"Народные мастера" - ХранителиРодины.рф

«С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся» Русская пословица В маленьком школьном краеведческом музее в д. Большая Плавица, а так же в музее при Тихвинском доме культуры много экспонатов кустарного производства, подаренных жителями д. Большая Плавица и с. Тихвинка. Особенно много изделий из дерева. Это и предметы быта, и орудия труда. Все они являются результатом кропотливого труда кустарей-ремесленников. Принимая непосредственное участие в пополнении коллекции музеев, мы, учащиеся гимназии, увлекающиеся историей решили изучить наши музейные предметы, чтобы проследить развитие деревообрабатывающего ремесла в нашей местности в XX вв. Этому и посвящена моя исследовательская работа.

"Не без ума, так и не без промысла"

Ремесло – это мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда и личном мастерстве работника. Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека и с течением времени приобрело такие формы как домашнее ремесло, ремесло на заказ и ремесло на рынок. Домашнее ремесло называют домашней промышленностью или промыслами, а ремесло на заказ и на рынок – кустарной промышленностью. Однако, в русской статистической литературе нередко все ремесленники XIX - XX вв. назывались кустарями [1].

Таким образом, объектом нашего исследования является крестьянский деревообрабатывающий промысел в нашей местности, а предметом – музейные экспонаты - предметы мебели (комод, детская люлька), орудия труда (рубели, маслобойки, чесалки, прялки, ступа, толкач, шпульки от прялок, колодки для изготовления обуви, валёк) и предмет быта – деревянная ложка.

Промыслы и ремесла имели огромное значение в жизни людей. В эпоху натурального хозяйства, занимаясь ими, они обеспечивали себя необходимыми вещами. С развитием товарно-денежных отношений кустарное производство постепенно теряло свое значение. Тем не менее, ремесленные изделия – это свидетели жизни наших предков, поэтому их изучение всегда будет актуальным. В связи с этим, мы надеемся, данным исследованием вызвать интерес сверстников к истории быта нашего села и региона, а так же показать пример мастерства и трудолюбия, рассказав о судьбах героев данного повествования.

Итак, главная цель моего исследования является изучить проблему развития деревоперерабатывающего ремесла в нашей местности во II половине XX в.

Для этого я поставила перед собой следующие задачи:

1) рассмотреть историю крестьянского деревообрабатывающего промысла в Усманском уезде Тамбовской губернии XIX – начала XX в.;

2) исследовать, как развивался этот промысел в д. Большая Плавица и его окрестностях во II половине XX в.

Главным источником информации послужили уже перечисленные нами экспонаты двух небольших музеев. Конечно, наши музеи трудно так назвать, скорее это небольшие экспозиции, рассказывающие о бытовой культуре двух сел и их окрестностей, но, несмотря на это, мы берём на себя смелость использовать музейную терминологию для анализа вещественных источников. Так мы провели атрибуцию (выявление присущих предмету признаков) каждого музейного предмета, о результатах которой расскажем в основной части работы [1].

Библиография данной работы включается в себя шесть наименований.

Для своего исследования мы познакомились с литературой краеведческого характера. Очень интересный материал содержится в учебном пособии Долженковой М.И., Толмачева Ю.А. «Тамбовская художественная

культура». Данное пособие представляет собой обобщенный материал по истории художественной культуры Тамбовского края. Оно посвящено рассмотрению культурно-исторических традиций Тамбовского региона в период до 1917 г. В своей работе авторы опирались на документальные материалы, хранящиеся в Государственном архиве Тамбовской области, материалы дореволюционной периодической печати, монографические исследования тамбовских краеведов и искусствоведов, а также многочисленные публикации, отражающие особенности развития и проявления в регионе самых разнообразных компонентов народной культуры и профессионального художественного творчества.

В «Очерках по истории Усманского края» Бориса Петровича Княжинского рассказывается об истории Тамбовского края XVI – XIX вв. и истории г. Усмани и Усманского уезда XVII - XIX вв. Здесь нас особо интересуют сведения, добытые Княжинским в «Статистическом описании Усманского уезда Тамбовской губернии» Н.А. Бунина. Так же, мною были изучены некоторые документы, собранные в Хрестоматию по истории Тамбовского края «И пыль веков от хартии отряхнув…». В данном сборнике содержатся документы по истории Тамбова и Тамбовской губернии (а затем области) XVI – XX вв.

