Свадебный обряд села Верхняя Маза
Культура, обычаи и традиции моей земли, Верхняя Маза, Ульяновская область
Статья содержит творческое описание свадебного обряда жителей старинного русского села Верхняя Маза Ульяновской области, уходящего корнями в далекие столетия.Статья опирается на воспоминания старожил села Верхняя Маза и содержит большой фольклорный материал. В статье широко использованы наши местные диалекты и по сегодняшний день употребляемые в речи.
Автор :Сергеева Юнона Игоревна,10 класс
Самая прочная связь на долгие годы, постоянная поддержка и бескорыстная помощь – семейные узы во все века считались самым надежным и гуманным началом человеческих отношений, и в наши дни семья также чрезвычайно важна для каждого человека. Важны ее устои, взаимная любовь и уважение, но не в меньшей мере важны и традиции, которые, как правило, складываются на протяжении жизни многих, сменяющих друг друга поколений.
Такие традиции, корнями уходящие в далекие столетия, есть и у обычая рождения новой семьи, обычая целого населенного пункта села Верхняя Маза Ульяновской области, бережно сохраненная и до нынешних дней. И это прекрасно, когда каждое новое поколение имеет возможность присоединиться к этому неписаному закону, делающему нашу жизнь красочней и ярче.
Соблюдая семейные традиции, следуя опыту и обычаям своих предков, люди духовно обогащаются, их неизменными чертами становятся доброта, отзывчивость и самопожертвование ради близкого человека, и эти качества сопровождают их всю жизнь, передаваясь от родителей детям, которые, в свою очередь, тоже выстроят крепкую и любящую семью с добрыми традициями своих предшественников.
В первой половине XX века свадьбы в селе играли после Покрова. «Уберут урожай весь, всё чтобы в огородах убрано, начинают свадьбы играть» - вспоминает старейшая жительница села Верхняя Маза Анастасия Александровна Синева.
Традиционным местом встреч и общения молодежи, во время которого завязывались симпатии и отношения между молодыми людьми, несмотря на наличие клуба в селе, даже еще после войны оставались кельи – девичьи посиделки в доме какой-нибудь вдовы, куда приходили и парни.
После того как парень и девушка примут решение о вступлении в брак и сообщат об этом родителям, от жениха засылают сватов. Ими были,как правило, родные жениха - крестная, крестный отец, отец жениха. Совершение этого обряда в селе называли «завязать узелок». Сейчас уже не помнят, завязывали действительно какой-либо узел или нет. И обозначают этим термином небольшой стол после завершения сватовства. Сватать шли обычно под вечер, стараясь при этом не бросаться в глаза односельчанам, «чтобы никто не видал» - рассказывает жительница села 1929 года рождения Елизавета Ивановна Власова. Входя в дом невесты, сваты или вставали, или садились пол матицу (большая поперечная балка на потолке), что сразу же делало понятным цель их прихода - сватовство. В 30-50-е годы XX века родители уже обязательно спрашивали у дочери ее мнение о женихе. Выясняли: согласна ли она или нет идти за него? «Говорим, где у вас невеста, идет за нашего жениха? Она выходит,говорит : иду. Ну и все. Тут сват –то : давай узелок завязывать» ( из воспоминаний Пелагеи Петровны Фроловой).В таком виде обряд существовал и позднее, вплоть до конца 60-х начала 70-х годов.
«Вот я дочь отдавала… бабушка пришла, еще крестная с крестным. Ну и невеста видела вон в зале, бабушка говорит : «А где невеста? Я ни разу не видала?» Она выходит.
- Здравствуйте.
-Здравствуйте.
-это наша – то сноха?
А она говорит:
- Еще не знаю.
-Идешь за нашего сына?
- Иду.
Ну вот, а жених-то вон у двора сидит. Ну, тут, значит. Он вошел, она согласилась, мы их посадили за стол…. Завязали узелок. (из воспоминаний П.П.Фроловой).
Однако в памяти людей сохранилось и то, что было раньше с их родителями, когда действительно могли силой заставить девушку выйти замуж на нелюбимого. «Наши родители выходили, они не дружили. Вот придет какой-то сватать, родители отдадут без слов. У Ивановых тетю отдавали : «Да иди, у них на дворе колодец». А она говорит : « А я не пойду. Я его не люблю». Отец наступает : «Пойдешь, колодец во дворе!» (из воспоминаний П.П.Фроловой).
