Рукель- моя малая родина - ХранителиРодины.рф

Цель работы: изучение истории возникновения и развития села. Задачи: - расширять знания о своём родном селе; - способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую Родину; -изучение природы, памятников, преданий, связанных с ним; - выяснить особенности развития истории родного края. Методы исследования: беседы со старожилами села, учителем истории, экскурсии, сбор информации из книг, сайтов интернета. Актуальность работы заключается в приобщении учащихся к глубинному традиционному наследию родного края, основанного на понимании духовных ценностей народа, которые рождены веками. Особенность работы в том, что мы не только знакомимся с историей Родины, но и с традициями и историей «малой» Родины, села Рукель. Знакомство с бытом и культурой отчего края способствует нравственно - эстетическому воспитанию юного поколения, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений, активной жизненной позиции воспитанников.

1.1 История возникновения и развития села Рукель

Каждое село имеет свое лицо, свою красоту. Прекрасна история и села Рукель. Оно находится недалеко от древнего города Дербент. История возникновения Рукеля уходит в глубь веков. Первоначальное заселение рукельцев было на низменности. Существует такая версия, что село Рукель было расположено на низменности «Абасова» (нынешний Нижний Джалган). Оно находится на главном кавказском проходе от севера к югу. Как мы знаем, Дербент служил яблоком раздора и ареной кровопролитных войн, попадал под власть различных завоевателей. Завоевания терпели предки рукельцев. А также существования малярии (комары были носителями малярии) заставили наших предков подняться на холм.

Первейшее название сегодняшнего ойконима Рукель-«Улькер»(звезда). Эта звезда восходит во второй половине ночи. По этой звезде определяли, что половина ночи прошла. Люди, смотревшие с низменности, видели эту звезду (Улкер улдузу) прямо на холме, где стоит нынешний Рукель. Отсюда произошло и название Рукель.

С начала возрождения Рукеля жили первейшие тухумы «Гаджилер» (выходцы арабского происхождения). Они строили дома прямо на склоне холма, чтобы могли наблюдать за врагами, идущими с низменности. В местечке «Лек-лек» есть памятник могилы (мазар дашы), которому 1300 лет. Это говорит о том, что первейшее заселение Рукеля восходит ко второй половине VII века, к 690 годам н.э. Как пишут историки об истории Дербента, что новый этап в истории Дербента начался в период арабских завоеваний во второй четверти VII века. Ислам, сплотивший вечно враждующие воинственные племена арабов, способствовал не только быстрому сложению централизованного арабского государства, но и вызвал волну новых военных завоеваний, начавшихся сразу вслед за объединением. Обладающие прекрасной конницей, закаленные в боях и полные религиозного фанатизма арабы под руководством своих способных полководцев начали победоносные войны за господство на Ближнем и Дальнем Востоке.

В 642 году арабы появились у стен Дербента. Однако укрепиться в этот период в Дербенте арабы не смогли и еще более полустолетия воевали с хазарами за обладание городом. {Кудрявцев А.А. 1989}.

В это время недалеко от Дербента на низменности «Абасова» жили племена арабов. Они поднялись на этот холм и обосновали село Рукель.

А в истории Дагестана возникновение Рукеля толкуется иначе:

«В 750 году была свергнута династия Омеядов и власть в халифате перешла к Абасидам. Усиливается борьба в Дагестане, и халиф вынужден был принять исключительные меры для восстановления своих позиций. По его распоряжению из тюрем было выпущено 7000 заключенных, которые пополнили отряды воинов, спешно собранных в Дагестан. Был принят ряд других мер для того, чтобы прочно обосноваться в районе Дербента. Кроме того, были возведены крепости в таких пунктах, как Рукал (ныне Рукель), Кала-сулар, Митаги, Бильгади». {История Дагестана. 1 часть:1967}.

К этому времени уже в Рукеле жили люди, может быть, тогда арабы укрепили крепость Рукель дополнительными воинами. В источнике прошлого века «Дербент-наме» сообщается, что, когда в 684 году арабы овладели после длительной осады Дербентом, занятым хазарами. Они разрушили крепостные башни стен, и ушли из города. Хазары, вернувшись в город, овладели Дербентом и усилили его цитадель. В 690 году арабы вновь овладели Дербентом причем на этот раз они укрепили стены и башни города и оставили в нем гарнизон в 5000 воинов. Возобновление арабами разрушенных стен и укреплений Дербента происходит в 735-790 годы. {C. Хан-Магомедов 1979}.