Кроме того, некоторые сведения о деревообрабатывающих ремеслах и промыслах мы почерпнули в статьях «Ремесла и промыслы Спасского уезда» мордовского краеведа С. Оленина и «Домашние» ремесла и одежда русских крестьян Оренбургской губернии» оренбургского краеведа Савиновой Т.Н. Первая статья написана по материалам статиста-исследователя начала XX в. Н. Юрина. Вторая же нам интересна тем, что в XIX в. большую часть переселенцев в Оренбургскую губернию составляли жители Тамбовщины.

В качестве справочной литературы была использована Большая Советская энциклопедия.

Большую роль в этом исследовании сыграли воспоминания коренных жителей д. Б. Плавица Паниной Ларисы Васильевны, Крюковой Ирины Васильевны, Куракиной Нины Ивановны, Кузиной Галины Григорьевны, Дроздовой Наталии Алексеевны и Невейкина Петра Тихоновича, а так же Кондратовой Нины Анатольевны и Кутищевой Ольги Николаевны.

Тамбовский край всегда считался самым плодородным краем Центральной России. Особенно богаты черноземом были южные и юго-западные уезды Тамбовской губернии. Поэтому, главным занятием населения всей губернии являлось земледелие. Однако, как и по всей России в XIX – начале XX в., развивались и промыслы. «Художественные ремесла на Тамбовщине были очень распространены. Каждая крестьянская семья почти полностью обеспечивала себя предметами быта, одеждой, нехитрой обувью, мебелью, посудой и тому подобное» [2; 20].

Распространение ремесел в Тамбовской губернии имело ряд особенностей:

- во-первых, «ремесло в крестьянском хозяйстве имело существенное, но далеко не преобладающее значение» (все-таки земледельческий край).

« В целом в губернии занятие промыслами было явлением крайне нехарактерным, промыслы встречаются лишь в 1,25% населенных пунктов и ими занято 3, 75% мужского населения губернии. Занимались промыслами в свободное от полевых работ время» [2; 20].

- во-вторых, «внутри каждой крестьянской общины существовала некоторая специализация. Ряд членов общины, освоив то или иное ремесло, занимались кустарным промыслом, выполняли заказы односельчан и иногда вывозили свой товар на ярмарку» [2; 20].;

- в-третьих, «в целом, по региону кустарные промыслы не получили широкого развития, а были направлены лишь на удовлетворения утилитарных потребностей местного населения. Вот почему многие энциклопедические издания, характеризуя хозяйства Тамбовской губернии на руб. XIX – XX вв., подчеркивали, что число кустарей в целом было невелико и составляло только 5% от всего мужского населения» [2;20].;

- в-четвертых, «наиболее распространенным был деревообрабатывающий промысел» [2; 20].

Действительно, статист-исследователь начала XX в. Н. Юрин писал: «Лесная промышленность в пределах Тамбовской губернии находится в руках крестьян и носит преимущественно характер скорее промысла…» [4].

«Лесные промыслы, именовавшиеся статистикой того времени кустарными древодельными промыслами имели для Тамбовской губернии огромное значение». Самым крупным считался бондарный промысел. К нему относилось производство бочек, чанов, кадок, ушатов, ведер, лодок. За ним шел щепной промысел: игрушки, посуда, деревянные корыта, ковши, лопаты, прялки, гребни, лапти, рогожи и т.д. Была даже мебельная промышленность, колесный и экипажный промыслы» [4].

Однако следует заметить, что промыслы вообще и древодельный в частности получили наибольшее развитие в северо-восточных уездах губернии, в Усманском же уезде (юго-запад губернии), который нас интересует, кустарная промышленность отсутствовала [3; 155]. Об этом же свидетельствуют статистические данные. Дело в том, что уже в XIX в. в Тамбовской губернии стали активно осуществляться исследования народных промыслов. В 1850, а затем 1870 гг. Императорское географическое и Вольное экономическое общества, а так же Центральный статистический комитет сделали попытки собрать сведения о кустарных промыслах. В результате в 1872 г. появился сборник «Материалы для изучения кустарной промышленности и ручного труда в России». К сожалению, Усманский уезд вообще не представлен сведениями о наличии в нем промыслов. Статистические данные позволяют сделать выводы о том, что наиболее развиты промыслы были в северо-восточных уездах, а наиболее распространенным был промысел, связанный с обработкой дерева [2; 21].

Конечно, все это не случайно! Ведь северные и северо-восточные уезды Тамбовской губернии располагаются в лесной и лесостепной зоне и поэтому не отличаются большим плодородием почв. Для того чтобы прокормиться, крестьяне этих уездов вынуждены были заниматься

промыслами. Такую возможность давал им лес.

