последнюю трапезу Иисуса Христа со своими двенадцатью ближайшими учениками (Приложение II, стр.7,8).

Можно предположить, что внутреннее убранство храма было богато, т.к. оставшаяся фреска говорит о яркости красок и пластичности линий.

11 ноября 2019 года мы посетили коренного жителя деревни Висляево Орлова В.И., 1946 года рождения. Родители Орлова Владимира Ивановича и все родственники проживали в деревне Висляево (Приложение III, стр. 9).

Мать Владимира Ивановича Орлова (Степанова) Мария Ивановна посещала церковь и стояла на службе с другими прихожанами, разглядывала загадочные лики святых, ощущала запах ладана. Но когда закрыли храм, местные жители были вынуждены прятать иконы. Марии Ивановне было очень страшно и непонятно, почему её мать и она сама только вчера стояли у святых икон, а сегодня убирают их подальше. Мария Ивановна и жители села тогда не могли представить, что больше никогда не увидят эту церковь действующей1.

________

1 Воспоминания В.И. Орлова, записанные Данилочкиным Кириллом 11 ноября 2019 года.



Каждый из нас должен чувствовать ответственность за наследие, оставленное нашими предками. К сожалению, многие старинные здания сейчас безвозвратно утрачены. Очень жаль, что среди этих зданий есть и церкви, которые были разрушены по велению богоборческой власти. Мы лишены возможности наслаждаться величественной красотой всех храмов тех лет.

Хочется надеяться, что наше исследование заинтересует общественность, и это, в свою очередь, станет началом возрождения церкви.

Возможно, мы услышим звон колоколов, которые остановились на века.



Комментарии