Шимихюр - частичка Дагестана - ХранителиРодины.рф

Введение …Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Как мама. Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с нею одной жизнью. И знать ее историю нужно каждому. Мое родное село это – Шимихюр. Здесь родился мой дедушка, живет много родственников. Название села не совсем обычное. Местоположение села тоже вызывает вопрос – оно располагается высоко в горах. Почему его поставили именно здесь? Какова история моего села? Я решила познакомиться с историческими документами села и найти ответы на мои вопросы. Цель работы – собрать как можно больше информации о родном селе, его жителях, быте и традициях. Задачи: • Изучить историю села Шимихюр. • Узнать историю возникновения пира. • Провести анкетирование среди жителей села. Актуальность - Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.

1. Географическое положение

Расположено село на высоте 1600 метров над уровнем моря и находится в 12 километрах к северо-западу от райцентра с. Курах. Соседствует с юга с с. Хпедж и с севера с. Урсун. Площадь села Шимихюр с сельхозугодиями составляет 2049 га, в селе 146 хозяйств, около 500 жителей. Расположено село на самом красивом и удобном месте, находится между двух речек, по центру села проходит возвышенный хребет горы (приложение 1).

По селу через «Кусна К1ам» тянется дорога к «Калух-даг», где за перевалом находятся территории Хивского, Агульского и Сулейман-Стальского районов.

2.2. История моего родного села Шимихюр.

Название села Шимихюр, предположительно, происходит от слов «Чими-хюр», что означает «теплое, приятное село». И действительно, село расположилось в низине, седлообразно окруженное со всех сторон горами (приложение 1). За исключением 10-15 дней все зимнее время теплое солнце пригревает угнездившееся среди гор село. Есть и другой вариант происхождения названия села: «Шим-дресва, хюр-село». Действительно, место богато сланцами дресвы. Скорее всего, правдоподобен первый вариант, так говорят все гости, побывавшие в селе.

По старинному преданию, село Шими хюр было образовано из четырех сел: Ганар, Алан, Тхюр, Мехад.

Возникло село, по всей вероятности, в раннее средневековье, о чем свидетельствуют останки четырехугольной оборонительной башни. Сама оборонительная башня построена приблизительно в ХI-ХII веках, башня имела четыре этажа, на каждом этаже бойницы, откуда открывался просторный обзор для стрельца-лучника. Высота башни составляла около 24-метров, а толщина стены - один метр (приложение 2).

Через Шимихюр-дере в прошлые века прошли захватчики Тимура, Надир-шаха и других завоевателей, горцы отважно боролись за свою семью, за свое село. По преданиям, войска Надир-шаха схватили всех женщин, стариков и детей, собрали в одном месте и устроили молотьбу - «Шах-харман».

О тысячетилетней давности села свидетельствует обширная площадь захоронений доисламского периода и это еще раз говорит о том, что здесь проходили большие войны, так как являлся последним опорным пунктом в борьбе с врагами. О древности села свидетельствуют также бронзовые оружия Чардаф Бубы, которые нашли в его могиле. Она расположена (гумбет) на труднодоступной скале. В преданиях говорится, что Чардаф Буба был защитником своего народа, великим воином и предводителем. О чем свидетельствует его оружие — кинжал -кортик, тяжелый боевой топор и черный, с крапинками золота камень округлой формы для заточки оружия. Говорят, что его дух помогает всем, кто обращается с мольбой об усмирении души.

Еще одним уникальным местом известен Шимихюр. Есть радующая глаз долина Кусна-дере, где прозрачные родниковые воды журчат из скал. Слышен свист ударов, высоко в небе парит гордый орел. У обочины тропинки стоит (ГОир) - могила святого (приложение 3), и в сторонке большой плоский камень, а на поверхности камня выемки, углубления. По старинным преданиям, на этом камне молился пророк Хизри. От его колен и пальцев ног и рук, лба остались эти следы. Знающие люди посещают святые места. В селе имеются Ширы шейхов Абдурахмана и Мукаила.