Южные и юго-западные уезды – это территории, располагающиеся по большей части в степной зоне, обладающие высокой плодородностью почв. Известно, что по приблизительным подсчетам, в Усманском уезде в

I половине XIX в. в среднем «почва центральной и восточной частей уезда за реками Матренкой и Плавицей, давала урожай на десятину до 100 пудов или 16 центнеров на гектар». Это в то время, когда «в западной половине уезда… урожай редко превышал… 4,3 центнера с гектара» [3; 151]. Если это так, то, что же тогда можно сказать об урожайности в северной части губернии? Она

явно была намного ниже!

Тем не менее, несмотря на относительно высокие урожаи, крестьяне Усманского уезда страдали от малоземелья на протяжении всего XIX в. Недостаток земли заставлял их переселяться в Оренбургскую, Саратовскую и Таврическую губернии [3; 154]. Вот что пишет об этом оренбургский краевед Т.Н. Савинова: «Некоторые оренбургские села были основаны выходцами из Тамбовской губернии. Главным из их домашних промыслов можно назвать изготовление деревянных изделий (колесный, тележный, санный, бондарный промыслы). В 1857 г. государственными крестьянами, переселившимися из села Сенцовки Тамбовской губернии, было основано с. Сенцовка. «Не зная отдыха в летнее время, - пишет И. Невский о «домашних» промыслах селян, - сенцовские крестьяне, незнакомые с ремеслами, зимой сидят почти без дела. Только немногие из них имеют заработок в это время…» [5].

К концу XIX – началу XX в. положение с промыслами в Усманском уезде значительно улучшилась. Обследование 1883 г. выявило 12% хозяйств с промыслами и ремеслами. А по результатам первой переписи населения 1897 г. «14,1% хозяйств имели подсобные промысловые занятия» [3; 199]. Такая ситуация становиться понятной, если вспомнить, в каком тяжелом положении оказались русские крестьяне после отмены крепостного права, давшего стимул к развитию капитализма в России. Усилившееся малоземелье, резкое повышение арендной платы за землю, необходимость платить выкупные платежи заставляло крестьян искать дополнительные заработки.

К сожалению, мы не обладаем точными сведениями о крестьянских деревообрабатывающих промыслах в данный период времени, но можем судить о них по косвенным данным. Так, в «Обзоре Тамбовской губернии за 1904 г.» о торговле говориться: «… сельские же ярмарки… существуют почти для одного крестьянского населения и являются поэтому местом продажи и купли, главным образом, предметов, необходимых сельскому быту. …предметами торга являются… местные изделия из шерсти, льна, дерева и железа…»[7; 122]. В Усманском уезде в селах Березнеговатка и Беляево делали прялки. В анналы истории художественных ремесел Тамбовской губернии попал житель Усманского уезда, лучший мастер по их изготовлению Я.П. Иванов [2; 22].

Таким образом, несмотря на отсутствие у нас прямых данных о деревообрабатывающем промысле в Усманском уезде, мы можем сделать следующие выводы. Кустарные промыслы и ремесла в нашем уезде имели те же особенности, что и во всей Тамбовской губернии. Ими занимались меньше, чем в остальной части Центральной России в – начале XX в. Причиной тому был природно-климатический фактор. Выполняя заказы и вывозя свой товар на ярмарки, крестьяне удовлетворяли по большей части бытовые потребности только местного населения. Именно поэтому, несмотря на то, что в нашем крае леса мало, в Усманском уезде, как и во всей губернии, самым распространенным среди крестьян был деревообрабатывающий промысел. Продукция из дерева была наиболее востребована в крестьянском быту.

"Какие труды, такие и плоды"

Востребованными изделия из дерева в нашей местности были и в XX в. Проведя атрибуцию имеющихся в наших музеях деревянных предметов, я пришла к выводу, что все они были сделаны и использовались в середине - II половине XX в. Коренная жительница д. Большая Плавица Кузина Галина Григорьевна 1944 года рождения рассказала мне, что она использовала валёк (плоский деревянный брусок с рукоятью для выколачивания белья при полоскании) и рубель (деревянную доску с вырубленными поперечными желобками для прокатывания белья при его глажке) ещё в 80-е годы. То же самое утверждает педагог-организатор нашей школы Дроздова (Белкина) Наталия Алексеевна, вспоминая хлопоты по хозяйству своей бабушки, полной тезки.

Совсем недавно, в 90-е годы активно пользовались ручными деревянными маслобойками (приспособление для взбивания сливок или сметаны в сливочное масло), так как почти каждая семья в нашем селе в то время держала корову и далеко не все тогда могли позволить купить электрический аппарат.