Этот источник дает нам право отнести возникновение Рукеля к 690 годам. В возобновлении горной стены (Даг-бары) принимали участие и народное ополчение рукельцев. Об этом свидетельствуют сохранившиеся из камней таких глыб, которыми строились стены. До сегодняшнего дня в Рукеле сохранились отпечатки вырезанных камней. Наши предки тоже приняли активное участие в отражении нашествий арабов. Во время господства арабов в Дербенте и близлежащих районов, в том числе и Рукеле образовалось два квартала «Лек-лек» - «капля-капля» (в честь родника) и Даргуш- «узкая щель». Со всех трех сторон эти кварталы были окружены неприступными скалами. Только была единственная одна дорого, связующая с другими селами на севере Рукеля, в частности с. Митаги.

В конце IX- начале X века значительно ослабевает зависимость Дербента от Багдада. Усиливается власть тюркских каганов. И в то время началось заселение тюрками близлежащих районов, в том числе и селения Рукель. В южной части села, не вмешиваясь в жизнь других кварталов, заселились тюрки и основали свой квартал «Шихлер» (чистые, верующие, святые люди). У них много шейхов. Они долгие годы не вмешивались в жизнь других кварталов.

В начале XVI века Дербент был присоединен к Персии. В селении появились семейства персидского происхождения, о чем свидетельствует появление персидских династий. «В борьбу за Дербент в этот период вступает Турция (причем на помощь турецким войскам с севера на раз приходили крымские татары). В 1578 году турки овладели городом». {С. Хан-Магомедов 1979}.

В этот период начинается заселение в Рукеле крымскими татарами. Образовался и их тухум (татарлар). Основным их занятием было скотоводство. К началу XVII века в Руке заселились евреи. Образовали отдельный квартал, у них было свое кладбище. Численное превосходство мусульман к началу XVII века вытеснили евреев из Рукеля. Кладбища евреев сохранились и до сегодняшнего дня. Каждый год евреи приезжают проведать своих умерших предков.

В начале XVIII века в Дагестан заселились русские. В 1722 году Петр I посетил город Дербент «на карте маршута русских войск в 1725 году имеются данные о количестве дворов в селении Рукель- 265 домов». {История Дагестана. 1 часть 1967}.

В 1806 году Дербент был окончательно присоединен к России, а в 1813 году по Гулистанскому мирному договору Иран юридически признал вхождения Дербента в состав Российского государства. С установлением царизма жизнь рукельцев стала еще хуже. В селении бесчинствовали беки (местные власти) от имени царских властей. Бекам принадлежали большие участки земли. Рукельцы находились под двойным гнетом. Об этом времени дагестанцев пишет Магомедов Р.М.: «В те времена малая часть горцев покорились русским, другая жила в горах свободно, не признавая ничьей власти, и третья не могла бороться с ними. Таковы были в те времена народы Дагестана».

Трудящиеся Рукеля часто выступали против беков (местных властей). Некоторые жители уходили в леса, сжигали дома беков, угоняли их скот. Налог на жителей села был очень большой со стороны беков и царских властей. Но, не смотря на такую тяжелую долю, рукельцы работали и трудились. Основными их занятиями были скотоводство, виноградарство, земледелие и ковроткачество. Каждый тухум, каждая династия занимались присущим им занятием. Так, например, тухумы (татарлар) занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни. Летом они жили в селении, а зимой со своим скотом спускались в низменность (овраг недалеко от Рукеля) под названием «Хишкару» (гиш гелу-зима пришла). Перезимовав, весной 22 марта, отметив Новруз байрам, они возвращались в село. Винодельцы в основном из винограда готовили вино, о чем свидетельствуют, сохранившиеся до настоящего времени каменные погреби, где хранили вино.

Земледелие зависело от погоды. Поливные поля в Рукеле отсутствовали. Главным занятием наших предков было добыча соли из соляных озер, которые находились в низменности. Существует такая версия, что соляные озера принадлежали рукельцам еще с тех времен, когда они жили на низменности. Никто кроме них из этих озер не добывали соль. Там они построили крепость для охраны озер. Жители села добывали соль и продавали ее. Соль они часто обменивали на пшеницу, кукурузу, ячмень в лезгинских и табасаранских селах. Каждый тухум, каждая династия имели свой соляной источник. И сегодня тоже, по старой доброй традиции сельчане добывают соль, но не для продажи, а для личного потребления.

