Финалист краеведческой олимпиады 2020 года
Самара Космическая
Космическая столица Росиии и её роль в развитии космонавтики нашей страны , Самара, Самарская область
У каждого человека есть малая Родина. Обычно с ней связаны детство, юношество, а иногда и вся жизнь людей. Это может быть город—миллионик, огромный мегаполис или маленькая деревня. Моя малая Родина — это город Самара. Мало кто знает, но она тоже является столицей России. Правда, не обычной, а космической. Вы знаете, где изготавливались ступени легендарной ракеты "Семерки"? А где отдыхал Юрий Гагарин после своего первого полёта? Может быт,ь Вы интересуетесь космонавтикой и мечтаете однажды полететь в космос, но не знаете всех тонкостей этой отрасли? На эти и многие другие вопросы Вы найдёте ответ в моей статье. Вы узнаете об истории становления космической промышленности в России, о закрытом городе Куйбышеве — родине первой в мире ракеты—носителя и о ветеранах отрасли, отдавших свою жизнь и судьбу служению великой идее покорения космоса.
Самара - космическая столица России.
Мы привыкли думать, что у России всего две столицы — Москва и культурная столица — Санкт-Петербург. И только жители города Самары знают, что они живут в космической столице России.
Вот уже несколько десятилетий РКЦ «Прогресс», расположенный в Самаре, является одним из главных заводов по производству ракетно-космического оборудования. Предприятия Самарской области — это десятки тысяч высококлассных специалистов, это элита научной мысли, выдающиеся инженерно-конструкторские достижения. Именно космическая отрасль обеспечивает лидерство региону.
Начало пути
Звание космической столицы Самара (в СССР — город Куйбышев) получила не сразу. Во времена Второй Мировой войны Куйбышев стал запасной столицей России. Сюда было эвакуировано около 30 предприятий и организаций авиационной промышленности для производства самого массового самолёта Великой Отечественной войны — штурмовика ИЛ-2. Для подготовки инженеров был создан Куйбышевский авиационный институт. С этого момента началась история космической столицы России.
Одной из первостепенных задач была подготовка специалистов. Уже к 1944 году первые инженеры были выучены. Важную роль в подготовке экспертов сыграл Александр Миронович Сойфер — советский педагог и инженер, исполнявший обязанности директора института в 1942 году. Большой вклад в развитие учреждения внёс Фёдор Иванович Стебихов, который был директором Куйбышевского Авиационного института на протяжении 14 лет (1942—1956 гг.) Неоценимую помощь в подготовке специалистов оказали великие советские учёные, эвакуированные из крупных городов СССР: Москвы, Ленинграда и др. Профессоры В.М. Дорофеев, А.А. Комаров и многие другие поспособствовали созданию и внедрению новых конструкторских технологий на предприятиях авиационной промышленности, а также помогли в разработке и организации производства.
Расцвет
Война закончилась, но расцвет города как крупного научного центра только начинался.
В послевоенные годы расширялся список направлений для подготовки специалистов, развивалась материально-техническая база института, осваивалось производство новейших образцов авиационной техники - реактивных истребителей, двигателей и бомбардировщиков.
В годы с 1956-1988 Куйбышевский авиационный институт стал крупнейшим научно-образовательным центром. Были созданы уникальные научные школы в области конструкции и проектирования авиационных двигателей, самолетов и космических аппаратов.
С 1957 года в институте началась подготовка специалистов по ракетно-космической технике. К работе были привлечены величайшие учёные СССР: кафедру конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов возглавлял академик АН СССР и РАН Н.Д. Кузнецов, а кафедрой летательных аппаратов руководил член-корреспондент АН СССР и РАН Д.И. Козлов.
Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «об увековечении памяти академика С. П. Королёва» Куйбышевскому авиационному институту было присвоено имя академика С.П. Королева. А в 1967 году институт был награждён Орденом Красного знамени.
Параллельно шло развитие легендарного завода «Прогресс». В послевоенные годы на заводе началось активное производство реактивных истребителей и бомбардировщиков. В 1958 году было принято постановление об организации серийного производства межконтинентальных баллистических ракет. В феврале главный конструктор страны Сергей Павлович Королёв отправляет в Куйбышев своего представителя Дмитрия Ильича Козлова. Командировка оказалась длиною в жизнь: Д.И. Козлов создал создал филиал и стал его руководителем. С этого момента в сознание людей внедрялся качественно новый подход к космической работе: в отличие от авиационной техники многоразового использования, ракета является изделием, где при нажатии команды «пуск» обратной дороги нет.
И «прогрессовцы» это понимали. Благодаря слаженной и качественной работе в феврале 1959 года «Семерка», изготовленная в Куйбышеве, совершила свой первый успешный полет.
С начала 1960-х предприятие осуществляло разработку и производство космических аппаратов различного назначения. На базе легендарной ракеты Р-7 были разработаны трехступенчатые ракеты-носители среднего класса, среди которых легендарный «Союз». Завод также участвовал во многих масштабных космических проектах.
Так заводчане приобрели колоссальный проектно—конструкторский и производственный опыт, а город Куйбышев стал кузницей первого ракетного щита России.
Ю.А.Гагарин и ступени "Семерки"
Однако ключевую роль в становлении Самары космической столицей России сыграло событие 12 апреля 1961 года.
