Достойный брат знаменитого ваятеля - ХранителиРодины.рф

О создателе самого известного памятнику А.С. Пушкину – скульпторе Александре Михайловиче Опекушине – знают многие, а о его младшем брате Константине не слышал почти никто. Будем исправлять!

В тридцати километрах от Ярославля на высоком берегу Волги, в устье речки Рыбинки, стоит величественная церковь Всемилостивого Спаса. Здесь, в селе Рыбницы, с разницей в один год были крещены братья Опекушины – Александр (1838 – 1923) и Константин (1839 – 1917). Они родились крепостными в простой крестьянской семье в деревне Свечкино (в километре от Рыбниц). Оба в разное время отправились на заработки в Санкт-Петербург, где среди прочих лепщиков-отходников, которыми славилась ярославская земля, трудился их отец Михаил Евдокимович Опекушин. Александру было суждено, обучившись азам скульптуры, добиться звания академика и прославить своё имя созданием не только самого первого памятника А.С. Пушкину, но и множества монументов выдающимся деятелям Российской империи – генерал-губернатору Сибири Н.Н. Муравьёву-Амурскому в Хабаровске, адмиралу А.С. Грейгу в Николаеве, профессору Карлу Бэру в Тарту, поэту М.Ю. Лермонтову в Пятигорске. Он увековечил в бронзе русских императоров Александра II и Александра III. Запечатлел в мраморе Екатерину Великую, статуя которой украшает сейчас Большой дворец в усадьбе Царицыно. Почти всю свою долгую жизнь Александр Михайлович прожил в Санкт-Петербурге, в отличие от младшего брата, которому в северной столице закрепиться не удалось.

Константин занимался коммерцией, держал лавку, финансово поддерживал старшего брата, которому из-за разросшейся семьи – у Александра Михайловича родились три дочери и один сын – частенько не хватало денег то на оплату гимназии, то на хозяйственные нужды. Братья Опекушины с 1877 года владели участками в дачном городке Дудергофе. Чуть позже Константину, который был в то время купцом 2-ой гильдии, по многочисленным просьбам дудергофских дачников удалось открыть там фруктово-гастрономический магазин. Причины, по которым Константин Михайлович вернулся на родину, нам пока неизвестны. То ли плохо шла торговля, то ли столичная жизнь утомляла. Последние почти тридцать лет жизни он провёл в Рыбницах, построив в 1893 году просторный одноэтажный дом на городской манер, который сохранился до наших дней.

В отличие от старшего брата, у Константина Опекушина не было детей – ни в первом браке с Натальей Степановной Суровениной, скончавшейся от водянки в 1897 году, ни во втором – с Марией Федоровной Гостевой, пережившей мужа на 37 лет. На хрупкие плечи Марии Федоровны легли заботы о трёх внуках скульптора после смерти их матери в 1899 году. Так как знаменитый дед был занят исполнением важных заказов по изготовлению памятников, а родной отец вскоре вновь женился, то Константин забрал малышей к себе и воспитывал их, как своих собственных. Они росли среди волжского раздолья.

Константин Михайлович был активно вовлечён в общественную жизнь села. В 1890 году его назначили старостой той самой церкви, в которой их с братом когда-то крестили. Его стараниями была составлена и издана брошюра «Село Рыбницы или Ново-Спасское Ярославской епархии Даниловского уезда». В ней собраны как самые первые летописные упоминания о селе, так и описания различных местных происшествий, случившихся уже в XIX веке, например: «В 1869 году Волга не замерзала даже до декабря месяца. Причиной сему была необыкновенная прибыль воды и происшедшая вследствие сего быстрота течения. Вода вышла из берегов, затопив низменные луга со стоявшими на них стогами сена. У разных владельцев в г. Ярославле разнесено было водой тысячи сажен дров и лесу. Такого разлития Волги и в такое время, в ноябре месяце, по сказанию старожилов, не бывало более 70 лет. – В том же году в теплой церкви вместо обветшавшего деревянного, церковным старостою Иваном Осиповичем Уткиным, устроен мозаичный пол». К слову сказать, этот мозаичный пол можно увидеть и сегодня.

В 2018 году Ярославский художественный музей сделал репринтное переиздание брошюры, дополнив его очерком о своем филиале – доме-музее скульптора-академика А.М. Опекушина, расположенном в здании бывшей лепной школы. К созданию дома-музея Константин Михайлович имеет самое прямое отношение. Именно он, будучи попечителем Рыбницкого начального училища, выкупил у разорившегося пароходчика Ивана Петровича Рябинина двухэтажный бревенчатый дом с мезонином и передал его Даниловскому земскому сообществу под лепную школу. В 2014 году Константин Михайлович направил письмо в Отдел промышленных училищ министерства народного просвещения с ходатайство «О присвоении скульптурно-лепному отделению Рыбницкого училища имени А.М. Опекушина, скульптора и академика», и уже в марте 1915 года пришёл документ с разрешением «…присвоить указанному заведению испрашиваемое имя».

В 1921 году после закрытия лепной школы, которая оказалась не нужна новой власти, в здании была открыта начальная школа, директором которой стал внук скульптора Николай Владимирович Опекушин, вернувшийся в эти края после учёбы в Москве. Здесь же он женился на учительнице Анне Павловне. Их первый сын Олег погиб под Смоленском во время Великой отечественной войны, а вскоре родилась дочка Ирочка. Ирина Николавна Морозова – правнучка великого скульптора – до сих пор живёт в том самом доме, который построил Константин Михайлович Опекушин. В гости к ней очень любят приезжать многочисленные внуки и правнуки и слушать увлекательные истории из жизни предков.

Комментарии