Наряду с мирной жизнью трудящихся не прекращались выступления против беков. В годы Столыпинской реакции в Рукеле тоже усилилась эксплуатация. Рукельцы постоянно боролись за свои права. И вот один эпизод: «Это случилось 7 мая 1909 года. Общество села Рукель категорически отказалась добровольно платить беку повинности. Тогда начальник решил взыскивать повинности в принудительном порядке. Когда он с всадниками ворвался во двор раята Ханмагомедова, члены сельского общества, вооруженные дубинками, вытеснили его со двора. Братья Чопан и Баба Таравирдиевы избили бека. 5 августа рукельцы заявили начальнику участка. Что они не допустят и принудительного взыскания повинности, пока будет жив хоть один человек в обществе». {История Дагестана. 2 часть 1979}.

В условиях нового революционного подъема. Под влиянием вступления пролетариата России и непрекращающейся борьбой раятов, царское правительство должно было пойти на вынужденные уступки.

«7 июля 1913 года был утвержден закон о прекращении зависимых отношений в Дагестанской области. По этому закону с 1 января 1914 года 7000 крестьян 95 селений освобождались от податей и повинностей в пользу беков». {История Дагестана. 2 часть 1979}.

Одним из этих селений было селение Рукель, где большинство жителей были раяты (рабы). Но учесть крестьян не улучшилась. Земли опять остались в руках беков. Жители селе уходили на поиски куска хлеба в города Баку, Дербент и в другие города, пополняли ряды пролетариата. Большую роль в подчинении и смирении крестьян(раятов) играло духовенство. В каждом квартале имелись мечети. При мечетях функционировали школы (медресе- арабское мадраса, от дараса-изучать). Мулла (от арабского маула- господин, владыка)- служитель мусульманского религиозного культа. Мулла совершал отправление культа с преподаванием в примечетской школе. Учащиеся мусульманского медресе называли мутаалимы (арабское - обучающиеся). Основным занятием в медресе было чтение Корана наизусть. Муллы призывали народ к покорности бекам и царским властям.

27 февраля 1917 года в Петрограде победила вторая революция. Она называется февральской. Восставший пролетариат свергнул ненавистного царя. Но власть в стране захватила буржуазия, создала временное правительство.

Весть о свержении царя быстро облетела всю страну. Эта весть дошла и до многострадального Рукеля. В Рукеле проходили собрания, усилилось недовольство крестьян (раятов). Они захватили земли, пастбища, принадлежавшие бекам. Вплоть до Великого Октября между обществом раятов и беками не прекращались столкновения. Народ боролся за прекращение зависимых отношений. Радостная весть о победе Октябрьской революции с быстротой молнии разнеслась по всей стране. Об этом событии узнал и глухой уголок страны гор- Рукель. В Рукеле шла напряженная и трудная работа за установление власти крестьян (раятов). Создавали штаб по борьбе с беками (местными властями).



1.2 Социально-экономические и культурные преобразования Села Рукель

В послевоенные годы колхоз «Рукельский» достиг больших успехов. Увеличилось поголовье скота, труженики начали получать гораздо выше дохода. Увеличились посевные площади. Появились новые двухэтажные дома, широкие улицы. Овощеводство занимало главное место среди сельских культур. Колхоз поставлял помидоры, кабачки, виноград в Дербентский консервный завод. В 1958 году был построен клуб на 300 мест, открыли библиотеку. Председателем колхоза был Бабаев Багаутдин. В 1965 году колхоз был преобразован в совхоз «Рулкельский». Директором совхоза был Гасанов Султан. Дороги селения были в очень плохом состоянии. В эти годы провели грунтовую дорогу от Рукеля до Сталинчиляра.

Раньше были узкие дороги с односторонним движением. Вновь построенная дорога с двусторонним движением. В 1968 году построили новый корпус школы (открыли Рукельскую восьмилетнюю школу). В 1977 году в Рукеле отметили важное событие 50- летие Рукельской средней школы. Школе подарили юбилейный ковер, сотканный ученицей Магомедовой Мерзие. Во второй половине 70-х годов построили еще один новый корпус Рукельской средней школы. В 1976 году, к 100- летию со дня рождения В.И. Ленина открыли перед школой памятник. Местный скульптор, учитель трудового обучения Гусейнов Айдемир Гусейнович является автором этой работы.

