Зачинатель пассажирского пароходства Сибири - ХранителиРодины.рф

Работа приоткрывает страницу истории развития пассажирского пароходства Обь-Иртышского водного бассейна, которая до сих пор не стало предметом специального изучения в отечественной историографии; хотя отдельные моменты так или иначе затрагивались специалистами, но это происходило, как правило, лишь в рамках обобщающих работ по истории транспорта Сибири. А имя Евдокии Ивановны Мельниковой встречается только при описании первых пассажирских пароходов. Задача данного исследования состояла в том, чтобы познакомиться с личностью одной из наиболее известных представительниц женского предпринимательства - Евдокия Ивановна Мельникова, а также детально проследить судьбу каждого из десяти её пароходов. В результате исследования мы пришли к выводу, что Е.И. Мельникова является зачинателем пассажирского пароходства в Сибири, а кроме этого, изучая судьбу пароходов, мы познакомились со многими событиями, личностями и фактами истории своего края.

Предпринимательница

первой среди других судовладельцев Обь-Иртышского бассейна приобрела

двухпалубные пароходы американского типа с каютами разных классов. Главная контора

находилась в Томске, отделения в Бийске, Барнауле, Ново – Николаевске (ныне Новосибирск).

Помимо

покупок судов в США, Мельникова заказала строительство собственных пассажирских

пароходов. Пароходы ходили по Оби, Томи и Иртышу.

В начале

XX века пароходство Мельниковой было одним из крупнейших в Сибири. В 1910 году флотилия насчитывала 10 пароходов, шесть барж и 6

дебаркадеров. В компании Е. И. Мельниковой работало 456 рабочих и матросов, 76

служащих. Крупнейшими из них были суда "Воткинский завод",

"Богатырь" и "Двигатель" мощностью 500 лошадиных сил каждый. В 1913 г. пароходство Мельниковой вошло в

"Соединенную пароходную компанию", объединившую ряд пароходств

Барнаула и Новосибирска. В 1914 году обороты пароходства превышали 837 тысяч рублей,

прибыль составила 205 тысяч рублей. 

Пароходы Мельниковой стали неотъемлемой

частью жизни сибиряков. Постепенно сформировались определенные традиции: как только

судно входило в устье рек, поднимали флаг, оповещающий о его приходе. Какой

именно пароход приближается, многие научились определять по звуку гудка,

который подавался за несколько километров до подхода к пристани. Тембр и

мелодичность его подбиралась с учетом вкуса заказчика. 

Евдокия

Мельникова одна из первых в Сибири занялась и рекламой своих судов. Было

выпущено множество открыток с изображением пассажирских пароходов. Это

позволило ей привлечь ещё большее количество пассажиров и ещё более увеличить

своё состояние. 

В 1893 году барнаульская  купчиха Е.И. Мельникова заказала заводу

«Гуллера и Пирса» в Тюмени небольшой пароход, названный "Кормилец" предназначенный

только для перевозки пассажиров. 20 июня 1893 года пароход начал свой первый

рейс в Томск, двигаясь со скоростью 20 верст в час. Пассажирская плата была та же, что и у буксиро-пассажирский

пароходов. В навигацию 1893 года пароход Е.И. Мельниковой "Кормилец"

совершал срочно-пассажирские рейсы от Томска до Тюмени легким, без баржи в

шесть ½ суток. В 1894 году пароход "Кормилец" ходил от Томска до

Тюмени. В 1895 году курсировал по линии Томск-Ново-Николаевск-Барнаул. 



1896 год полон трагических событий для

парохода «Кормилец». 22 июля судно шло рейсом из Томска до Тобольска. На реке

Туре он столкнулся с казенным пароходом "Обь. Командир парохода А.В.