Основным занятием жителей села с древнейших времен было земледелие, скотоводство. Село считалось как перевалочный пункт, через которое отправлялись люди в Хивский, Агульский, Кулинский, Сулейман-Стальский районы. Жители Шимихюра состоят из разных тухумов. Каждый тухум имел своё название, которое могло возникнуть в связи с характером деятельности людей, с их поступками и склонностями к чему-либо, с местностью, откуда вышел тухум, и т. д. Часто название тухума было связано с именем какого-нибудь видного предка. Тухумы: Рагьвацар, Апашар, Т1ет1екьар, Масакар, Заманар, Вилияр, Жабарар, Кьеверар, Нудурар, Бажаяр. Из них многочисленным тухумом являются Рагьвацар и Апашар.

Еще в Х-ХII веках в селе была развита литература, история, медицина. В древнейшие времена горцы пользовались письменностью латынь, с принятием ислама распространение получил арабский язык. Сохранилось значительное число арабских надписей с куфическим письмом (приложение 4). Многие не только читали и писали по-арабски, но были среди них и авторитетные алимы. Они учили детей читать и писать.

В селе имелось три мечети, к сожалению, они разрушились. Но в настоящее время завершается строительство новой мечети. Мечеть построена на видном месте. Село прославили ашуги, зурначи, барабанщики. Не даром в народе говорится, что «если на свадьбу не нашли барабанщика, то любого забери с годекана Шимихюра». Горцы очень трудолюбивый народ и часто общественные дела совершали сплоченно. Устраивали мелер. Прадеды под землей в глубине одного места, из квадратных камней провели водопровод протяженностью около километра к мечети. Еще тогда, используя террасный способ, выращивали зерно на неудобных горных склонах.

В 1920 году были организованы ликбезы (школы).

В 1930 году открыли начальную школу на русском языке, а в 1937 году она была преобразована в семилетку.

Когда страна встала на защиту Роднины от фашистских захватчиков не остались в стороне и шимихюрцы. Из 70-защитников вернулись только восемь. Многие отдали свои силы на трудовом фронте. На полях колхоза работали женщины, дети и старики. Своим самоотверженным трудом помогали фронту.

...Среди шимихюрцев есть всеми уважаемые люди различных профессий: заслуженные врачи, учителя, офицеры вооруженных сил, военный прокурор пограничных войск, судьи и, наконец мастера-строители высотных зданий, простые труженики.

В связи с землетрясением 1966 года большая часть жителей села переселились в другие районы. Сегодня они в Сулейман-Стальском районе (сел. Даркуш), городах Дербент, Махачкала, Кизляр. За последнее время облик села очень изменился, построены много новых домов, село благоустраивается, улучшаются бытовые условия населения. Но еще предстоит многое сделать.



3.1. Рассказ моего дедушки

«История возникновения святого пира Хаджи - Махмуда».

В далекие времена долгом каждого мусульманина было посетить священные места. Паломничество – наиважнейший ритуал, без которого вера теряет свою полноту. Так же и думал брат моего прадеда Махмудов Махмуд, отправляясь в хадж в Мекку. Дорога была тяжелой, утомительной, ведь раньше паломничество совершали пешим ходом. Изможденный, голодный и обессиленный, он, добравшись до мусульманской святыни совершил хадж, но организм не выдержал такой нагрузки, и он скончался прямо в Мекке...

В его честь при въезде в село стоит ПИР (святое место), названный в его честь - пир Хаджи -Махмуда (приложение 3). Все проезжающие гости и жители села не проходят мимо пира, не сделав пожертвования на нужды семей, родители которых оказались в трудной ситуации, а дети всегда ждут сладостей от родителей.





Заключение

Исследовательский проект направлен на развитие любви к истории родного села, уважения к ее прошлому. Мне хотелось возродить память о прошлом, о славных страницах истории моего села, о предках, о великих традициях родной земли – нашего села, поближе познакомиться с жителями села.

Меня переполняет чувство восхищения, и радости при виде красоты моего села.

Мой Шимихюр, тобою я горжусь

В тебе неслыханная красота великих гор

И думаю, что в будущем тебе я пригожусь

Я о любви к тебе кричу на весь простор!

Твой облик – Шимихюр, как редкостный узор!

Комментарии