После установления царской власти прежние феодальные отношения формально сохранились; население Рукеля продолжало считаться райятами, то есть податным крестьянством, зависимым от бека. Крестьяне Дагестанской области были освобождены от повинностей и податей особым указом 1913 года. Традиционными занятиями жителей Рукеля являлось отгонное скотоводство, а также виноградарство, земледелие и ковроткачество. В XIX веке большую роль в экономике села играла добыча соли в соседних соляных озёрах, на которую рукельцы долгое время сохраняли монополию. Соль перепродавалась в соседние лезгинские и табасаранские сёла взамен на зерно. С развитием экономики в дореволюционную эпоху население села потянулось за заработками в Дербент и Баку. В 1924 году была основана ковровая фабрика, однако в настоящее время ковроткачество продолжает существовать в основном в домашних условиях.. Близ села имеются месторождения пильного камня, хлорнатриевых минеральных вод.



1.3 Архитектурные памятник села Рукель

ДЕШИКЛИ-ДАШ (КАМЕНЬ С ДЫРОЙ)

У этого камня, по выражению рукельцев, магическая сила. Действительно, этот камень вроде надгробия (мазардашы) с дырой в середине. Если в селе засуха свирепствует продолжительное время и более простые способы вызывания дождя не приносят желаемого результата. Рукельцы, в основном женщины собираются возле этого камня, чтобы сварить молочный суп. Все жители села, у кого есть дойная корова, приносят молоко, у кого нет - рис. Там варят суп и разносят по домам. После такого обряда дождь идет. Бесплодная женщина три раза проходит через дыру камня и потом у нее появляется возможность родить ребенка. Та, которая прошла через дыру, оставляет на камне платочек. Этим не кончается магическая сила камня. Младенца через сорок дней рождения носят к этому камню. Младенца пропускают три раза через дыру камня. Эта церемония/гырхин - кесме/ делается для того, чтобы ребенок не болел, а если до сих пор болел, чтобы выздоравливал.

«МЕРЕЗ ГАБИРИ» (могила болезней)

Эта могила находится в верхней части села, рядом с «Дешикли-даш». Могила лечит от болезней. Если ребенок долго болеет, его несут к могиле. Бабушка /мать/ ребенка берут с собой пустую бутылку из-под различных напитков и семь отрезков шерстяных нитей разных цветов, которыми ткут ковры: зеленый, белый, черный, красный, оранжевый, коричневый, желтый. Дальнейшая церемония проходит у могилы «мерез-габири». Пустынную бутылку разбивают на могиле, а нити завязывают в пальцы младенца и потом режут ножницами, повторяя слова «Все болезни с разбитой бутылкой и отрезками нитей оставляю здесь и ухожу». После такой церемонии через несколько дней ребенок выздоравливает.





«ГЮЗ МИНДЖАГЛАРЫ»

«Гюз- минджаглары» /бусы/ привез из Мекки дед Байрамова Бегпулата. И сегодня рукельцы, чтобы оградиться от дурного глаза пользуются им. В литровый баллон воды опускают эти бусы, промывают их. Если рукельца сглазили, то этой водой он полоскает лицо, тем самым выздоравливает. Если пройти по улицам Рукеля, можно увидеть на воротах ветвь колючего кустарника. Рукельцы считают, что если кто-то сглазит, то колючки кустарника войдут в глаз. И поэтому, чтобы огородиться от дурного глаза, вешают ветвь. Рукельские дети до совершеннолетия носят талисманы /гюз-минджаги/, чтобы их не сглазили.

«ГОПАН ТЕРЕК» (ОБВАЛИВШЕЕСЯ ДЕРЕВО)

Старожилы рассказывают, что это могила человека, который умер от испуга. Через несколько лет на этой могиле выросло дерево. От грома дерево обвалилось и высохло. С тех пор могила является священной. Если рукелец, получив плохую весть или по другим причинам, испугался, то с корня этого дерева берут землю и, смешав с водой, пью. Тем самым у него испуг проходит.





















Комментарии