В знак согласия невеста передавала жениху платок. Сваты приносили его в дом жениха и передавали ему. Далее следовал «запой». На него в дом невесты собирались родные, как с ее стороны, так и со стороны жениха, приходил жених. На запое его и невесту сажали за стол рядом друг с другом. Невесте дарили подарки. Угощение на столе было традиционное - соленья, пироги. Особо выделялись своеобразные пирожки, которые назывались «лапти со свёклой» - по форме они действительно напоминали традиционную крестьянскую обувь. Проведение запоя означало окончательное завершение вопроса о заключении брака. Далее начинались непосредственные приготовления к свадьбе… невеста завершала подготовку приданного. Так как главным человеком на свадьбе был дружка, то родные жениха тщательно продумывали, кого пригласить на эту «должность».Как правило, им становился кто-то из родственников, обязательно женатый мужчина. Почти каждый вечер от запоя до дня венчания жених с близкими друзьями вечерами навещали невесту, у которой так же собирались ее подруги. Такие посиделки у невесты назывались «вечёрами». « У нас просватают невесту, и в этот же вечер приходит вся молодежь, и сколько сидит она, месяц или две недели, и каждый вечер стон стоит, все идут к невесте танцевать, плясать, в игры играли. Играли «в ремень», «в бутылочку», были игры с песнями. Чаще всего пели «Подушечку».
Подушечка, подушечка,
Ты жа пуховая.
Девчоночка, девчоночка,
Ты жа молодая.
На коленочки поставлю,
Танцевать заставлю.
Ты танцуй,танцуй маленько,
Поцелуй миленько.
Невеста выходила с подушечкой в середину избы и приглашала жениха, они садились коленьями на подушечку и целовались. Затем девушки и парни пели песню «Ехал пан», «Мальчишка молоденький» ,под которую жених приглашал невесту в круг и целовал.»(Из воспоминаний Е.И.Власовой).
Через некоторое время после запоя в дом жениха ходили «окошки мерить» - весьма распространенное в Ульяновской области предсвадебное действие. Ходили две женщины, мерили окошки, определяя необходимую ширину занавесок. А так как занавески вешали на печку, на чулан, на двери, то мерили «везде , где дырочки были».Далее следовал самый яркий обряд из предсвадебного цикла , насыщенный свадебными песнями, называвшийся в Верхней Мазе «ходить с зеркалом».Совершали его за день до свадьбы. «Свадьба, например, в субботу, а в пятницу идешь с зеркалом, приданое все несёшь и зеркало». Зеркало несли коренные подружки, которых еще называли «староста» или «полстароста». Хотя название обряда связано с зеркалом, по сути это было отнесение приданого в дом жениха. В приданое входили одежда невесты, постельные принадлежности, занавески, подзоры, которые вязала сама невеста, иногда подушки и перина, которую набивали крупными перьями, а у кого их не было, использовали пух камышей. Всю дорогу от дома невесты и до дома жениха девушки пели песню «Захотелось девчонке старичишку напугать». В доме у жениха «постель»( все постельные принадлежности) клали на стол , и девушки продавали её. « Постель кладём, кладём на стол всё это прежде, чем развешивать. Сначала вырядишься, сколько заплатят». Обязательным было исполнение при этом свадебных песен. За тем принесённое развешивали в доме жениха , показывая его всем собравшимся. « Вешали у жениха сразу всё к свадьбе. Всё – и занавески , и кровать убирали, ну, конечно, кровать, как уйдут, всё убирали , не пачкали , а занавески так и весели у жениха» .( Из воспоминаний старожила села Власовой Е.И.).
Девушек не только благодарили за песни, но и передавали для невесты веник и мыло. Веник родные жениха обязательно наряжали разноцветными ленточками, бумажками. Уходя из дома жениха, девушки старались украсть «пирог со стола невесте». От дома жениха до дому невесты девушки пели песню « Как у нашего тятеньки»
Веник и мыло были необходимы для проведения следующего, одного из свадебных обрядов – «бани» : « напарить невесту, (чтобы) мягкой была», так говорили в народе. Утро до свадьбы (раньше это был день венчания) начиналось с исполнения причитаний. Е.И.Власова коренная жительница села вспоминает о своей свадьбе : «Первой встала мать , иногда вставала даже ночью в три часа , выходила из чулана (это кухня называлась чуланом), и начинала «вопить» - причитать : Ух, спроси-ка мила доченька , да вставай-ка мила доченька, как тебе это снилось, ты спроси-ка свою сестричку Лизоньку , как ей трудно привыкать в чужой семеюшке ». Вот начала , начала , я лежу , плачу ». Сборы невесте к венцу не были длительными , ибо до войны и послевоенные годы одежда невесты мало отличалась от праздничной - новое платье, красивая шаль - вот , практически , и всё , что составляло её. От сглаза и под подол платья невесты и к брюкам жениха прикладывали булавку, а в туфли невесты клали немного пшена.
Невесте расплетали косу, если она носила её, но куда девали ленту из неё, в селе уже не помнят. Зато очень хорошо сохранилась память о таком старом обрядном действии , как « покрывание невесты ». « Меня мама провожала , вот жених должен приехать за мной , накрывали платком , полушалком шёлковым ,чтобы она ничего не видела» (Из воспоминаний Власовой Е.И.).Собранную невесту подводили к родителям для благословения. Благословляли , как и в других сёлах , иконой и хлебом с солью. Также проходило благословление и жениха его родителями.
