Зачинатель пассажирского пароходства Сибири
Пассажирская пароходная кампания Е.И. Мельниковой, Тобольск, Тюменская область
Работа приоткрывает страницу истории развития пассажирского пароходства Обь-Иртышского водного бассейна, которая до сих пор не стало предметом специального изучения в отечественной историографии; хотя отдельные моменты так или иначе затрагивались специалистами, но это происходило, как правило, лишь в рамках обобщающих работ по истории транспорта Сибири. А имя Евдокии Ивановны Мельниковой встречается только при описании первых пассажирских пароходов. Задача данного исследования состояла в том, чтобы познакомиться с личностью одной из наиболее известных представительниц женского предпринимательства - Евдокия Ивановна Мельникова, а также детально проследить судьбу каждого из десяти её пароходов. В результате исследования мы пришли к выводу, что Е.И. Мельникова является зачинателем пассажирского пароходства в Сибири, а кроме этого, изучая судьбу пароходов, мы познакомились со многими событиями, личностями и фактами истории своего края.
Предпринимательница
первой среди других судовладельцев Обь-Иртышского бассейна приобрела
двухпалубные пароходы американского типа с каютами разных классов. Главная контора
находилась в Томске, отделения в Бийске, Барнауле, Ново – Николаевске (ныне Новосибирск).
Помимо
покупок судов в США, Мельникова заказала строительство собственных пассажирских
пароходов. Пароходы ходили по Оби, Томи и Иртышу.
В начале
XX века пароходство Мельниковой было одним из крупнейших в Сибири. В 1910 году флотилия насчитывала 10 пароходов, шесть барж и 6
дебаркадеров. В компании Е. И. Мельниковой работало 456 рабочих и матросов, 76
служащих. Крупнейшими из них были суда "Воткинский завод",
"Богатырь" и "Двигатель" мощностью 500 лошадиных сил каждый. В 1913 г. пароходство Мельниковой вошло в
"Соединенную пароходную компанию", объединившую ряд пароходств
Барнаула и Новосибирска. В 1914 году обороты пароходства превышали 837 тысяч рублей,
прибыль составила 205 тысяч рублей.
Пароходы Мельниковой стали неотъемлемой
частью жизни сибиряков. Постепенно сформировались определенные традиции: как только
судно входило в устье рек, поднимали флаг, оповещающий о его приходе. Какой
именно пароход приближается, многие научились определять по звуку гудка,
который подавался за несколько километров до подхода к пристани. Тембр и
мелодичность его подбиралась с учетом вкуса заказчика.
Евдокия
Мельникова одна из первых в Сибири занялась и рекламой своих судов. Было
выпущено множество открыток с изображением пассажирских пароходов. Это
позволило ей привлечь ещё большее количество пассажиров и ещё более увеличить
своё состояние.
В 1893 году барнаульская купчиха Е.И. Мельникова заказала заводу
«Гуллера и Пирса» в Тюмени небольшой пароход, названный "Кормилец" предназначенный
только для перевозки пассажиров. 20 июня 1893 года пароход начал свой первый
рейс в Томск, двигаясь со скоростью 20 верст в час. Пассажирская плата была та же, что и у буксиро-пассажирский
пароходов. В навигацию 1893 года пароход Е.И. Мельниковой "Кормилец"
совершал срочно-пассажирские рейсы от Томска до Тюмени легким, без баржи в
шесть ½ суток. В 1894 году пароход "Кормилец" ходил от Томска до
Тюмени. В 1895 году курсировал по линии Томск-Ново-Николаевск-Барнаул.
1896 год полон трагических событий для
парохода «Кормилец». 22 июля судно шло рейсом из Томска до Тобольска. На реке
Туре он столкнулся с казенным пароходом "Обь. Командир парохода А.В.
