Скульптура для истории
#Ростов-на-Дону #скульптура, Ростов-на-Дону, Ростовская область
Чаще всего, мы неважно знаем историю нашего города. Поэтому особенно ценно, когда находиться человек желающий приоткрыть для нас покров истории
Ростов-на-Дону стал таким, каким его знают сейчас, лишь в 1929 году. В этот год, до того времени соседние города, Нахичевань-на-Дону и Ростов-на-Дону, окончательно слились между собой.
Краеведы утверждают, что Ростов, тогда еще бывший самостоятельным от Нахичевани городом, рос и развивался сам, независимо от воли царей, которые в далеком XVIII веке поддерживали на юге не его, а такие города, как Таганрог, Азов, Новочеркасск. Город многого достиг, опираясь лишь на собственные ресурсы и возможности, что во многом отражает вольный донской характер. Познакомиться с этими страницами в истории города можно в Ростовском краеведческом музее, где в год 270-летия города была открыта выставка «Старый Ростов», действующая и сейчас.
Почему Ростов называли «город-купец»,кто стал родоначальником художественного образования на Дону, и какой университет был перенесен сюда из Варшавы, на все эти и другие вопросы, можно почерпнуть ответы.
Экскурсия в историю
Теперь пожалуй отступим от того чем город стал и как он рос, вернувшись к его началу. Годом основания того, что впоследствии станет Ростовом-на-Дону, считается 1749 год, в который Елизавета Петровна подписала указ об основании Темерницкой таможни.
В 1761 году здесь была построена крепость Дмитрия Ростовского, но до наших дней дошли лишь отдельные её части.
Среди них план крепости у Покровской церкви, рядом с ней на площади находиться небольшой фрагмент брусчатки под стеклянным куполом, а на месте крепостных редутов, можно увидеть памятные знаки.
Сохранился и фрагмент крепости в Крепостном переулке, возле которого стоит памятник основателям крепости. Он представляет нам людей давших основание крепости, которая впоследствии стала Ростовом-на-Дону. Это инженер Александр Ригельман, первый комендант крепости Иван Сомов, командующий Донским войском, генерал-майор Данила Ефремов со своим вестовым Доломановским казаком и будущий первый управляющий Темерницкой таможней Василий Хастатов.
Еще один памятник, уже самой Елизавете Петровне, можно найти, ниже по улице, в Покровском сквере.
Третий памятник, который так же увековечил момент появления города, находиться на правом берегу Ростовской набережной. Это памятник самой Темерницкой таможне.
История об авторе
Создал эти работы Сергей Николаевич Олешня, один из самых известных скульпторов Ростова-на-Дону. В работе над памятниками, связанными с основанием города, изучал исторические источники и много работал с историками.
Сергей Николаевич член Союза Художников СССР и академик Российской Академии художеств, который сейчас преподает в Южном федеральном университете (ранее РГУ). Свою учебу, как скульптора, он начал в 15 лет, поступив в училище имени Грекова. Как он вспоминает:
«— Когда я учился в Грекова, там не было скульптурного отделения, — рассказывает он. – Я проучился год на живописи. Жил тогда в Кулешовке. Домой приходилось возвращаться пешком: через Ворошиловский мост и дальше полями. Иногда ездил на велосипеде: прятал его в камышах у берега» ("Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 27(446) от 03-07-2007)
Там ему посчастливилось стать учеником Резниченко, у которого он занимался с большим удовольствием, чем непосредственно в классе живописи. Знаменитый скульптор сделал статуи украшающие сейчас фасад Ростовского цирка.
Именно Резниченко помог начинающему скульптору с поступлением в Пензу, на отделение скульпторы, которых в то время было лишь три: в Санкт-Петербурге, Одессе и Пензе. Это подарило Олешне желание открыть скульптурное отделение в родном Ростове, что он позже и осуществил.
Первой скульптурой мастера был «Голубь мира», который сейчас находится в Пензе. Скульптура была выполнена из алюминия. Сам Сергей Николаевич в одном из интервью называл своим самым любимым материалом бронзу, из которой отлито большинство созданных им памятников и скульптур. Первой же работой в Ростове стали скульптуры «Трубящие Музы» и «Музыканты», украшающие Музыкальный театр города
После окончания Пензенской академии художеств, собирался продолжить обучение в Суриковке в Москве, но не поступил в результате неприятного инцидента с дверью училища. Был отправлен в дом творчества Союза художников в Перславль-Залесский, о которых впоследствии с теплом отзывался
После обучения там, он приехал в Ростов и поступил на худграф ростовского педуниверситета, где получил высшее образование. Его дипломной работой была мемориальная доска Шибланова, украшающая сейчас стену здания академии архитектуры и искусства ЮФУ. Сейчас он не только занимается созданием скульптур, но и преподает скульптуру на факультете изобразительного искусства в Южном Федеральном Университете. А с 2010 года ведет на факультете свою скульптурную мастерскую
Во время моей учебы в университете мне довелось побывать на лекции Сергея Николаевича. Больше всего внимания в своей лекции он уделил любимому делу, не забыв, однако, и городе.
Ему очень приятно, что людям нравятся его работы, что, например, памятник Основателям заинтересовал многих, особенно молодых ростовчан, историей города. Он так же высказал расстройство по поводу скороспелых городских памятников, которые портят и восприятие, и облик города, высказав мысль, что лучше никаких памятников, чем плохие.
Именно поэтому он очень любит Грецию и изучает её. Как образец классической скульптуры, чьи идеалы он старается привнести в собственные работы, надеясь воспитать в молодом поколении чувство прекрасного.
Немного о Шолохове и скульптурах
Стоит сказать, что не одни только скульптуры Музыкального театра, тесно связаны с культурой. Сергей Николаевич создал и скульптуру «Григорий и Аксинья в лодке», которая стоит на правом берегу Ростовской набережной. Несмотря на то, что с жизнью и именем Шолохова больше связана станица Вешенская, в городе есть «Шолохов-центр», расположенный на Большой Садовой, в особняке который известен как Дом братьев Мартын.
Это лишь малая часть работ скульптора в городе, но через каждую из них он выражает не только любовь к собственно творчеству, но и любовь к родному краю, его истории и культуре, стараясь заразить этим других.
Быханова Мария
Волонтер ГБУК «Дарвиновский музей»
Комментарии
Виктория
Может мемориальная доска Щебланова, а не Шибланова?