Прялки (устройство для прядения одной нити пряжи) используют до сих пор, но очень редко и только пожилые женщины села, которые прядут нить и вяжут из неё шерстяные вещи. Шерстопрядение невозможно без чесалок - орудие в виде гребня с длинными ручками для чесания шерсти. Прялок, шпулек (катушек, на которые наматывается пряжа в прялке) и чесалок (чёсок, как их называют жители нашего села) сохранилось много, почти в каждом доме, но они без дела лежат на чердаках и в подсобных помещениях.

В каждом доме, где держат домашний скот, есть ступа – деревянный сосуд, в котором толкут что-либо пестом (толкачом). Сегодня её используют только для приготовления пищи домашним животным – толкут зерно и овощи.

В нашем школьном музее сохранились колодки (детская и с ноги взрослого человека) – деревянные болванки в форме ноги до щиколоток для шитья и чистки обуви. Кузина Галина Григорьевна, которая нам их подарила, рассказала, что они принадлежали её отцу. Он, при их помощи плел лапти.

Кто же был автором всех этих изделий? Нам не удалось установить авторство большинства их, но нам известны имена тех, кто занимался деревообрабатывающим ремеслом не только для нужд собственной семьи, но и на заказ, то есть, можно сказать промыслом. Самыми известными в д. Большая Плавица были два мастера: Зайцев Василий Васильевич и Белкин Иван Васильевич.

Зайцев Василий Васильевич родился 14 марта в с. Замарай-Боровское. В семье было шестеро детей, среди которых он был старшим, поэтому вся забота о его братьях и сестре легла на его плечи. С детства он трудился вместе с взрослыми в поле. Окончив школу, остался в селе. В армию попал служить в Морфлот на Тихом океане, прослужив радистом на корабле 5 лет. Затем, вернувшись в родное село, женился. И первый свой опыт в строительстве приобрел, построив свой дом, когда отделился от родителей. Очень любил мастерить из дерева. В 1972 г. он с семьей (женой и тремя дочерьми) переехал жить в с. Большая Плавица. Сам построил новый просторный дом, в котором каждому отводилась комната. Всю жизнь проработал в колхозе им. Калинина. Был бригадиром строительной бригады, в которой сам выполнял всю плотницкую работу. Уйдя на пенсию, продолжал заниматься любимым делом. Умер 16 мая 2001 года.

По свидетельству его дочерей Паниной Ларисы Васильевны и Крюковой Ирины Васильевны, Василий Васильевич был известным мастером своего дела. Мог делать двери, кухонные столы, табуреты, скамейки, вязать рамы. Местные жители часто обращались к нему с просьбами в постройке веранд, стропил для крыши дома. Вся кухонная утварь в доме была сделана его руками: скалки, весёлки, ложки, дёжки (емкости для заквашивания теста), кадушки для засолки овощей, бочки, маслобойки. Василий Васильевич мастерил так же рамы для зеркал, рамки для картин, деревянные санки и игрушки для своих детей и внуков. На заказ делал сани, дуги для лошадей, лодки. К своей работе он подходил творчески, с выдумкой. Примером тому служит замечательный резной карниз крыши здания Тихвинской администрации, который сохранился до сих пор.

Белкин Иван Васильевич родился 6 июня 1917 г. в с. Большой Самовец ныне Грязинского района. В с. Большая Плавица переселился из-за работы. Всю жизнь трудился в МТС. В Большой Плавице Иван Васильевич женился. У него и его жены Натальи Алексеевны родилось восемь детей, трое из которых умерли. Был призван на фронт в 1942 г., но воевал всего три месяца, так как получил тяжелое ранение в голову, из-за чего был комиссован. Был мастером на все руки. Освоил такие профессии как сварщик, слесарь, строитель, но больше всего любил плотницкое дело. В его доме, который он построил своими руками, была мастерская, где хранилось множество инструментов. Все их Иван Васильевич содержал в полном порядке в шкафах и на полках, а мастерскую свою запирал на замок. Для своего дома и семьи он все делал своими руками, многое выполнял на заказ, в том числе и мебель. Умер 2 января 1985 г. от удушья, так как страдал астмой.

Наибольший интерес из сохранившихся работ Зайцева В.В. представляет деревянная ложка с длинной ручкой завершающейся крючком.

По её виду мы можем судить, что она совершенно новая, ею никогда не пользовались. В ложке прослеживаются элементы типичного для Тамбовской губернии стиля. Мастера по изготовлению деревянной посуды в XIX в. делали своеобразные черпаки. Они «имели круглую форму с плоским дном, с высокой, поднимающейся вверх ручкой с крючком» [2]. По словам Крюковой Ирины Васильевны такой черпак был у них в доме, но, к сожалению, не сохранился.