Мельников, человек хорошо знакомый с речным судоходством, завидя близкое
приближение шхуны и предвидя неминуемое столкновение, подавал сигналы о
повороте шхуны, а пассажиры кричали и подавали знаки, кто какие мог. Едва
"Обь" дала второй и последний свисток, как носом она ударилась в нос
"Кормилец". Удар настолько был силен, что некоторые пассажиры,
находящиеся в тот момент на корме парохода, попадали, бывший в носовой части
якорь переломило пополам, разрушило саму носовую часть. "Кормилец"
потерпел убытки до 2000 рублей. К вечеру 22 июля из Тобольска
"Кормилец" повез своих пассажиров, несмотря на повреждения, дальше в
Тюмень, туда же для починки пошла и "Обь". Виноватой считают
"Обь. В 1915-1916 году судно «Кормилец» было реконструировано: был переделан
котёл, добавлены пассажирские места. «Кормилец» отправился в своё плавание от
г. Барнаула до села Белоглазово под новым названием «Братья Мельниковы».
«Сибиряк», «Переселенец», №243, «Дедушка» – вот сколько названий имел этот пароход, построенный фирмой «Дружба» Н.
Тюфина в 1856 году, владельцами которого в разное время были купцы Королёв, Корнилов,
Мельников В.И., и в 1898 году был куплен Е.И. Мельниковой и переименован в
«Дедушку».В конце сентября 1920 года пароход "Дедушка" против
Новониколаевска выше железнодорожного моста, буксируя баржу получил пролом
корпуса и носовой части о подводный камень. Пароход затонул. Принятыми мерами
его удалось извлечь из воды и увести на зимовку. В 1926
году по приказу Управления внутренних водных путей Западной Сибири № 58 был
переименован в «№243».
Начинаю
с 1928 года капитаном корабля был назначен Лобастов Е.П., который увеличил нагрузку вместо 5—6 тонн до 9—12 тонн. В 1931 году судно было
приписано к Омскому речному агентству. Коллектив судна в годы второй и третьей
пятилеток неизменно занимал ведущую место в соревновании за досрочное
выполнение планов грузоперевозок, делился опытом своей работы. Далее информация
по судну отсутствует.
Названия этого парохода
тоже менялось несколько раз: «Барнаул», «Сибиряк », «Охотник». Было куплено Е.И. Мельниковой в 1899 году у
Барнаульского речного товарищества. Пароход плавал очень долго, участвовал в
соревнованиях первых пятилеток.
1945 год, 9 мая
пароход «Сибиряк» пришвартовался к
пристани, на палубу вышел капитан и сообщил об окончании войны. После ремонта в
1954 году «Сибиряк» ходил ещё шесть
лет, в 1960 году был списан и отправлен
на переплавку.
Первое винтовое судно с
названием теплоход «Слуга покорный» был построен специально для Е.И.
Мельниковой на заводе Плотникова в Тюмени в 1910 году, перестроен в Стокгольме
в 1913 году, где теплоходу был добавлен второй винт. Работало судно на нефти.
Ходил сообщением Тюмень – Салехард. После революции был передан Управлению
Западно - Сибирского пароходства. В середине июня 1918 года входил в состав
речной флотилии Иртыша. Прослужил до 1946 года, меняя названия: «Ответ
вредителям», «Тамбей».
В 1896 году Е.И.
Мельникова купила у судовладельца Половцевой Н.М. буксирный пароход под
названием «Горный», переоборудовала его в легко-пассажирский и назвала
«Волшебник». 11 августа из Барнаула
на этом пароходе возвратился из поездки член Парижского географического общества
барон де-Бай. 1 мая в 12 часов дня на пароходе выезжает в Бийский округ, для
ревизии церквей преосвященный Макарий. На пароходе часто устраиваются благотворительные
гуляния для сиротского дома.Ещё много
происшествий, и хороших, и плохих происходило с этим пароходом. В 1917 году он
принадлежал Управлению водных путей Западной Сибири, участвовал в Гражданской
войне.
В 1909 году Е.И.