Покрытая невеста сидела за столом до приезда жениха. Только после того, как дружка выкупит невесту, « жених подходит и говорит: « Моя ли невеста», поднимает, поцелует, садится рядом и снова закрывает». Окончательно раскрывает невесту уже в доме жениха, как правило это делала крёстная невесты .
« Выкуп» невесты составлял важную и обязательную часть действий, совершаемых поезжанами во главе с дружкой в доме невесты. Сам выкуп проходил так: рядом с невестой сажали младшего брату или сестру , давали им скалку , они стучали скалкой по столу и требовали деньги за невесту . Получив деньги , брат встаёт , и на его место садится жених. Потом у крёстной жениха выкупают место для невесты. Выкупали, как заметила одна из жительниц села , тыквенными семечками . « Это сейчас деньгами , а тогда семечками тыквенными».
Другим важнейшим действием в доме невесты был «обмен караваями. Один каравай привозил с собой дружка , другой лежал на столе , за которым сидели жених и невеста. Завершив выкупы, дружка вырезал в середине каждого каравая треугольник, насыпал туда соль, снова вставлял треугольник на место . « В середине разрезают треугольник , соль насыпают , и к невесте на эту же процедуру , женихов каравай у невесты остаётся , а невестин у жениха». За столом в доме невесты сидели недолго. После небольшого угощения поезжан, дружка выводит жениха и невесту из стола, родители благословляют их, и свадебный «поезд» ( так называли всех участников свадьбы) уезжает. Пока в селе была церковь, свадебный поезд ехал в церковь для венчания, а после ее закрытия, в дом жениха. Девушки в это время запевали песню «По лугам, лугам зеленым».
Как и в других селах новобрачных встречали родители жениха с иконой, хлебом и солью. Они их благословляли, а гости обсыпали зерном и хмелем.В доме жениха происходило изменение прически у новобрачной. Обряд этот имел общерусский характер, однако в селе Верхняя Маза он совершался по-особому. Две косы плели две крёстные ( со стороны жениха и невесты) и плели «по-бабьи» – снизу и делали так называемую «колодочку». Свадебный дом делали в доме жениха, но вечером отправлялись в дом невесты. Таким образом, в Верхней Мазе в первый день было два стола. Это же соблюдалось и во второй день. Свадебная еда состояла из солёностей, мясных блюд, пирогов разного типа. Особо старожилам села запомнился «лапшенник» - делали «сухую лапшу, обливают её яйцами с молочком, маслицем, и она запекается в печке. Потом её режут ломтями, поливают топленым маслом и посыпают сахаром и в таком виде подают на стол.
Во время свадьбы новобрачных одаривали родственники, а они в знак благодарности кланялись им. На свадебном пиру пели песни «Что ты, милый, унываешь?», «По сеням, сеням».
На второй день самым ярким действием был обряд поиска «ярки» (так называли спрятанную родственниками жениха невесту). Ряженые в разные костюмы родные и соседи со стороны невесты шли по селу в дом жениха искать ярочку, которая якобы, пропала ночью. Завершался этот обряд примирением и общим застольем.
Обязательным действием на второй день в Верхней Мазе был обряд, в котором участвовали крёстные с обеих сторон. В свадебный пирог втыкали «ёлку» - так называли «лиственный веник, наряженный тряпочками, пели песню, кто вперед в конец песни вытащит, тот будет хозяином в доме, кончается песня, и скажут : «Раз, два, три! Хоп!»- рассказывает Е.И.Власова.
Лиственный веник – это веточка от веника, к которой привязывали «ниточки по обеим сторонам». Совершался этот обряд в доме невесты. На второй день пели такие песни как «Капуста», «Молодка». Затем в течение нескольких дней новобрачные обходили родных, где их угощали и ещё раз поздравляли с браком.
В селе Верхняя Маза испокон веков огромное значение уделялось праздникам, особенного семейным. Свадебный обряд в сел Верхняя Маза – это целый комплекс обрядов, дошедших до жителей нашего села из далекого прошлого. Свадебный обряд предполагал определённые приготовления к нему, которые могли проходить больше времени, чем сам праздник. И все процессы, связанные с праздничным приготовлением были окружены множеством примет и суеверий, которые заставляли именно так, а не иначе готовиться к обряду.
Кроме того, праздничный обряд, отвлекая людей от будничных забот, семейных неприятностей, жизненных трудностей, давал психологическую разрядку, а совместное времяпрепровождение, активное общение создавало иллюзию равенства всех людей, хотя и на непродолжительное время, снимало социальную напряжённость в обществе.
Комментарии