Среди работ Белкина И.В. прекрасно сохранился комод. Дочь Ивана Василевича Куракина Нина Ивановна 1952 года рождения утверждает, что помнит его с раннего детства, поэтому можно предположить, что сделан он был в конце 50 – начале 60-х годов. На это же указывает и стиль, в котором сделан комод, господствующий в мебельной моде того времени. Комод выкрашен в желтую краску. По тем местам, где она облупилась можно определить, что красился он только однажды, значит это та краска, которую наносил ещё Иван Васильевич. Украшением комода являются ручки его ящиков, но они явно фабричного производства.

В музее при Тихвинском доме культуры есть ещё один интересный экспонат - детская люлька (подвесная колыбель). Её сделал восьмидесятивосьмилетний житель нашего села Невейкин Пётр Тихонович. Петр Тихонович рассказал нам, что смастерил эту колыбель, когда родилась его старшая дочь, то есть в 1952 году. Люлька выглядит так: между довольно широкими и толстыми деревянными планками прикреплен кусок войлочного полотна. Ремни, за которые люлька крепиться к потолку сделаны из дерматина.

Интересно, что, скорее всего, такая люлька типична для всей нашей местности. Учитель математики нашей школы Кондратова Нина Анатольевна (уроженка с. Талицкий Чамлык) и учитель начальных классов Кутищева Ольга Николаевна (уроженка с. Пушкино) утверждают, что в их родительских домах были точно такие люльки.

Подводя итог нашему исследованию, мы можем сказать, что во II половине XX в. в д. Большая Плавица продолжало сохраняться деревообрабатывающее ремесло и даже промысел. В деятельности мастеров Зайцева В.В. и Белкина И.В. мы видим, что они занимались всеми видами этого промысла: бондарным, щепным и мебельным. Они были носителями традиций плотницкого мастерства, переданных нам предыдущими поколениями. Но с их смертью умер и промысел. Однако, ремесло живо. Продолжателем традиций ремесла сегодня в д. Большая Плавица является Алисов Вячеслав Владимирович.

Заключение 

В ходе данного исследования я попыталась рассмотреть историю крестьянского деревообрабатывающего промысла в Усманском уезде Тамбовской губернии XIX – начала XX в. Проанализировав имеющиеся у нас данные, мы установили, что деревообрабатывающий промысел был самым распространенным в наших краях, так как его изделия были, выражаясь современным языком, товарами широкого потребления. Без них не могло обойтись ни одно крестьянское хозяйство.

Исследуя, как развивался этот промысел в д. Большая Плавица и его окрестностях во II половине XX в., я определила, что он продолжал существовать, но уже умирал. Это, безусловно, связано с быстрым развитием рыночных отношений в нашей стране, которые привели к потере массового спроса на продукцию этого промысла, впрочем, как и других промыслов. Улучшившееся материальное положение людей и желание облегчить себе быт вызвали стремление приобретать технические новинки. В других, более развитых странах мира подобные промыслы давно канули в лету. Сегодня изделия из дерева и у нас изготавливаются в большинстве случаев для удовлетворения эстетических, а не хозяйственных потребностей людей. Дерево все больше заменяет пластик, несмотря на моду на все натуральное.

Таким образом, занявшись изучением проблемы развития деревоперерабатывающего промысла и ремесла в нашей местности во II половине XX в., я смогла, пусть не в полной мере, но в какой-то степени выявить её аспекты. Итак, на основании результатов данного исследования мною, на мой взгляд, было доказано существование деревообрабатывающего промысла в д. Большая Плавица во II половине XX в.

Источники и литература  

1. Большая Советская энциклопедия// изд-во «Советская энциклопедия», М., 1978

2. Долженкова М.И., Толмачев Ю.А. «Тамбовская художественная культура»// изд-во ТГТУ, Тамбов, 2006

3. Княжинский Б.П. «Очерки по истории Усманского края»// Липецк, 1995

4. Оленин С. «Ремесло и промыслы Спасского уезда»// Саранск, 2007

5. Савинова Т.Н. «Домашние ремесла и одежда русских крестьян Оренбургской губернии»// Оренбург, 2009

6. Свидетельства очевидцев

7. Хрестоматия по истории Тамбовского края «И пыль веков от хартии отряхнув…»// Изд. центр Тамбовского ордена «Знак Почета» ГПИ, 1993







Комментарии