Именно в этот день сбылась заветная мечта человечества. Мир взорвался ликованием, когда земляне увидели легендарный старт «Семерки» и улыбающееся лицо Юрия Гагарина. Но мало кто знал, что первая и вторая ступени «Гагаринской» ракеты были изготовлены на Куйбышевском заводе «Прогресс». После приземления на аэродроме завода, Юрий Гагарин лично встретился с прогрессовцами. А факт, что после полёта первый в мире космонавт несколько дней отдыхал в Куйбышеве, долгое время держался в секрете.
Куйбышев, понимая свою причастность к происходящему, радовался и гордился вместе со всем миром. Именно это событие стало триумфом ракетно-космической промышленности страны, а для Куйбышева — новым этапом развития. С 1961 года по настоящее время все запуски отечественных пилотируемых кораблей осуществляются ракета-носителями Самарского производства.
Наши дни
Сегодня космическая столица России является крупнейшим производителем ракет-носителей и двигателей для них, оборудования для космодромов и космических аппаратов.
Космические предприятия Самарского кластера уже сегодня обеспечены работой на годы вперёд. Они принимают участие в реализации стратегически важных государственных задач. В АО РКЦ «Прогресс» разработано и сдано в эксплуатацию более 12 модификаций ракет-носителей среднего класса и 29 типов космических аппаратов различного назначения. На начало 2018 года осуществлено более 1880 пусков, выведено на орбиту около 1000 космических аппаратов собственного производства.
АО РКЦ «Прогресс» — единственное в мире предприятие на сегодняшний день, которое осуществляет пуски ракет-носителей с четырёх космодромов: «Байконур», «Плесецк», Гвианский космический центр и космодром «Восточный».
Самарский авиационный институт является одним из лучших в стране. Научные направления института тесно связаны с космической отраслью: проектирование ракета-космической техники, обработка больших данных и геоинформатика. Высокую оценку получили работы по созданию компактных и легких объективов, которые особенно хорошо проявляют себя в оптических системах беспилотных летальных аппаратов.
Самарский университет является ведущим учёным, научным и инновационным центром России.
Помимо мощного научного центра, Самара является также культурным центром. Музей «Самара-космическая» — один из самых посещаемых не только среди туристов, но и жителей города. Фасад здания музея украшает подлинная ракета — легендарная «Семерка». Это единственная в Европе вертикально установленная ракета-носитель «Союз» в собранном виде. Пьедесталом памятника служит здание оригинальной конструкции, в котором расположен музей «Самара-Космическая». Здесь находятся уникальные экспонаты и факты из жизни космонавтов.
В 2011 году в честь 50-летия первого полёта человека в космос на площади Куйбышева была проведена студенческая акция «Самара. Космос 50». Почти три тысячи студентов вышли на площадь и по команде режиссера выстроились в громадные буквы, образующие слова «Самара Космос 50». «Живая фраза» была сфотографирована пролетающим над площадью спутником дистанционного зондирования земли, а позже фотографию передали на землю.
Вклад моей семьи в космическую столицу
Моя семья имеет непосредственное отношение к становлению Самары как космической столицы.
Во времена войны в Куйбышев было эвакуировано огромное количество заводов. Инженеры и техники, перевозившие заводы, работали день и ночь. Одним из таких инженеров был мой прадедушка. Условия работы в эвакуации были очень тяжелыми: помещения не отапливались, ночевать приходилось прямо в цехах. Прадедушка приходил домой на несколько часов, ставил будильник и снова уходил на завод. Работа по серийному производству легендарных штурмовиков была налажена всего за несколько месяцев. Знаменитая телеграмма Сталина, направленная директору завода в 1941 году о том, что «он подводит страну, выпуская по одному самолету в день» до сих пор хранится в Самаре в Бункере Сталина. А мой дедушка тоже стал авиационным инженером, всю жизнь проработал в конструкторском бюро имени А. Н. Туполева. Он проектировал и строил легендарные советские пассажирские лайнеры «Ту-154».
Мои мама и папа работают в ГТРК «Самара». Компания производит много программ, сюжетов и телевизионных фильмов, связанных с историей космической отрасли и вклада Куйбышева в ее развитие. В 2011 году творческая группа с участием моих родителей придумала и реализовала уникальную социальную акцию «Самара. Космос 50», о которой я писала ранее. Акция стала всенародной, ее повторили во многих городах России, о ней была написана пьеса, которую позднее поставили в одном из самарских театров. А в 2016 году мой папа снял документальный фильм «Поднятая целина». Съёмочная группа восстановила каждый час пребывания Юрия Гагарина на Самарской земле. Многие факты уже забылись, а какие-то даже не были известны. Этот фильм взял главную телевизионную награду «ТЭФИ—Регион».
Заслуженное звание космической столицы
Вклад жителей города Самары в развитие космонавтики невозможно переоценить. Уже несколько десятилетий здесь осуществляется несчетное количество открытий, проводятся научные работы и совершенствуется современная отечественная программа. Огромный вклад в ее развитие вносят самарские учёные, инженеры, рабочие, студенты, семейные династии, передающие из поколения в поколение свои знания, опыт, преданность профессии и идеалы покорителей космоса. Здесь сильны традиции, неукротима вера в гений человеческой мысли, бесконечен полёт научных гипотез. Здесь дети с рождения знают о космосе и мечтают однажды туда полететь. Поэтому Самара — космическая столица России.
Комментарии