Мельникова заказывает строительство нового парохода филиалу Воткинского завода
в Тюмени. В 1911 году был построен новый двухпалубный пассажирский пароход,
которому сама Мельникова дала название «Богатырь». Он был самым мощный
пароходом на Оби. Первая навигация в 1912 г. Интересен тот факт, что «Богатырь»
вплоть до 1944 года практически проходил без аварий и серьёзных поломок: в 1920
г. пароход участвовал в Колыванском восстании. Переименован после национализации
в "Дзержинский". В 1944 году на пароходе произошёл пожар и больше он никогда не вышел в рейс.
Пароход «Горный инженер Воронцов».Это был довольно большой
пароход – 71, 02 метра, построенный на судостроительном заводе в Воткинске,
привезённый в разобранном виде и собранный в Тюмени в 1907 году. Пароход
успешно выполнял товаро-пассажирские рейсы в бассейне реки Оби. Интересный
факт: газета «Жизнь Алтая» сообщает, что 4 августа 1912 года один из первых
русских авиаторов А.А. Васильев па пароходе «Горный инженер Воронцов» выехал из
Барнаула в Бийск производить «фигурные
полёты и эволюции в воздухе». Этим же пароходом был доставлен и аэроплан
французского производства «Блерио». Довелось этому пароходу принять участие и в
Гражданской войне. «Воронцов» выполнял функцию эвакуированного пункта 1-го
полка польских стрелков. После национализации всех судов, пароход принадлежал Западно-Сибирскому
госречпароходству и стал носить имя «Яков Свердлов». Под этим именем он
прослужил ещё долго, до конца 1950-х готов.
Этот пароход был назван
в честь судостроителя Гектора Ивановича Гуллета. Пароход по своим внутренним
характеристикам и внешнему виду был близнецом «Воронцова».
Пароход «Воткинский завод».Он использовался для
сообщения с глухими районами Сибири. Сделан он был на Тюменском заводе. В
газете «Речник Иртыша» мы нашли интересную заметку об этом пароходе, в ней
написано: «Грузопассажирский пароход
дореволюционной постройки. Комфорт и незатейливая внутренняя отделка выдавали
одно из лучших владения Тобольских купцов Плотниковых». В этой же газете
сказано, что в 1909 году пароход купила барнаульская купчиха Евдокия
Мельникова. В 1920 году после крушения пароход был отремонтирован и
переименован в «Орджаникидзе», капитаном назначен всё тот же Куликов. Служил в
Иртышском пароходстве до 1957 года, затем был разрезан на металлолом.
Пароход
«Двигатель». Этот пароход был
построен в 1910 году в Тюмени и до революции совершал пассажирские рейсы по маршрутам:
Новосибирск — Томск. С началом гражданской войны он стал военно-транспортным средством.
После возвращения большевиков
в 1920 году он получил название «Тихонов» — в честь члена ревкома Бобровского
затона Николая Тихонова, расстрелянного колчаковцами в Барнауле в 1918 году. В
годы Великой Отечественной доставлял в Новосибирск и уголь, и дрова, и
продовольствие, и призывников из сибирских сёл и деревень. В конце 60-ых годов,
за ветхостью, пароход был исключён из состава пароходства и впоследствии
использовался в качестве базы отдыха.
Можно сказать, что
развитие легко-пассажирского пароходства в Западной Сибири началось именно с
развития компании Мельниковой. Все пароходы построены по лучшим образцам
того времени.Пароходство все время стремилось к
улучшению и расширению дела, употребляя па это весь свой заработок и энергию.При достаточно
демократичных ценах на перевозку грузов и пассажиров компания Мельниковой дала
толчок для развития промышленности Сибири.
Вместе с развитием
компании развивалось производство
печатной продукции.
У каждого парохода своя судьба, они рождаются, как люди, живут и умирают с той лишь разницей, что об
одних забывают, а другие попадают в историю и становятся легендами, что и
случилось со всеми пароходами Мельниковой. По каждому судну можно изучать
историю не только Сибири, но и России. Нам удалось восстановить хронологию
событий и судьбу каждого парохода.
Комментарии