"Учитель не бывает бывшим, учитель - это навсегда..." - ХранителиРодины.рф

Эссе посвящено ветерану педагогического труда, Заслуженному учителю Республики Дагестан Минаеву Альмадину Анусовичу. Честный, принципиальный, высококвалифицированный специалист, мудрый наставник и руководитель, он всегда был примером того, каким должен быть настоящий человек, настоящий учитель.

«Учитель не бывает бывшим, учитель – это навсегда…»

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. Катон

Чем измерить важность и значимость человеческой жизни? Какие для этого существуют критерии? Количество прожитых лет, значимость совершенных дел для окружающих, какие-то личные характеристики? В любых сочетаниях, при любой избранности, герой моего эссе (а по совместительству еще и мой родной дедушка) заслуживает высшей оценки, какими бы строгими и беспристрастными ни были судьи.

Минаев Альмадин Анусович родился в селении Бонай-аул Новолакского района Дагестанской АССР в далеком 1937 году. Третий сын в семье, самый младший ребенок, мальчик рос живым и любознательным человеком.

В 1944 году ему пришлось разделить судьбу своего многострадального народа, депортированного в Казахстан и Среднюю Азию с ярлыком «изменников Родины». Стоит ли говорить о том, как остро он переживал даже не тяготы этого ужасного «пути смерти», а несправедливость этого гнусного обвинения. Каждый раз, когда он вспоминает об этой странице своей жизни, голос его прерывается, у него перехватывает дыхание и появляется влажный блеск в глазах.

Слушая рассказы деда, я всегда задавалась вопросом, смогло бы сегодняшнее молодое поколение пройти сквозь горнило испытаний, выпавших на его долю. И каждый раз ответ на этот вопрос представлялся мне отрицательным. Изнеженные, без твердых нравственных и культурных устоев, мы вряд ли выдержали бы такую схватку с судьбой.

Но, какие бы испытания ни выпали на долю человека, жизнь продолжается. Оказавшись волею судеб в далекой Киргизии, хлебнув с лишком из чаши горя, Альмадин с семьей поселился в селении Пригородное Чуйской области. Закончив здесь семилетнюю школу (куда он из-за незнания языка смог устроиться только спустя два года), Альмадин очень хотел продолжить учебу. Мальчику легко давались науки, особенно хорошо получалось у него с математикой и физикой, к которым он испытывал истинную страсть. Проводя параллель, я сравниваю отношение к учебе современных подростков, которые, имея для учебы огромные возможности, часто теряют время на пустые развлечения, и опять сравнение явно не в нашу пользу.

Средняя школа была только в поселке Новокубанка, в 40 километрах от Пригородного. Невольно вспоминается безымянный герой рассказа В. Распутина «Уроки французского», вынужденный уехать от семьи в райцентр в пятидесяти километрах от дома, чтобы продолжить учебу. Но, в отличие от героя рассказа, на дедушке, как спецпереселенце, лежало еще ограничение передвижения в радиусе пяти километров от места регистрации.

После многих хлопот и проблем (среди которых и пребывание пятнадцатилетнего мальчугана в отделении милиции в течение пяти суток) мальчик все же устроился в школу-интернат поселка Новокубанка и успешно ее окончил.

В 1958 году, после возвращения на историческую родину, он поступает на физико-математический факультет Чечено-Ингушского педагогического института, на пятом курсе которого (ввиду нехватки педагогических кадров) его направляют в селение Мескеты, где судьба дарит ему шанс поработать под началом замечательного человека, талантливого писателя, мудрого наставника Айдамирова Абузара Абдулхакимовича. Этот период своей жизни, знакомство с этим великим, но необыкновенно скромным человеком, дед всегда вспоминает с гордостью. Вообще, по рассказам деда, ему всегда везло на встречи с интересными людьми. Проработав в мескетинской школе год, он перебрался в вехнегерзельскую, поближе к дому. В 1964 году, получив открепление, он возвращается в ставшее уже родным селение Покровское, где после возвращении на Родину проживает его семья. С этого времени и почти на полвека начинается его педагогическая эпопея, полная любви к людям и своей профессии, озаренная светом жертвенности во имя воспитания и обучения подрастающего поколения.