Мельников, человек хорошо знакомый с речным судоходством, завидя близкое

приближение шхуны и предвидя неминуемое столкновение, подавал сигналы о

повороте шхуны, а пассажиры кричали и подавали знаки, кто какие мог. Едва

"Обь" дала второй и последний свисток, как носом она ударилась в нос

"Кормилец". Удар настолько был силен, что некоторые пассажиры,

находящиеся в тот момент на корме парохода, попадали, бывший в носовой части

якорь переломило пополам, разрушило саму носовую часть. "Кормилец"

потерпел убытки до 2000 рублей. К вечеру 22 июля из Тобольска

"Кормилец" повез своих пассажиров, несмотря на повреждения, дальше в

Тюмень, туда же для починки пошла и "Обь". Виноватой считают

"Обь. В 1915-1916 году судно «Кормилец» было реконструировано: был переделан

котёл, добавлены пассажирские места. «Кормилец» отправился в своё плавание от

г. Барнаула до села Белоглазово под новым названием «Братья Мельниковы».

«Сибиряк», «Переселенец», №243, «Дедушка» – вот сколько названий имел этот пароход, построенный фирмой «Дружба» Н.

Тюфина в 1856 году, владельцами которого в разное время были купцы Королёв, Корнилов,

Мельников В.И., и в 1898 году был куплен Е.И. Мельниковой и переименован в

«Дедушку».В конце сентября  1920 года пароход "Дедушка" против

Новониколаевска выше железнодорожного моста, буксируя баржу получил пролом

корпуса и носовой части о подводный камень. Пароход затонул. Принятыми мерами

его удалось извлечь из воды и увести на зимовку. В 1926

году по приказу Управления внутренних водных путей Западной Сибири № 58 был

переименован в «№243».



Начинаю

с 1928 года капитаном корабля был назначен Лобастов Е.П., который увеличил нагрузку вместо 5—6 тонн до 9—12 тонн. В 1931 году судно было

приписано к Омскому речному агентству. Коллектив судна в годы второй и третьей

пятилеток неизменно занимал ведущую место в соревновании за досрочное

выполнение планов грузоперевозок, делился опытом своей работы. Далее информация

по судну отсутствует.

Названия этого парохода

тоже менялось несколько раз: «Барнаул», «Сибиряк », «Охотник». Было  куплено Е.И. Мельниковой в 1899 году у

Барнаульского речного товарищества. Пароход плавал очень долго, участвовал в

соревнованиях первых пятилеток.



1945 год, 9 мая

пароход «Сибиряк»  пришвартовался к

пристани, на палубу вышел капитан и сообщил об окончании войны. После ремонта в

1954 году  «Сибиряк» ходил ещё шесть

лет,  в 1960 году был списан и отправлен

на переплавку.

Первое винтовое судно с

названием теплоход «Слуга покорный» был построен специально для Е.И.

Мельниковой на заводе Плотникова в Тюмени в 1910 году, перестроен в Стокгольме

в 1913 году, где теплоходу был добавлен второй винт. Работало судно на нефти.

Ходил сообщением Тюмень – Салехард. После революции был передан Управлению

Западно - Сибирского пароходства. В середине июня 1918 года входил в состав

речной флотилии Иртыша. Прослужил до 1946 года, меняя названия: «Ответ

вредителям», «Тамбей».

В 1896 году Е.И.

Мельникова купила у судовладельца Половцевой Н.М. буксирный пароход под

названием «Горный», переоборудовала его в легко-пассажирский и назвала

«Волшебник». 11 августа из Барнаула

на этом пароходе возвратился из поездки член Парижского географического общества

барон де-Бай. 1 мая в 12 часов дня на пароходе выезжает в Бийский округ, для

ревизии церквей преосвященный Макарий. На пароходе часто устраиваются благотворительные

гуляния для сиротского дома.Ещё много

происшествий, и хороших, и плохих происходило с этим пароходом. В 1917 году он

принадлежал Управлению водных путей Западной Сибири, участвовал в Гражданской

войне. 

В 1909 году Е.И.