Каким человеком он был, что в нем прежде всего запомнилось людям? Я от многих людей слышала отзывы о дедушке, и они всегда одинаковы: «Честный, принципиальный, мудрый человек, обладающий энциклопедическими знаниями, способный наизусть декламировать целые страницы из известных классиков литературы, чуткий наставник, снисходительный к чужим слабостям, но предельно требовательный к самому себе. Его трепетное, благоговейное отношение к своим урокам, осознание важности миссии педагога на земле способствовали воспитанию целой плеяды учителей, которым было на кого равняться. С благодарностью и признательностью вспоминают они «уроки жизни», преподанные им Альмадином Анусовичем».

Полвека служения людям, любимому делу, полвека кристально чистой репутации честного, принципиального человека, педагога и руководителя – разве этого мало, чтобы заслужить уважение и почитание всех, кто сталкивался в жизни с этим замечательным человеком? Безусловно, нет.

Проработав два года учителем в родной школе, в 1966 году при поддержке коллег и рекомендации руководства управления образования и администрации района, Альмадин Анусович возглавил Покровскую школу и оставался ее бессменным руководителем в течение сорока восьми лет. Сорок восемь лет – почти полвека, отданные любимому делу, родной школе. Полвека служения великим идеалам педагогики, служения людям, на благо своему народу и стране. Разве это не подвиг во имя человечества? Разве это под силу каждому?

Да и можно ли считать работой полвека, проведенные в школе? Ведь многим столько не отпущено и для всей жизни. Можно смело сказать, что школа и была его жизнью, что он не работал, а жил школой, своим любимым детищем, целиком и полностью отдаваясь выбранному призванию. Всю свою жизнь дедушка гордился своей причастностью к педагогическому сообществу, верностью идеалам педагогов-просветителей прошлого и настоящего. Если посмотреть, в селе не найдется ни одного дома, в котором бы не жил его ученик. А много и таких домов, где живут два, а то и три поколения людей, которых он «выпустил в жизнь».

Все это не помешало деду быть образцовым семьянином, поставившим на ноги и давшим прекрасное образование и воспитание пятерым детям: трем сыновьям и двум дочерям. Двое из его детей продолжили дело своего отца и работают учителями в родной школе, остальные посвятили жизнь экономике и медицине. Талантливый человек талантлив во всем! Про кого это можно сказать с уверенностью, как не о моем дедушке?

Всеобщее уважение к Альмадину Анусовичу, признание его заслуг, огромного вклада в воспитание детей – заслуженная награда дедушке за полвека добросовестного, кропотливого труда во благо людям. Не осталось в стороне и непосредственное начальство Ильмадина Анусовича. Десятки грамот, благодарностей и дипломов (начиная с муниципального и заканчивая федеральным уровнями), многочисленные награды, поощрения и звания являются красноречивыми доказательствами его верности выбранному делу, соответствия высоким идеалам педагогического дела. Добро, сделанное людям, непременно возвращается к совершившему. Впрочем, как и зло.

Сейчас мой дедушка на заслуженном отдыхе. Он также живо интересуется новостями из жизни родной школы, является почетным гостем на всех школьных праздниках, всегда готов прийти на помощь и словом, и делом своим коллегам, является для них мудрым наставником, настоящим примером того, каким должен быть настоящий учитель, Учитель с большой буквы!

В далекие студенческие годы

Коллектив Покровской СШ в 70-е

Последний звонок - еще один выпуск

Новый год - особенный праздник

С коллегами

Научно-практическая конференция

Всегда на посту - обходя свои владения

"Жизнь прожить - не поле перейти..."

Комментарии