Мельникова заказывает строительство нового парохода филиалу Воткинского завода

в Тюмени. В 1911 году был построен новый двухпалубный пассажирский пароход,

которому сама Мельникова дала название «Богатырь». Он был самым мощный

пароходом на Оби. Первая навигация в 1912 г. Интересен тот факт, что «Богатырь»

вплоть до 1944 года практически проходил без аварий и серьёзных поломок: в 1920

г. пароход участвовал в Колыванском восстании. Переименован после национализации

в "Дзержинский". В 1944 году на пароходе произошёл пожар и больше он никогда не вышел в рейс.

Пароход «Горный инженер Воронцов».Это был довольно большой

пароход – 71, 02 метра, построенный на судостроительном заводе в Воткинске,

привезённый в разобранном виде и собранный в Тюмени в 1907 году. Пароход

успешно выполнял товаро-пассажирские рейсы в бассейне реки Оби. Интересный

факт: газета «Жизнь Алтая» сообщает, что 4 августа 1912 года один из первых

русских авиаторов А.А. Васильев па пароходе «Горный инженер Воронцов» выехал из

Барнаула в Бийск производить «фигурные

полёты и эволюции в воздухе». Этим же пароходом был доставлен и аэроплан

французского производства «Блерио». Довелось этому пароходу принять участие и в

Гражданской войне. «Воронцов» выполнял функцию эвакуированного пункта 1-го

полка польских стрелков. После национализации всех судов,  пароход принадлежал Западно-Сибирскому

госречпароходству и стал носить имя «Яков Свердлов». Под этим именем он

прослужил ещё долго, до конца 1950-х готов.

Этот пароход был назван

в честь судостроителя Гектора Ивановича Гуллета. Пароход по своим внутренним

характеристикам и внешнему виду был близнецом «Воронцова».

Пароход «Воткинский завод».Он использовался для

сообщения с глухими районами Сибири. Сделан он был на Тюменском заводе. В

газете «Речник Иртыша» мы нашли интересную заметку об этом пароходе, в ней

написано: «Грузопассажирский пароход

дореволюционной постройки. Комфорт и незатейливая внутренняя отделка выдавали

одно из лучших владения Тобольских купцов Плотниковых». В этой же газете

сказано, что в 1909 году пароход купила барнаульская купчиха Евдокия

Мельникова. В 1920 году после крушения пароход был отремонтирован и

переименован в «Орджаникидзе», капитаном назначен всё тот же Куликов. Служил в

Иртышском пароходстве до 1957 года, затем был разрезан на металлолом. 

Пароход 

«Двигатель». Этот пароход был

построен в 1910 году в Тюмени и до революции совершал пассажирские рейсы по маршрутам:

Новосибирск — Томск. С началом гражданской войны он стал военно-транспортным средством.

После возвращения большевиков

в 1920 году он получил название «Тихонов» — в честь члена ревкома Бобровского

затона Николая Тихонова, расстрелянного колчаковцами в Барнауле в 1918 году. В

годы Великой Отечественной доставлял в Новосибирск и уголь, и дрова, и

продовольствие, и призывников из сибирских сёл и деревень. В конце 60-ых годов,

за ветхостью, пароход был исключён из состава пароходства и впоследствии

использовался в качестве базы отдыха.

Можно сказать, что

развитие легко-пассажирского пароходства в Западной Сибири началось именно с

развития компании Мельниковой. Все пароходы построены по лучшим образцам

того  времени.Пароходство  все время стремилось к

улучшению и расширению дела, употребляя па это весь свой заработок и энергию.При достаточно

демократичных ценах на перевозку грузов и пассажиров компания Мельниковой  дала

толчок для развития промышленности Сибири.



Вместе с развитием

компании развивалось  производство

печатной продукции.



У каждого парохода своя судьба, они рождаются, как люди, живут и умирают с той лишь разницей, что об

одних забывают, а другие попадают в историю и становятся легендами, что и

случилось со всеми пароходами Мельниковой. По каждому судну можно изучать

историю не только Сибири, но и России. Нам удалось восстановить хронологию

событий и судьбу каждого парохода.

Комментарии